КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 10. Основы конфликтологии
Основы конфликтологии ных в данной обстановке общественных сил, на стороне кого оказывается доминирующее общественно-политическое мнение. Продолжение открытых конфронтационных действий Президента РФ Ельцина Б.Н. против бывшего Верховного Совета РСФСР в 1992-1993 гг. было основано на продуманном анализе изменяющейся в его пользу политической ситуации и учете складывающегося перевеса общественного мнения. Тезис Президента РФ — «Верховный Совет — главный тормоз реформ» — работал эффективно, реконструируя конфликт, между главой исполнительной власти и высшим законодательным органом страны не в интересах последнего. Это позволило Президенту настойчиво добиваться Проведения всероссийского референдума о доверии ему лично и о поддержке его политики. Референдумы в западно-европейской политической практике — высшая форма выявления мнения большинства по коренным вопросам политики. В России же и здесь возникают свои проблемы. Сказывается груз длительного господства авторитаризма и диктатуры. Референдум 17 марта 1991 г. за сохранение Союза ССР, его результаты (в РСФСР за сохранение высказались 71% граждан, на Украине — 70%, в Белоруссии — Ј3%) были перечеркнуты беловежской тройкой лидеров, объявивших о кончине Советского Союза. Таким образом, мнение меньшинства, в основном не принявшего участия в референдуме, оказалось решающим. Не менее драматическими для судеб российского политического конфликта 90-х гг. стали последствия другого референдума — о доверии исполнительной президентской и законодательной ветвям власти. На первое место были поставлены не результаты, а их проти- воположная интерпретация конфликтующими сторонами. Она органически включалась в структуру конфликта и сыграла определяющую роль в дальнейшем ходе противоборства между властями. Несмотря на то, что большинство принявших участие в референдуме не высказалось за необходимость проведения досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации, президентская команда истолковала итоги референдума как свою победу; курс Президента и правительства по проведению реформ был одобрен. Конфликт теперь приобрел новую фазу остроты; его динамика пошла в направлении к насильственному разрешению. Это и произошло в трагические дни сентябрь-октябрьских (1993 г.) событий. Сказанное выше о неоднозначности результатов применения демократических форм управления конфликтами («круглых столов» и референдумов) позволяет сделать вывод, что эти технологии, как и прочие, оставляют в политическом пространстве место для неопределенности суждений и оценок конфликтующими сторонами своего положения в политическом противостоянии, о реальности доминирования или же отсутствии его в новой ситуации. Этой неопределенностью стремится воспользоваться сторона, для которой складывается в данное время благоприятная общественно-политическая обстановка. В таком случае орудием разрешения, а скорее прекращения конфликта, становятся не демократические, а административно-властные методы. В любой ситуации политическими силами используются СМИ: и как средства информационной демократии, и как орудие легитимации антидемократических механизмов воздействия на конфликтующих субъектов. В современных условиях ни один Основы конфликтологии 4 28 конфликт, ни одну акцию государственной власти и отношение к ней общества нельзя рассматривать изолированно от влияния СМИ. Между людьми и властью сегодня стоят СМИ. Как они преподносят обществу информацию о характере конфликтных ситуаций и реакции государственных органов, так в большинстве своем закрепляется картина в массовом сознании. По желанию руководителей СМИ и обслуживающих их журналистов, а также тех, кто их оплачивает и контролирует, нагнетаются конкретные конфликты или, напротив, замалчиваются. СМИ конструируют конфликтную реальность по своему усмотрению и заказу сильных мира сего, лишая такой возможности в большинстве ситуаций противоположных агентов конфликта. Информационные средства превратились в многофункциональное орудие воздействия на человека и общество в целом: социальной мобилизации и социального контроля, стимулирования и санкционирования, легитимации действий властных институтов и делеги-тимации и т.д. Роль средств массовой информации настолько возросла, что это дало основание некоторым теоретикам считать их фактором первичным по отношению ко всем другим в структуре общественного процесса. Думается, что в части социализации личности и формирования мотивационной базы массового поведения, такое суждение вполне корректно. Фактор неопределенности, сопутствующий любому конфликту, в особенности политическому, включение в конфликтное взаимоотношение массовой информации, выступающей эффективным средством конструирования субъективной реальности, зависимость действий политиков и политических институтов от символического капитала, формируемо- 429 ____________ Лекция 10 го СМИ, — все это тем не менее не исключает объективных закономерностей политики и политических конфликтов. На волне критики марксизма многие авторы отказались от идеи объективных законов исторического процесса в целом и политики в том числе, считая ее догмой вульгарного исторического материализма. Один из активных пропагандистов такой точки зрения на страницах газеты «Советская Россия» (1997 г.) С.Кара-Мурза обозвал эту идею «песенкой об объективных законах» для интеллигенции, «вбитой в наши головы школой», во многом способствовавшей дискредитации социализма. Здравомыслов А.Г. высказывает по сути ту же мысль, утверждая, что «конфликтно-событийное понимание происходящего» отвергает притязания теоретического разума на сведение частного к общему», «демонстрирует несостоятельность стремления открыть и сформулировать некоторые общие объективные законы происходящего.» Эта точка зрения «подчеркивает роль субъективности, а следовательно, оставляет достаточно большое место для непредсказуемости совершающегося».4 Последнее умозаключение автора не вызывает возражения, однако оно ничуть не противоречит признанию объективности законов социальной действительности. И как бы. ни оговаривал автор свою точку зрения тем, что ее не следует понимать как отказ от интеллектуального постижения действительности, ее рационализации, такой отказ в ней потенциально заложен. «Большой запас неопределенности» в конфлик-тогенных взаимодействиях, в реальном их развертывании, безусловно, есть следствие роли субъективного фактора и многообразия взаимосвязанных Основы конфликтологии 430 конфликтов или даже их серий. Нелепо было бы отрицать, что в политике зачастую доминирует воля лидеров, партий, элит, бушуют страсти и эмоции. Однако конечный итог политических действий организованных социальных групп определяются все же общими интересами, так или иначе признаваемыми активной частью этих групп. Зависимость политических процессов от общих интересов есть один из объективных законов политики.5 Его признание вовсе не означает, что любой политик, действуя в конфликтной ситуации, осознанно и непосредственно ориентируется на общий интерес. И все же конечный успех умиротворения конфликта или его разрешения обусловлен тем, насколько полно этот интерес отражен в стратегии политика. Объективность законов политики примитивно истолковывать в смысле абсолютной их независимости от действий политического субъекта. Ведь социальные законы, в том числе политические, суть всеобщие и необходимые формы общественных действий людей. Реализоваться иначе, как только через сознание, волю и действия людей, они не могут. Кроме того, людские сообщества, изменяя обстоятельства своей общественной жизни, тем самым создают условия Для возникновения одних законов и блокирования других, способствовавших сохранению и функционированию старой социальной системы. В настоящий период такай процесс характерен для России. Здесь формируется иная, в отличие от советской, политическая система с иными закономерностями, выражающимися, в частности, в моделях либеральной демократии западно-европейского образца. Новое, специфическое не отвергает всеобщего, например, объективной необходимости легитимности политической власти. Изыскиваются 431 Лекция 10 и реализуются лишь другие формы и методы легитимации. Не отрицаются давно проверенные историческим опытом способы распределения власти и взаимодействия различных типов властей, к примеру, разделение законодательной, исполнительной и судебных властей. Обосновываются и закрепляются законом соответствующие российским условиям формы разделения и институты государственной власти. Наконец, наличие в нашей стране многих общецивилизационных политических конфликтов, в частности между различными ветвями власти, доказывает реальность бытия объективных законов. И это не зависит от поведения тех или иных политиков, стремящихся выдавать свои цели и действия за объективные, безальтернативные, за абсолютную истину. Только на основе знания о закономерностях политических процессов возможно разработать более или менее приближенный к реальности сценарий прогноза конфликтной картины. Здравый смысл — верный помощник научно-рационального сознания, однако заменить его он не в состоянии. Действия методом «проб и ошибок», управление, построенное на базе тривиальных житейских аксиом типа: «поживем—увидим»; «что делается, все к лучшему»; «наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь» — результат здравого смысла, продукт обыденного сознания. В конфликте он также присутствует вне рационального, однако не ускоряет достижение согласия. Сценарий прогноза как необходимый инструмент управления конфликтом служит базой для разработки программы (проекта) действий. Программное мышление по своему существу выступает как проблемное. Программа (проект) — это обозначение Основы конфликтологии 432 комплекса проблем и обоснование путей и методов их решения. За проблемами кроются противоречия и конфликты, исход которых до некоторого времени остается непредсказуемым. Составление программы требует разграничения проблемного знания о конфликте и конфликтной ситуации от непроблемного, то есть известного, не требующего дополнительного исследования. Программа слагается из комплекса мероприятий, осуществление которых позволит решать задачу управления конфликтом. В программе может быть заложен ряд вариантов достижения цели, намеченной государственным субъектом. Обсуждение этих вариантов и выбор оптимальных для данных условий и характера конфликтной ситуации представляет собою объект демократического воздействия на процесс управления. Здесь открывается поле для любых дискуссий, теледебатов, «круглых столов», соглашений и разногласий и т.п., что не может подменять профессиональную работу кадров госуправления. Программа, сформулированная с участием общественности и научно выверенная профессионалами, становится стержнем политики в конкретной сфере деятельности государства. Описанная структура программирования политики управления конфликтом — идеал, норма, не всегда реализуемые в жизни, поскольку в процесс вмешиваются многие (объективные и субъективные) корректирующие его элементы. Главным образом, они связаны с незнанием последствий реализации поставленных целей. Познавательный процесс усложняется различием противоречий и конфликта, в частности, в социальной сфере. Социальные противоречия в стране в настоящее время очевидны (о них шла речь выше). Конфликты же намечаются и возникают не во всех 433 ____________ Лекция 10 регионах. Парадоксальность нынешней ситуации состоит в том, что социально-политический конфликт формируется чаще всего в регионах и субъектах Федерации с относительно хорошими по сравнению с другими условиями жизни (например, Краснодарском и Ставропольском краях). Следовательно, традиционный марксистский анализ по принципу «политика есть концентрированное выражение экономики» в этом случае неприменим. Скорее всего полезнее апеллировать к другому тезису (ленинскому): о первенстве политики над экономикой. В конфликтных ситуациях переходного периода этот тезис является теоретическим ориентиром в политическом руководстве. Иное положение в обществе со стабильной экономической и политической системами: здесь экономика выступает основополагающим фактором по отношению к другим сферам, хотя и в границах, заданных спецификой каждой из сфер, а также особенностями социального пространства. Из сказанного вытекают принципиальные выводы, касающиеся некоторых правил регулирования и разрешения конфликтов. Первое. Социально-экономические и политические конфликты в нынешней России прежде всего обусловлены характером политической системы, пришедшей на смену советской системе, несоответствием продекларированной режимом демократичности системы и реальной тенденцией к авторитарности, «демократической диктатуре». Системный кризис в российском обществе имеет свои объективные причины, однако пока доминируют не они, а причины субъективные. Значит, коренным условием управления конфликтами, их регулирования и разрешения является изменение политики и систе- Основы конфликтологии 434 мы в направлении обеспечения согласования интересов социальных групп и их возможно максимального в данной исторической ситуации удовлетворения. Второе. Противоречия в сфере интересов были и остаются основным источником конфликтов. Велико значение осознания их людьми. Конфликт интересов не разрешается только путем «переосмысления» интересов участников конфликта. Объективная сторона интересов, будь то общественных или личных, переформируется, а затем может быть переосмыслена, если изменяется их действительная основа — социально-политическое бытие. Тогда устраняется и предмет конфликта. Третье. Регулирование и разрешение конфликтов становится реальностью при соблюдении демократического принципа большинства, но также при уважении интересов меньшинства, даже в случае, когда меньшинство оказалось стороной, проигравшей в конфликте. Четвертое. Управление конфликтами дает ожидаемые результаты при условии соответствующего правового обеспечения демократических и прочих технологий, включая применение государственного принуждения. Принудительные методы погашения конфликта на неправовой основе приводят к новым конфликтным ситуациям, во многих случаях еще более болезненным для общества, чем прежние.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |