Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суверенитет России




Вид федерации в России

Наличие общих признаков федерации в России

Официально провозглашаемое государственное устройство России

Иные источники права

Решения Конституционного Суда

Принимаются в интересах центральных органов власти и последовательно ограничивают самостоятельность регионов. Это в первую очередь Постановлении от 7 июня 2000 г.[425], не допускающее даже ограниченного суверенитета у субъектов Федерации, названных в Конституции государствами. Его толкование некоторых норм Конституции является странным. Он принимает противоречивые решения (о порядке приобретения власти главой региона).

1) Законодательные акты субъектов Федерации: конституции, уставы и иные законы. Они фактически дублируют федеральное законодательство.

2) Договоры личного характера между центральной и региональной управленческой элитой. Все главы регионов занимают свои места с согласия Президента РФ или его Администрации. С рядом глав регионов В.В. Путин имеет личный договор (например, с Р.А. Кадыровым, С.С. Собяниным), похожий на феодальные договоры между сюзереном и вассалом.

3) Анализ политики правящей группы показывает, что она исходит из политико-правовой доктрины нацеленной на централизацию управления страной (создание «вертикали власти») и лишение регионов их конституционных прав.

Д.А. Медведев декларировал доктрину децентрализации [426], но она реализуется только на словах.

Центр готов передавать регионам право издания законов ограничивающих права граждан, чтобы снять с себя ответственность за них (принятие законов о публичных мероприятиях), а так же передает им ответственность за реализацию социальных программ (на реализацию которых не всегда есть деньги).

4) Правовые обычаи. Население России отвыкло от самоуправления и не стремится к сохранению и реализации своих конституционных прав на управление своими регионами. Оно склонно надеяться на «доброго царя», который о всех позаботится, поставит в регион хорошего наместника, который так же будет заботиться о своих людишках (средневековое феодальное сознание).

1) Согласно ст. 1 Россия объявляется федеративным государством.

Необходимо помнить, что Российская Федерация – это коллективный субъект права, объединяющий суверенный народ (население) страны, который представлен органами государственной власти (ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции РФ). Конечно фактически (реальное позитивное право), в силу не развитости гражданского общества, пассивности населения народ России является юридической фикцией. Фактически от имени России (федерации, центра) действует определенная олигархическая группа, во главе с Правителем (управленческая элита), которой население отдало власть не смотря на запрет, закрепленный в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ.

2) Российская федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые называются субъектами Федерации (ч. 1 ст. 5). Все субъекты Федерации перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Вновь следует напомнить, что формально-юридически субъект Федерации – это коллективный субъект, т.е. объединение народа (населения), которое проживает на его территории. Оно представляется органами власти этого региона. Но фактически за словом субъект Федерации стоит какая-то региональная управленческая элита.

Становление гражданского общества в России позволит народу России и регионов в будущем (может быть далеком) занять свое законное место.

Отстраненность народа от управления государством, отношения только между элитами центра и регионов характерно для феодализма (сюзерен и вассалы) и империй (правитель и его наместники в регионах).

В России в 2004-2007 гг. по инициативе Правителя производилось объединение субъектов Федерации (депрессивных с более развитыми). Пермская область соединилась с Коми-Пермятским автономным округом, образовав Пермский край [427]. С Красноярским краем были соединены Таймырский автономный округ и Эвенкийский автономный округ [428]. Карякский автономный округ был соединен с Камчатской областью и образовался Камчатский край [429]. К Иркутской области был присоединен Усть-Ордынский Бурятский автономный округ [430]. Читинская область соединилась с Агинско-Бурятским автономным округом [431]. В России осталось 83 субъектов Федерации.

3) Между центром и субъектами Федерации проводится не вполне ясное разграничение предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 5).

Предметом ведения называется группа общественных отношений, подвергаемых регулированию.

Полномочиями органов власти являются их права и обязанности.

Конституция РФ выделяет:

а) предмет исключительного ведения Федерации. В эти вопросы субъект Федерации не имеет права вмешиваться (ст. 71 Конституции РФ);

б) предмет совместного ведения Федерации и субъектов Федерации (ст. 72 Конституции);

в) предмету собственного ведения субъектов Федерации (ст. 73 Конституции РФ).

1) Официально Россия является конституционной федерацией, так как юридическим основанием ее возникновения является Конституция РФ. Заключение трех федеративных договоров между органами государственной власти федерации и органами государственной власти разных групп ее субъектов, ряда двусторонних договоров между органами государственной власти федерации и ее отдельных субъектов (заключено около 40, но в последнее время они денонсируются федерацией в одностороннем порядке) позволило утверждать, что Россия стала конституционно-договорной федерацией. Однако, роль этих договором юридически мало значима. Эти договоры имеют не учредительный, а уточняющий характер.

2) Российская федерация является национально-территориальной. В ее состав входят национальные образования (республики) и территориальные образования (области, края). Автономные округа и Еврейская область только имитируют национальную направленность в своих названиях. Титульные нации в них относятся к малочисленным коренным народам и мало представлены в органах власти этих образований. Все меньшую национальную окраску имеют и национальные республики. Больше половины их населения составляют представители не титульных наций.

3) Конституция РФ декларирует равноправие всех субъектов Федерации (ч. 1 и 4 ст. 5), т.е. ее симметричность. Действительно, по многим вопросам субъекты равны между собой. Они имеют право создавать свои органы власти (ст. 11 Конституции РФ), нет различия в распределении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами (ст. 71, 72, 73, 75). Конституционный Суд РФ в одном из своих решений встал на защиту ущемленных прав г. Москвы и Санкт-Петербурга со стороны федерального центра (дело о дорожных фондах)[432].

Вместе с тем, полного равноправия не обеспечено. В ряде статей закрепляется различие правового положения разных субъектов Федерации, нарушающие принцип равноправия.

Они имеют неравные права в следующем:

А) Республики называются в Конституции РФ государствами (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ). Все остальные субъекты государствами не называются.

Б) Республики принимают конституцию. Иным субъектам разрешается принимать только уставы (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ). Способ принятия конституции не урегулирован Конституцией РФ. Она может быть принята на референдуме или законодательным органом (ч. 1 ст. 66 Конституции РФ). Устав должен приниматься только законодательным органом региона (ч. 2 ст. 66 Конституции РФ). Федеральный законодатель боится народов регионов. Боится, что они могут принять устав, закрепляющий слишком широкие права региона.

В) Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с общегосударственным (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).

Когда в 1993 г. руководство Свердловской области сделало попытку изменить свой статус и провозгласить Уральскую республику, Правитель воспротивился этому, понимая, что люди претендуют на более высокий статус, чем статус области.

г) Свои особенности имеет такой субъект Федерации как г. Москва, который выполняет функцию столицы РФ.

д) Сегодня действует Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан (2007 г.). Это привилегия одного региона.

е) Автономный округ и автономная область имеют право на принятие особого федерального закона об их статусе (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ). Автономный округ может заключать договор с областью, в состав которой он входит (ч. 4 ст. 66 Конституции РФ).

ж) Автономные округа часто входят в состав областей (сложносоставные субъекты), что является основанием принижения их правового статуса (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округ в составе Тюменской области). Сегодня осуществляется политика по их устранению.

з) С экономической точки зрения все субъекты Федерации делятся на субъекты-доноры и дотационные субъекты, которых большинство. В соответствие с ежегодно принимаемым законом о бюджете РФ Федерация отнимает у субъектов-доноров значительную часть их доходов и перераспределяет ее по собственному усмотрению между субъектами-реципиентами, т.е. одни лишаются своих прав на доходы, а другие их приобретают. Таким образом, Федерация производит политику «раскулачивания» богатых регионов, что мешает развитию, как богатых, так и бедных регионов, привыкших к существованию за счет соседей. Им не выгодно развиваться, так как это лишит их направляемой из центра помощи.

Все это горит об элементах ассиметричности Российской Федерации.

Если в 1990-е гг. Россия шла по пути расширения полномочий регионов (деволюционная федерация), то с начала 21 в., наоборот, пошла по пути укрепления власти центра (интеграционная федерация).

Нет ни какого сомнения, что Россия является единым (целостным – ч. 4 ст. 4 и ч. 3 ст. 5 Конституции), суверенным государством (ч. 1 ст. 4 Конституции).

Конституционный Суд РФ определил суверенитет как верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении[433].

Суверенитет России выражается в ее правах и правах федеральных органов власти, ее представляющих:

1) Она имеет право разрабатывать, принимать и изменять собственную Конституцию (ч. 2 ст. 4 Конституции), федеральные законы, действующие на территории всей страны. Законы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

Ст. 71 Конституции РФ перечисляет вопросы, которые монопольно (исключительно) регулируются только Федерацией с помощью федеральных законов (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). Кроме того, Федерация принимает законы по предмету совместного ведения Федерации и субъектов Федерации. Эти законы имеют высшую юридическую силу. Законы субъекта Федерации не должны им противоречить (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

2) Россия имеет право установления системы собственных федеративных государственных органов законодательной, исполнительной, судебной власти, порядка их организации и деятельности, на их формирование (п. «г» ст. 71 Конституции РФ). На этом основании созданы и действуют такие органы как Федеральное Собрание, Президент РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд РФ, Правительство РФ. Федерация создает свои центральные органы: министерства, государственные комитеты, агентства, службы, надзоры, действующие через свои подразделения в регионах. Установлено двойное подчинение ряда министерств субъектов Федерации (министерства финансов, культуры, юстиции, государственного имущества). Федерация создает Центральный Банк РФ. Решения перечисленных органов обязательны на всей территории страны.

3) Ч. 1 ст. 77 Конституции позволяет Федерации устанавливать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации посредством федерального закона. На основании этого издан ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г., который претерпел много редакций, направленных на расширение полномочий федеральных органов[434].

ФЗ от 11.12.2004 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ»[435] позволял Президенту РФ формировать органы власти субъектов Федерации (назначение главы субъекта Федерации). Этот закон противоречил ст. 3, 32, ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, но Конституционный Суд РФ отказался увидеть это противоречие[436]. Эта процедура получила название «наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации». Сегодня выборы глав регионов восстановлены, но еще ни разу, предложенные Президентом РФ кандидаты на эти должности не проигрывали на этих выборах.

4) Россия имеет свою территорию, включающую в себя территорию ее субъектов на суше, внутренние воды (водоемы, берега, которых принадлежат России, и часть морского пространства до начала границы территориального моря), воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Границы территории на суше и воде очерчиваются в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе РФ»[437]. Правовое регулирование территории РФ находится в полном ведении Федерации (п. «б» ст. 71 Конституции РФ). Федерация, без согласования с субъектами имеет право определять правовой режим территории, ее государственные границы, заключать договоры о границе с соседями, расширяя территорию или сужая ее, ее экономическое, военное, транспортное использование.

Суверенитет России распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону. Но это должно быть урегулировано не только федеральным законом, но и международными договорами (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ). Суверенные права включают: (а) поиск, разведка, разработка живых и не живых ресурсов, (б) создание, эксплуатация и использование искусственных островов и осуществление на них юрисдикции, (в) юрисдикция в отношении научных исследований, (г) защита и морской среды от загрязнения. Вместе с тем, она не вправе мешать осуществлять здесь судоходство, полеты над ними.

Федерация может менять границы между ее субъектами с их согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ).

4) Россия имеет свое гражданство и осуществляет его правовое регулирование (порядок приобретения и прекращения) (ст. 6 и п. «в» ст. 71 Конституции РФ).

5) Россия имеет свою финансово-экономическую самостоятельность. В стране поддерживается единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Субъектам Федерации запрещено устанавливать таможенные границы, вводить, пошлины, сборы, создавать иные препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ). Эти ограничения могут устанавливаться только Федерацией, на основе федерального закона (ч. 2 ст. 74 Конституции РФ).

Федерация имеет право иметь федеральную государственную собственность и исключительное право регулирования управления ею (п. «д» ст. 71 Конституции РФ). Она имеет право самостоятельно устанавливать основы федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития России (п. «е» ст. 71 Конституции РФ). Она монополизирует право правового регулирования единого рынка, финансового, валютного (введение единой валюты в стране - рубля), кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, установление основ ценовой политики (п «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Федерация имеет право иметь свой федеральный бюджет, федеральные налоги, федеральные фонды развития (п. «з» ст. 71 Конституции РФ). Только федерация осуществляет правовое регулирование федеральной энергетической системы, ядерной энергетики, федерального транспорта, путей сообщения, информации, связи, деятельности в космосе.

6) Федерация обладает международной правосубъектностью. Она самостоятельно определяет свою внешнюю политику и международные отношения, заключает международные договоры, решает вопросы войны и мира (п «к» ст. 71 Конституции РФ), осуществляет внешнеэкономические отношения (п «л» ст. 71 Конституции РФ).

7) Она имеет свое название – Россия или Российская Федерация. Это название она получила в соответствие с Законом РСФСР «Об изменении наименования государства «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»[438]. Это название было закреплено в ст. 1 Конституции РФ 1993 г. и может изменяться только с изменением Конституции в целом (поскольку закреплено в гл. 1)

8) Суверенитет Федерации подчеркивается ее государственной символикой. Она имеет свой флаг, герб, гимн (ч. 1 ст. 70 Конституции РФ). Символическое значение имеет наличие столицы Федерации (ч. 2 ст. 70 Конституции РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.