Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Основы конфликтологии




Основы конфликтологии

ных в данной обстановке общественных сил, на сто­роне кого оказывается доминирующее общественно-политическое мнение.

Продолжение открытых конфронтационных действий Президента РФ Ельцина Б.Н. против бывшего Верховного Совета РСФСР в 1992-1993 гг. было основано на продуманном анализе изменяю­щейся в его пользу политической ситуации и учете складывающегося перевеса общественного мнения. Тезис Президента РФ — «Верховный Совет — глав­ный тормоз реформ» — работал эффективно, ре­конструируя конфликт, между главой исполни­тельной власти и высшим законодательным орга­ном страны не в интересах последнего. Это позволило Президенту настойчиво добиваться Проведения всероссийского референдума о доверии ему лично и о поддержке его политики.

Референдумы в западно-европейской политичес­кой практике — высшая форма выявления мнения большинства по коренным вопросам политики. В России же и здесь возникают свои проблемы. Ска­зывается груз длительного господства авторитариз­ма и диктатуры. Референдум 17 марта 1991 г. за сохранение Союза ССР, его результаты (в РСФСР за сохранение высказались 71% граждан, на Ук­раине — 70%, в Белоруссии — Ј3%) были перечерк­нуты беловежской тройкой лидеров, объявивших о кончине Советского Союза. Таким образом, мнение меньшинства, в основном не принявшего участия в референдуме, оказалось решающим. Не менее дра­матическими для судеб российского политического конфликта 90-х гг. стали последствия другого рефе­рендума — о доверии исполнительной президентс­кой и законодательной ветвям власти. На первое место были поставлены не результаты, а их проти-


воположная интерпретация конфликтующими сто­ронами. Она органически включалась в структуру конфликта и сыграла определяющую роль в даль­нейшем ходе противоборства между властями. Несмотря на то, что большинство принявших учас­тие в референдуме не высказалось за необходимость проведения досрочных выборов народных депута­тов Российской Федерации, президентская коман­да истолковала итоги референдума как свою победу; курс Президента и правительства по про­ведению реформ был одобрен. Конфликт теперь приобрел новую фазу остроты; его динамика пошла в направлении к насильственному разрешению. Это и произошло в трагические дни сентябрь-октябрьс­ких (1993 г.) событий.

Сказанное выше о неоднозначности результатов применения демократических форм управления кон­фликтами («круглых столов» и референдумов) позво­ляет сделать вывод, что эти технологии, как и про­чие, оставляют в политическом пространстве место для неопределенности суждений и оценок конфлик­тующими сторонами своего положения в политичес­ком противостоянии, о реальности доминирования или же отсутствии его в новой ситуации. Этой нео­пределенностью стремится воспользоваться сторона, для которой складывается в данное время благопри­ятная общественно-политическая обстановка. В та­ком случае орудием разрешения, а скорее прекра­щения конфликта, становятся не демократические, а административно-властные методы.

В любой ситуации политическими силами ис­пользуются СМИ: и как средства информационной демократии, и как орудие легитимации антидемок­ратических механизмов воздействия на конфликту­ющих субъектов. В современных условиях ни один


Основы конфликтологии 4 28

конфликт, ни одну акцию государственной власти и отношение к ней общества нельзя рассматривать изолированно от влияния СМИ. Между людьми и властью сегодня стоят СМИ. Как они преподносят обществу информацию о характере конфликтных ситуаций и реакции государственных органов, так в большинстве своем закрепляется картина в мас­совом сознании. По желанию руководителей СМИ и обслуживающих их журналистов, а также тех, кто их оплачивает и контролирует, нагнетаются кон­кретные конфликты или, напротив, замалчиваются. СМИ конструируют конфликтную реальность по своему усмотрению и заказу сильных мира сего, ли­шая такой возможности в большинстве ситуаций противоположных агентов конфликта. Информаци­онные средства превратились в многофункциональ­ное орудие воздействия на человека и общество в целом: социальной мобилизации и социального контроля, стимулирования и санкционирования, ле­гитимации действий властных институтов и делеги-тимации и т.д. Роль средств массовой информации настолько возросла, что это дало основание некото­рым теоретикам считать их фактором первичным по отношению ко всем другим в структуре обществен­ного процесса. Думается, что в части социализации личности и формирования мотивационной базы массового поведения, такое суждение вполне кор­ректно.

Фактор неопределенности, сопутствующий любо­му конфликту, в особенности политическому, вклю­чение в конфликтное взаимоотношение массовой информации, выступающей эффективным сред­ством конструирования субъективной реальности, зависимость действий политиков и политических ин­ститутов от символического капитала, формируемо-


429 ____________ Лекция 10

го СМИ, — все это тем не менее не исключает объек­тивных закономерностей политики и политических конфликтов.

На волне критики марксизма многие авторы отказались от идеи объективных законов истори­ческого процесса в целом и политики в том числе, считая ее догмой вульгарного исторического ма­териализма. Один из активных пропагандистов такой точки зрения на страницах газеты «Совет­ская Россия» (1997 г.) С.Кара-Мурза обозвал эту идею «песенкой об объективных законах» для ин­теллигенции, «вбитой в наши головы школой», во многом способствовавшей дискредитации социа­лизма. Здравомыслов А.Г. высказывает по сути ту же мысль, утверждая, что «конфликтно-событий­ное понимание происходящего» отвергает притя­зания теоретического разума на сведение частно­го к общему», «демонстрирует несостоятельность стремления открыть и сформулировать некото­рые общие объективные законы происходящего.» Эта точка зрения «подчеркивает роль субъектив­ности, а следовательно, оставляет достаточно большое место для непредсказуемости совершаю­щегося».4 Последнее умозаключение автора не вы­зывает возражения, однако оно ничуть не проти­воречит признанию объективности законов социальной действительности. И как бы. ни огова­ривал автор свою точку зрения тем, что ее не сле­дует понимать как отказ от интеллектуального постижения действительности, ее рационализации, такой отказ в ней потенциально заложен.

«Большой запас неопределенности» в конфлик-тогенных взаимодействиях, в реальном их развер­тывании, безусловно, есть следствие роли субъек­тивного фактора и многообразия взаимосвязанных


Основы конфликтологии 430

конфликтов или даже их серий. Нелепо было бы от­рицать, что в политике зачастую доминирует воля лидеров, партий, элит, бушуют страсти и эмоции. Однако конечный итог политических действий орга­низованных социальных групп определяются все же общими интересами, так или иначе признаваемы­ми активной частью этих групп. Зависимость поли­тических процессов от общих интересов есть один из объективных законов политики.5 Его признание вов­се не означает, что любой политик, действуя в кон­фликтной ситуации, осознанно и непосредственно ориентируется на общий интерес. И все же конеч­ный успех умиротворения конфликта или его раз­решения обусловлен тем, насколько полно этот ин­терес отражен в стратегии политика.

Объективность законов политики примитивно истолковывать в смысле абсолютной их независи­мости от действий политического субъекта. Ведь социальные законы, в том числе политические, суть всеобщие и необходимые формы общественных дей­ствий людей. Реализоваться иначе, как только че­рез сознание, волю и действия людей, они не могут. Кроме того, людские сообщества, изменяя обстоя­тельства своей общественной жизни, тем самым со­здают условия Для возникновения одних законов и блокирования других, способствовавших сохране­нию и функционированию старой социальной сис­темы. В настоящий период такай процесс характе­рен для России. Здесь формируется иная, в отличие от советской, политическая система с иными зако­номерностями, выражающимися, в частности, в моделях либеральной демократии западно-европей­ского образца. Новое, специфическое не отвергает всеобщего, например, объективной необходимости легитимности политической власти. Изыскиваются


431 Лекция 10

и реализуются лишь другие формы и методы леги­тимации. Не отрицаются давно проверенные исто­рическим опытом способы распределения власти и взаимодействия различных типов властей, к приме­ру, разделение законодательной, исполнительной и судебных властей. Обосновываются и закрепляют­ся законом соответствующие российским условиям формы разделения и институты государственной власти. Наконец, наличие в нашей стране многих общецивилизационных политических конфликтов, в частности между различными ветвями власти, до­казывает реальность бытия объективных законов. И это не зависит от поведения тех или иных полити­ков, стремящихся выдавать свои цели и действия за объективные, безальтернативные, за абсолютную истину.

Только на основе знания о закономерностях по­литических процессов возможно разработать более или менее приближенный к реальности сценарий прогноза конфликтной картины. Здравый смысл — верный помощник научно-рационального сознания, однако заменить его он не в состоянии. Действия методом «проб и ошибок», управление, построенное на базе тривиальных житейских аксиом типа: «по­живем—увидим»; «что делается, все к лучшему»; «наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь» — результат здравого смысла, продукт обыденного сознания. В конфликте он также присутствует вне рационального, однако не ускоряет достижение со­гласия.

Сценарий прогноза как необходимый инструмент управления конфликтом служит базой для разра­ботки программы (проекта) действий. Программное мышление по своему существу выступает как про­блемное. Программа (проект) — это обозначение


Основы конфликтологии 432

комплекса проблем и обоснование путей и методов их решения. За проблемами кроются противоречия и конфликты, исход которых до некоторого времени остается непредсказуемым. Составление программы требует разграничения проблемного знания о кон­фликте и конфликтной ситуации от непроблемного, то есть известного, не требующего дополнительного исследования. Программа слагается из комплекса мероприятий, осуществление которых позволит ре­шать задачу управления конфликтом. В програм­ме может быть заложен ряд вариантов достижения цели, намеченной государственным субъектом. Об­суждение этих вариантов и выбор оптимальных для данных условий и характера конфликтной ситуации представляет собою объект демократического воз­действия на процесс управления. Здесь открывает­ся поле для любых дискуссий, теледебатов, «круг­лых столов», соглашений и разногласий и т.п., что не может подменять профессиональную работу кад­ров госуправления.

Программа, сформулированная с участием об­щественности и научно выверенная профессионала­ми, становится стержнем политики в конкретной сфере деятельности государства. Описанная струк­тура программирования политики управления кон­фликтом — идеал, норма, не всегда реализуемые в жизни, поскольку в процесс вмешиваются многие (объективные и субъективные) корректирующие его элементы. Главным образом, они связаны с незна­нием последствий реализации поставленных целей. Познавательный процесс усложняется различием противоречий и конфликта, в частности, в социаль­ной сфере. Социальные противоречия в стране в настоящее время очевидны (о них шла речь выше). Конфликты же намечаются и возникают не во всех


433 ____________ Лекция 10

регионах. Парадоксальность нынешней ситуации состоит в том, что социально-политический конф­ликт формируется чаще всего в регионах и субъек­тах Федерации с относительно хорошими по срав­нению с другими условиями жизни (например, Краснодарском и Ставропольском краях). Следова­тельно, традиционный марксистский анализ по принципу «политика есть концентрированное выра­жение экономики» в этом случае неприменим. Ско­рее всего полезнее апеллировать к другому тезису (ленинскому): о первенстве политики над экономи­кой. В конфликтных ситуациях переходного перио­да этот тезис является теоретическим ориентиром в политическом руководстве. Иное положение в обще­стве со стабильной экономической и политической системами: здесь экономика выступает основопола­гающим фактором по отношению к другим сферам, хотя и в границах, заданных спецификой каждой из сфер, а также особенностями социального про­странства.

Из сказанного вытекают принципиальные выво­ды, касающиеся некоторых правил регулирования и разрешения конфликтов.

Первое. Социально-экономические и политичес­кие конфликты в нынешней России прежде всего обусловлены характером политической системы, пришедшей на смену советской системе, несоответ­ствием продекларированной режимом демократич­ности системы и реальной тенденцией к авторитар­ности, «демократической диктатуре». Системный кризис в российском обществе имеет свои объектив­ные причины, однако пока доминируют не они, а причины субъективные. Значит, коренным услови­ем управления конфликтами, их регулирования и разрешения является изменение политики и систе-


Основы конфликтологии 434

мы в направлении обеспечения согласования инте­ресов социальных групп и их возможно максималь­ного в данной исторической ситуации удовлетворе­ния.

Второе. Противоречия в сфере интересов были и остаются основным источником конфликтов. Вели­ко значение осознания их людьми. Конфликт инте­ресов не разрешается только путем «переосмысле­ния» интересов участников конфликта. Объективная сторона интересов, будь то общественных или лич­ных, переформируется, а затем может быть переос­мыслена, если изменяется их действительная осно­ва — социально-политическое бытие. Тогда устра­няется и предмет конфликта.

Третье. Регулирование и разрешение конфликтов становится реальностью при соблюдении демокра­тического принципа большинства, но также при уважении интересов меньшинства, даже в случае, когда меньшинство оказалось стороной, проиграв­шей в конфликте.

Четвертое. Управление конфликтами дает ожи­даемые результаты при условии соответствующего правового обеспечения демократических и прочих технологий, включая применение государственного принуждения. Принудительные методы погашения конфликта на неправовой основе приводят к новым конфликтным ситуациям, во многих случаях еще более болезненным для общества, чем прежние.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.