Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликт как социальный феномен




Основы конфликтологии

Конфликтологический анализ, в отличие от дру­гих видов научного анализа, — это выявление и объяснение конфликтных ситуаций и реальных кон­фликтов, возникающих и функционирующих в различных сферах общественных отношений, в ин­дивидуальном и общественном сознании людей и отражаемых социальными науками. Поскольку конфликты социальные, политические, экономичес­кие и др. затрагивают людские интересы и ценнос­ти, на их познание оказывают влияние умонастрое­ния, царящие в обществе, главным образом правя­щей элиты, да и оппозиционных кругов. Отсюда возможные и даже неизбежные односторонности в интерпретации конфликтов и порождающих их при­чин. Научный анализ призван, если не устранить вовсе субъективизм в понимании тех или иных кон­фликтов, то, по крайней мере, максимально огра­ничить его.

Перечень и описание предлагаемых читателю для анализа проблемных ситуаций в основном со­ответствует структуре курса лекций.

Конфликтология — молодая наука, и для нее ха­рактерно наличие многих дискуссионных вопросов и положений. Тем более, что в познании конфлик­тов весьма велико влияние субъективных качеств исследователя, его мировоззрения и общественно-политических пристрастий.

1. Общественные, межличностные и индивиду­альные конфликты изучаются многими дисципли­нами. Для каждой из них конфликт выступает в качестве объекта и предмета. Читателю предлага­ется: 1) охарактеризовать предмет конфликтологии.


445 ___________ Приложение

выявить его специфику и отличие от социальной психологии конфликта, правовой теории юридичес­кого конфликта, а также исторической науки, изу­чающей вековые конфликты; 2) показать различие между теоретической и прикладной конфликтоло-гией, проанализировать функции обеих отраслей знания.

2. Приращение знаний о конфликтах происходит на базе осмысления и обобщения актуальной об­щественной практики и освоения исторического опы­та развития социальной мысли. Проблемная ситу­ация, требующая решения, заключается в коррект­ном объяснении таких вопросов: а) Каким образом включаются в современную систему научного зна­ния идеи классиков конфликтологической науки и каковы возможные крайности при решении этой за­дачи? б) Каковы критерии интеграции историчес­кого знания в современную науку?

3. Один из основоположников конфликтологии Козер Л. назвал К.Маркса «классическим теорети­ком конфликта». В противоположность ему, акаде­мик-историк, бывший партийный «хранитель» чис­тоты марксизма Яковлев А. характеризует марк­сизм как «помешательство на идее классовой борьбы»; считает, что только благодаря сотрудни­честву и солидарности классов «общество живет и развивается». Читателю рекомендуется выразить свое отношение к противоположным оценкам идей К-Маркса о классовых конфликтах, объяснить при­чины их, высказать свои соображения о научности взглядов классика и их ограниченности, показать, в чем расходятся представления марксизма о клас­совых конфликтах с современностью.

4. Советской философской литературе было при­суще кричащее противоречие: она признавала за


Основы конфликтологии 446

абсолютную истину учение К.Маркса о социальных классовых конфликтах (борьбе) и вместе с тем от­вергала возможность и реальность таковых в совет­ском обществе. Чем объяснялась такая парадок­сальная ситуация в теории, идеологии и партийной пропаганде?

5. В современной западной литературе сложи­лись две противоположные концепции в учении о конфликтах: одна — это подход с точки зрения тео­рии структурного функционализма (Парсонса) и «человеческих отношений», трактующая конфликт как дисфункцию социальной системы. На его осно­ве в США в 60-х гг. сформировались два блока ис­следователей: «школа, избегающая конфликта» и «школа согласия». Другой подход, сформулирован­ный Дарендорфом Р., признает конфликт как есте­ственное явление для любого общества. Нужно объяснить причины данной проблемной ситуации в науке, ее суть и возможность решения путем соче­тания названных концепций.

6. Конфликтологическая наука в настоящее вре­мя развивается в двух направлениях: 1) изучение конфликтов с акцентом на большие социальные группы, классы, на противоположность их интере­сов (марксистская традиция) и связанный с этим макросоциологический анализ основных обществен­ных противоречий, возникающих в процессе изменения социальной системы; 2) исследования, ориентированные преимущественно на индивидуа­лизацию конфликта. В центре внимания предста­вителей первого направления находится «политичес­кое становление» больших социальных групп, манифестация их интересов, а второго — «привати­зация» конфликта, перевод его на индивидуальный уровень и нормативная форма его регулирования с


 

Приложение


 


целью сохранения стабильности социальной систе­мы.

Задача для решения: показать причины суще­ствования этих направлений и их обоснованность, высказать мнение относительно возможностей каж­дого из направлений в познании конфликтов.

7. Основополагающая категория изучаемой на­уки — конфликт как форма (вид) взаимодействия между людьми. Проблемность изучения конфлик­та заключается в раскрытии его специфики, отли­чия его от других видов социального взаимодей­ствия. Рекомендуется следующая схема анализа признаков социального конфликта:

Субъект конфликта   Зона и предмет конфликта   Средства и методы конфликта  
Личность          
           
           
           

8. В реальной жизни условия и причины возник­новения конфликтов многообразны, одни перепле­таются с другими. Складывается сложная познава­тельная ситуация. Она разрешима лишь при учете комплекса детерминирующих конфликт факторов: объективных (социальных условий и пр.), и субъек­тивных (форм осознания конфликта, отношения к нему, оценки и т.д). Содержание проблемной зада­чи: а) выяснение роли общественных условий в фор­мировании конфликта; б) раскрытие влияния уров­ня знания о данном конфликте, информации о нем в обществе; в) выявление последствий активного





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.