Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели психической зрелости на первом году жизни




а) Коммуникативное поведение (протодиалог)

Как известно, младенец проявляет коммуникативную активность с первых месяцев рождения. Выражается это в избирательно активном внимании к лицу и особенно глазам говорящего с ним. Это как бы начало освоения поведенческого сценария, который станет позже основой невербальных составляющих диалога. Установление контакта глаз является, как известно, демонстрацией намерения вступить в разговор. Наши клинические наблюдения свидетельствуют, что в раннем возрасте коммуникативная потребность и компетентность тесно согласуются с познавательным потенциалом ребенка. После 2 месяцев спонтанная улыбка сменяется на реактивную, ответную на улыбку взрослого. В 3 месяца важный показатель— появление так называемой «реакции ожив­ления». В конце первого — во втором полугодии общение младенца и матери приобретает диалогоподобный характер: вокализации ребенка чередуются с паузами, во время которых младенец прислушивается к голосу говорящей с ним матери. Экспериментальные данные зарубежных исследователей свидетельствуют, что существует прямо пропорциональная зависимость между сенси-тивностыо и откликаемостыо матери, с одной стороны, и вокализационной (а позже — речевой) коммуникативной активностью ребенка — с другой. При оценке этих показателей следует иметь в виду, что, по сути, оценивается диада «мать—дитя». Очень многое в поведении младенца зависит от материнского поведения (эмоционального и коммуникативного).

б) Эмоциональное поведение

С 3 месяцев эмоциональные реакции младенца приобретает все более произвольный и разнообразный характер. Западные психологи описывают следующий набор эмоциональных реакций, наблюдаемый у младенцев после 3—4 месяцев: а) «удивление в ответ на неожиданность» — торможение двигательной активности и снижение сердечного ритма в ответ на неожиданное явление; б) тревожные реакции на состояния физиологического дискомфорта (боль, холод и голод) — усиление двигательной активности, сопровождающейся закрыванием глаз, учащением сердечного ритма и плачем; в) реакция расслабления в ответ на удовлетворение потребности — снижение мышечного тонуса и закрывание глаз; г) «комплекс оживления», возникающий при виде лица близкого человека (на небольшом расстоянии — 30—40 см) в сочетании с обращенной к нему речью, интонационно любовно окрашенной. Эта эмоциональная реакция наиболее хорошо известна педиатрам и детским невропатологам. Она проявляется в улыбке, радостных вокализациях, повышении двигательной активности. Около 8 месяцев возникает еше одна эмоциональная реакция: страх при встрече с незнакомым человеком (или явлением) — испуганное выражение лица, губы поджаты, глаза расширены, брови подняты. В этом же возрасте появляется эмоция «гнева, вызванного разочарованием», в виде сопротивления и плача, возникающая при прерывании какого-либо занятия малыша или исчезновении из поля зрения интересующего его объекта.

 

 

в) Познавательная активность

Познавательная или исследовательская активность, с одной стороны, это раннее проявление познавательной мотивации. С другой — она создает младенцу оптимальные условия для познания окружающего его мира и утоления сенсорного голода, то есть поддержания адекватного уровня сенсорной стимуляции. Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что сенсорная стимуляция церебральных центров способствует созреванию нейронов и миелинизации проводящих путей.

В раннем возрасте познавательная активность проявляется в длительности непрерывной фиксации взора на заинтересовавшем ребенка объекте. Иначе говоря, устойчивость непроизвольного внимания в этот период — показатель познавательного потенциала младенца и прогностически значимый признак для интеллектуального развития в дошкольном и младшем школь­ном возрасте.

Другое проявление исследовательского поведения — предметно-манипуля-тивная игра, преобладающая из форм активности на первом году жизни. Младенец разглядывает, ощупывает предметы, тянет их в рот, кидает их. Примерно к 7—8 месяцам у него складываются элементарные формы представлений — так называемая «константность представления о предмете». Он продолжает помнить о существовании предмета некоторое время после исчезновения его из поля своего зрения. Отыскивает игрушку, спрятанную на его глазах. Мир, окружающий ребенка, становится более предсказуемым и структурированным. Константность представления о предметах является предпосылкой для образования смысловой связи между их наименованием, услышанным от взрослых, и соответствующими образами, то есть основой для формирования пассивного словаря.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.