Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели психической зрелости на третьем году жизни




а) Коммуникативное поведение

На третьем году жизни сохраняется как ведущее ситуативное личностно-деловое общение. Однако ближе ко второму полугодию оно начинает окрашиваться проявлениями кризиса 3 лет: чертами упрямства, противоборства с близкими взрослыми.

В конце данного возрастного периода начинают формироваться партнерские отношения со сверстниками. Общение с ними приобретает более продуктивный и содержательный характер. Этому способствует созревание способности к взаимодействию и сотрудничеству в совместной игре. Значительно шире в общении между детьми используются речевые средства, такие как диалог или полилог (диалог более чем двух детей).

б) Эмоциональное поведение

На третьем году жизни меняется рисунок эмоционального поведения. Доминирующий эмоциональный тон начинает существенно зависеть от социальной и коммуникативной ситуации. Появляется способность скрывать истинные чувства и переживания и демонстрировать те, которые желательны, исходя из ситуации (притворяться, хитрить, демонстрировать ложные эмоциональные состояния). Эпизодически ребенок проявляет агрессивные чувства (преимущественно в вербальной форме) по отношению к родителям. Кризис самоопределения (формирование психической Я-концепции) усиливает эмоциональную неустойчивость. Одновременно растет степень дифференцирован-ности эмоциональных реакций.

в) Познавательная сфера

Развитие наглядно-действенного мышления или т. н. «сенсомоторного интеллекта» (по Ж. Пиаже) на третьем году достигает значительной степени зрелости. Ребенок овладевает основными сенсорными эталонами формы, цвета и размера, использует их в практический деятельности.

Стратегические возможности решения проблем совершенствуются. Выполняя большинство конструктивных заданий (имеется в виду репродуктивное, проблемное конструирование) методом проб и ошибок, ребенок к концу этого периода начинает осваивать азы приемов зрительного сопоставления сенсорных характеристик и мысленного оперирования ими.

г) Игровая деятельность

На третьем году жизни, во второй его половине, отдельные действия с кук­лами, характерные для символической игры (имитационные бытовые действия «понарошку»), перерастают в сюжетные игровые действия. Ребенок воспроизводит фрагменты сюжетных игровых действий преимущественно бытового характера: укладывает куклу спать, умывает и кормит ее, используя предметы-заместители, нагружает и разгружает автомобиль и т. п. В этом возрасте для детских игр характерна неполнота развертывания сюжета: большинство из них одноактны и не собраны в последовательность логически организованных игровых действий, воспроизводящих целостные бытовые сценарии. Предметно-практическая игра со строительным материалом, дидактическими игрушками (пирамидками, формочками-вкладышами, мозаикой и др.) становится более целенаправленной, разнообразной и продуктивной.

Признаки риска
Первый год жизни
A) Коммуникативное поведение: Дефицит или отсутствие «реакции оживления» после 3 мес. Пассивность/недифференцированная реакция на близких /чужих после 8 мес. Или паническая реакция на чужих. Избегание глазного контакта, позы принятия. Позднее появление лепета (раннего — после 5 мес, позднего — после 7-8 мес).
Б) Эмоциональное поведение: Пассивность, нерадостное настроение, монотонный плач, дистимическии или депрессивный фон настроения, невропатические проявления. Бедный репертуар эмоциональных реакций.
В) Познавательная сфера: Отсутствие интереса к игрушкам. Не отыскивает спрятанную на его глазах игрушку (после 7 мес.). Нет фиксации взора на яркой игрушке. Нет прослеживающих движений взора за ярким предметом. Неустойчивая, кратковременная фиксация зрительного внимания.
Второй год жизни
А) Коммуникативное поведение: Низкая коммуникативная активность. Отсутствие или слабая выраженность реципрокности в диалоге. Избегание диалога или формальность в диалоге.
Б) Эмоциональное поведение: Пассивность, нерадостное настроение, монотонный плач. Дистимическии или депрессивный фон настроения. Невропатические проявления Тревожная привязанность к родителям. Однообразные, стереотипные эмоциональные реакции.
В) Познавательная сфера: Преобладание элементарных форм исследовательского поведения (ротовое исследование). Хаотический характер проб и ошибок. Нефункциональность предметных действий. Отсутствие ориентации на цвет и форму в практической деятельности.
Г) Игровая деятельность: Преобладание манипулятивной игры. Отсутствие символической игры после 1,5 лет. Неспособность самостоятельно организовать игровую деятельность без помощи взрослого. Третий год жизни
А) Коммуникативное поведение: Боязнь и избегание сверстников. Отсутствие партнерских отношений. Чрезмерная автономность поведения по отношению к родителям. Низкая коммуникативная активность.
Б) Эмоциональное поведение: Пассивность, нерадостное настроение. Дистимический или депрессивный фон настроения. Невропатические проявления. Однообразные, стереотипные эмоциональные реакции. Эмоциональная отгороженность или неадекватность эмоциональных реакций. Симбиотическая привязанность по отношению к родителям: ребенок требует постоянной физической близости родителей.
В) Познавательная сфера: Преобладание элементарных форм исследовательского поведения (ротовое исследование). Хаотический характер проб и ошибок. Нефункциональность предметных действий. Отсутствие каракульного рисунка.
Г) Игровая деятельность: Преобладание манипулятивной игры. Отсутствие символической игры. Низкая игровая активность. Стереотипность игровых действий в предметно-практической игре.

 

Приложение 3

СТАНДАРТИЗОВАННАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ (СМИНЧ)

Данная методика позволяет оценить навык чтения не только качествен­но, но и количественно. Это необходимо для дифференциальной диагностики избирательных, специфических нарушений усвоения чтения (то есть дислексии) и неспецифических затруднений разной этиологии (при недоразвитии устной речи, при умственной отсталости, при неправильной методике обучения и т. п.). Ее целесообразно использовать при исследовании детей со 2-го по 6-й класс.

При исследовании желательно, чтобы ребенок не видел, что фиксируется скорость чтения. После того как он прочитал заголовок, включается секундо­мер. Регистрируется число правильно прочитанных слов за первую минуту. Если ребенок самостоятельно исправил ошибку, слово считается прочитанным правильно. Всем детям предлагается прочесть тексты I и II. После прочтения каждого текста проверяется понимание прочитанного.

Коэффициент техники чтения (КТЧ1 и КТЧ2) находят в таблице на пере­сечении строки, соответствуюшей числу правильно прочитанных слов и столбца, соответствующего классу и номеру текста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.