Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы конфликтологии 448




воздействия на конфликтный процесс социально-психологического фактора.

9. Источник конфликтов — общественные проти­воречия. Характеристика главных противоречий, лежащих в основе конфликтов российского обще­ства, — насущная проблема политиков и ученых-конфликтологов. Их анализ в учебном процессе мо­жет быть построен в такой последовательности:

— вид противоречия: его характер (антагонизм, неантагонизм);

— субъекты противоречия: социальные группы, организации, институты власти и др.;

— формы проявления противоречий в политике, в государственном управлении, в поведении правя­щей элиты, партий, масс, в общественном сознании, в общественном мнении;

— способы, технологии возможного разрешения противоречия;

— предполагаемые результаты разрешения про­тиворечия.

10. Несмотря на многообразие определения кон­фликта, большинство авторов характеризует его как противоборство субъектов с противоположными интересами, ценностями и целями. Однако значе­ние указанных элементов конфликта понимается по разному. Например, Здравомыслов А. связывает конфликт с «апелляцией» субъектов к противопо­ложным потребностям, интересам, ценностям и нор­мам, подчеркивая при этом (вслед за Парсонсом) особую важность ценностей. По определению Козе-ра Л., конфликт есть борьба не только за ценности, но также за претензии на определенный статус, власть и ресурсы. По мнению Дарендорфа Р., пред­метом конфликта являются противоположные нор­мы и ожидания институтов и групп. В различии


Приложение

трактовки составляющих предмета конфликта и заключается суть проблемной ситуации. Отсюда со­держание задачи, предлагаемой для решения: а) охарактеризовать понятия, обозначающие основные элементы предмета конфликта, б) выяснить влия­ние каждого из них на конфликтный процесс,

в) вскрыть причины различий в понимании их значения для возникновения конфликта.

11. Функции конфликтов общественной жизни противоречивы, поскольку сам феномен конфликта есть форма выражения острых общественных про­тиворечий. Отсюда проблемная ситуация, связан­ная с пониманием роли конфликта в процессе из­менения и развития общества. Проблема рассмат­ривается представителями различных направлений в конфликтологии в рамках двух взаимоисключаю­щих подходов: 1) восприятия конфликта преимуще­ственно как конструктивно-созидательного фактора, как источника и движущей силы изменения и раз­вития конкретных общественных отношений; 2) ви­дения конфликта лишь как разрушительного явле­ния. Читателю рекомендуется сформулировать свое понимание функций конфликта, аргументировать его, подтверждая примерами из исторической и со­временной практики российского общества.

12. Динамика конфликта характеризуется его ста­диями: возникновением, развитием и разрешением. Каждая из стадий описывается понятиями, неодноз­начно интерпретируемыми в литературе: «латент­ный», «открытый», «неполный», «полный» конфликт; «обострение», «затухание» и «консервация» конфлик­та; «завершение»и «разрешение» конфликта. Учеб­ное задание: выяснить содержание указанных поня­тий и проиллюстрировать примерами состояния кон­фликтов, выражаемых этими понятиями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.