Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельная работа на занятии. Вопросы для самоподготовки




Вопросы для самоподготовки

Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе

Время: 2 часа.

Мотивационно - воспитательная характеристика темы: нервная система обеспечивает саморегуляцию жизнедеятельности организма благодаря способности реагировать на внешние и внутренние воздействия. Главная и специфическая функция ЦНС — осуществление простых и сложных высокодифференцированных отражательных реакций, получивших название рефлексов. Созревание ЦНС и мускулатуры в раннем онтогенезе ведёт к увеличению двигательной активности ребёнка. В свою очередь увеличение движений стимулирует рост и развитие не только мускулатуры, но и ЦНС за счёт усиленного притока афферентных импульсов.

Учебная цель: сформировать у студентов представление о рефлексе как остереотипной реакции живого организма на определенное воздействие, проходящей с участием нервной системы. Уяснить, что осуществление рефлексов возможно только при анатомической и функциональной целостности рефлекторной дуги.

Содержание занятия

Таблица 3.1

Этапы занятия Цель данного этапа Время
1.Вводный контроль Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля 10 мин
2.Опрос - беседа Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. 25 мин.
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. 45 мин.
4. Завершающий этап Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. 10мин.

1. Основные функции и компоненты нервной системы.

2. Дайте определение понятию рефлекс. Что является анатомической основой рефлекса?

3. Классификация рефлексов.

4. Становление рефлекторной функции в ЦНС в период внутриутробного развития и новорождённости.

5. Этапы развития двигательных навыков.

6. Значение исследования рефлекторной деятельности в диагностике здоровья

 

Домашнее задание

1. Зарисовать схему соматической и вегетативной рефлекторной дуги.

2. Составить таблицу:

«Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе» по следующей схеме:

Возраст (пренатальный и постнатальный) Виды Особенности
     

 

Таблица 3.2

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
1. Определение рецептивного поля рефлексов     - слизистая носа - ротовая полость - роговица глаза Человек Применяя адекватные раздражители вызвать безусловные рефлексы со слизистой носа, ротовой полости, роговицы глаза. Дать название рефлексам и выполнить квалификационную характеристику.   Рецептивное поле – это скопление рецепторов, воздействие на которые вызывает определённый рефлекс.
2. Определение сухожильных рефлексов   - коленный рефлекс   - ахиллов рефлекс   - сгибательно - локтевой рефлекс     - разгибательно-локтевой   Воздействуя молоточком на определённые рефлексогенные зоны получить коленный, ахиллов, локтевой рефлекс. Нарисовать схему рефлекторной дуги и указать уровень замыкания в ЦНС. - удар молоточком по сухожилию четырёхглавой мышцы голени вызывает сокращение четырёхглавой мышцы и выпрямление голени. - удар молоточком по ахиллову сухожилию вызывает подошвенное сгибание стопы.     - вызывается ударом молоточка по сухожилию двуглавой мышцы в локтевом сгибе. Вызывает сокращение названной мышцы и сгибание в локтевом суставе. - вызывается ударом молоточка по сухожилию трехглавой мышцы, что вызывает ее сокращение и разгибание предплечья в локтевом суставе, удар наносится на 1,5 — 2 см выше olecranon. Сухожильные рефлексы наиболее постоянны, отсутствие их в норме встречается лишь в исключительных случаях. Рефлекторная дуга коленного рефлекса замыкается на уровне 3 – 4 поясничного сегмента спинного мозга. Р.д. ахиллова рефлекса замыкается на уровне 1 – 2 крестцового сегмента спинного мозга. Р.д. локтевого рефлекса замыкается на уровне 4 – 6 шейного сегмента спинного мозга. При хроническом утомлении отмечается снижение сухожильных рефлексов, а при неврозах — усиление. При остеохондрозе, пояснично-крестцовом радикулите, невритах и других заболеваниях, а также при старении, отмечается снижение или исчезновение рефлексов.

Вопросы для самоконтроля

  1. Строение нейрона.
  2. Синапс и его строение.
  3. Чем представлена центральная нервная система?
  4. Чем представлена периферическая нервная система?
  5. Строение рефлекторной дуги.
  6. Что такое рецептивное поле рефлекса, время рефлекса, центральное время рефлекса?
  7. Что является отличительной особенность рефлексов новорождённого?
  8. В каком возрасте устанавливается оптимальный режим работы двигательного аппарата?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.