КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дискурсивное конструирование социального мира
ДИСКУРС-АНАЛИЗ КАК ПАРАДИГМА В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКОВОГО ОБЩЕНИЯ СОЦИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА 1.1. Новая онтология..................................................................................................... 15 1.2. Кризис социальных наук и определение научности............................................ 19 1.3. Феноменология как философия научного анализа.............................................. 26 1.4. Теоретические модели коммуникации.................................................................. 33 1.5. Качественный анализ и интерпретативная позиция............................................ 43 2.1. Символический интеракционизм.......................................................................... 50 2.2. Конструктивизм...................................................................................................... 58 2.3. Социальный конструкционизм.............................................................................. 63 2.4. Теория социальных представлений....................................................................... 67 2.5. Дискурсивная психология...................................................................................... 75 3.1. Ab ovo — что такое «дискурс»............................................................................... 83 3.2. Подходы к изучению дискурса.............................................................................. 90 3.3. Методология дискурс-анализа.............................................................................. 100 3.4. Система транскрипции устного дискурса............................................................. 106 АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ДИСКУРСА: ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ 4.1. Смысл в дискурсе: компоненты и категории........................................................ 119 4.2. Тема дискурса и тема говорящего......................................................................... 138 4.3. Контекст дискурса и когнитивные модели........................................................... 147 ДИСКУРС КАК СТРУКТУРА И КАК ПРОЦЕСС: ЕДИНИЦЫ И КАТЕГОРИИ 5.1. Речевые акты в анализе языкового общения........................................................ 162 5.2. Единицы дискурс-анализа...................................................................................... 174 5.3. Категории дискурс-анализа................................................................................... 190 6.1. Социальные категории дискурса........................................................................... 203 6.2. Коммуникативная инициатива.............................................................................. 215 6.3. Опыт интерпретативного дискурс-анализа.......................................................... 224 Заключение.............................................................................................................. 243 Литература.............................................................................................................. 247 Оглавление.............................................................................................................. 275 ПРЕДИСЛОВИЕ Чего обычно ждет читатель от книги, посвященной основам теории той или иной области знания? Во-первых, это должно быть изложение, в котором рельефно показаны основные проблемы, совокупность которых позволяет выделить определенную область знания. Во-вторых, это должна быть работа, суммирующая достижения многих специалистов, которые исследовали общие и частные вопросы этого научного направления. В-третьих, такая книга, коль скоро это — основы теории, должна быть понятной как опытным, так и начинающим исследователям, а также представителям смежных дисциплин. Монография М. Л. Макарова «Основы дискурс-анализа», представляющая собой капитальный труд, в котором предложена оригинальная концепция языкового общения, полностью отвечает этим требованиям. Теория дискурса, несмотря на зыбкость и многозначность основного понятия, является одним из наиболее активно развивающихся направлений современного языкознания. Это направление стремится к синтезу научных результатов, полученных в различных областях знания и прежде всего — в языкознании, психологии, социологии и этнографии. Несмотря на множество исследовательских концепций и научных школ, развивающих эту теорию и нередко ведущих между собой острую полемику, исследователи дискурса объединены стремлением изучать не абстрактную языковую систему, а живую речь в условиях реального общения. Ф. де Соссюр предвидел большие сложности, связанные с лингвистическим изучением речи, и поэтому справедливо счел необходимым отложить разработку такой теории до того времени, когда будет накоплен достаточный концептуальный и фактографический материал, необходимый для построения лингвистической науки о речевом общении. Автору удалось синтезировать в рамках единой исследовательской концепции (и программы) наиболее важные лингвистические, психологические и социокультурные теории, касающиеся исследования дискурса в малой группе. Такая задача, насколько мне известно, впервые поставлена и успешно решена в отечественном языкознании. В книге обоснованы методологические принципы дискурсивного анализа, показаны и критически проанализированы различные модели общения, выделены категории и единицы дискурса, раскрыты конститутивные признаки дискурса в малой группе, разработана транскрипция устного дискурса. Работа состоит из шести глав. В первой главе рассматриваются философско-методологические основания анализа языкового общения, доказывается необходимость понимания языка как социально-психологического (а не физического) феномена. Автор сравнивает кодовую, инференционную и интеракционную модели коммуникации, детально анализирует их и доказывает правомерность интеракционного понимания общения. Такой подход представляет собой закономерное развитие бахтинской идеи диалога, идеи естественного общения, когда участники коммуникации не могут заранее предопределить развитие диалога, но строят его, меняя свои коммуникативные позиции на ходу в зависимости от ежесекундно меняющихся обстоятельств. М. Л. Макаров объясняет логику каждого из сравниваемых методологических подходов к пониманию коммуникации, и в этом смысле защищаемая в работе новая дискурсивная онтология оказывается необходимой ступенью в развитии лингвистической метатеории. В монографии ведется полемика с позитивистским моделированием языка, доказывается несостоятельность противопоставления количественного и качественного анализа в лингвистических исследованиях общения. Вторая глава посвящена социолого-психологическим основаниям анализа языкового общения. Автор в сжатом виде показывает и критически анализирует наиболее существенные интеракциональные концепции общения, разработанные в смежных с лингвистикой дисциплинах. В работе четко прослеживается развитие идеи о дискурсивной онтологии в виде принципа социального конструкционизма как методологического основания прагмалингвистики. Данная работа представляет собой существенный вклад в когнитивную лингвистику, сориентированную на учет широкого социально-культурного контекста. Хотелось бы подчеркнуть особую значимость монографии как неоценимого источника информации о новейших исследованиях, ведущихся в психологии и социологии. Без учета этих трудов исследования по социолингвистике, психолингвистике и прагмалингвистике не могут, по-видимому, претендовать на статус междисциплинарных. Работа М. Л. Макарова энциклопедична как по замыслу, так и по исполнению. В третьей главе определяется дискурс как предмет лингвистического изучения, показывается место дискурса в ряду близких понятий, освещаются подходы к изучению дискурса, детально излагается методология исследования дискурса и предлагается авторская нотационная система транскрипции устного дискурса (ТРУД). Можно полемизировать с автором относительно того, какой из терминов предпочтительнее в качестве родового в ряду «речь — речевая деятельность — текст — дискурс», но это не меняет сути дела: дискурс представляет собой сложное лингвистическое явление, в котором выделены различные аспекты, причем некоторые из направлений исследований дискурса представляют собой сложившиеся лингвистические дисциплины, например, лингвистика текста (в узком смысле слова), конверсационный анализ (и близкая к нему коллоквиалистика). Автор подробно раскрывает технику транскрипции устного дискурса, показывает преимущества собственной оригинальной модели. Конечно, просодический, паравербальный и невербальный компоненты дискурса, как справедливо замечено в книге, «отобразить не удается практически никогда», и поэтому вопросы относительно несовершенства и неполноты такой транскрипции будут неизбежны. В четвертой главе речь идет о семантике дискурса, о его содержательной стороне. Рассматриваются важнейшие понятия лингвистической семантики — пропозиция, референция, экспликатура и импликатура, инференция, пресуппозиция и др., здесь же обсуждаются такие понятия, как тема дискурса, тема говорящего, контекст дискурса и его типы, а также когнитивные структуры дискурса. Очень важным является тезис автора о том, что «большинство инференций — это компоненты ситуационной модели». В пятой главе обсуждаются речевые акты, их типы, коммуникативные акты, ходы, обмены, трансакции, речевые события как единицы дискурса, а также категории дискурса — мена коммуникативных ролей, коммуникативная стратегия, когезия и когеренция, метакоммуникация и дейксис дискурса. Нельзя не согласиться с автором, убедительно доказывающим недостаточность теории речевых актов для анализа дискурса. В этой связи хотелось бы отметить созвучность идей, высказанных в данной книге, принципам критической лингвистики: идеальные, правильно построенные, «чистые» речевые акты являются скорее исключением, чем правилом, в реальном общении. Шестая глава посвящена дискурсивному конструированию социального мира. Автор анализирует такие социальные категории дискурса, как «конвенция» и «институт», обсуждает коммуникативные переменные, типы дискурса, сферы общения, формальность, предварительную подготовленность дискурса, социальный дейксис. Заслуживает внимания детально анализируемое в книге понятие коммуникативной инициативы. Приводится развернутая иллюстрация опыта интерпретативного дискурс-анализа (запротоколированный эпизод общения лингвистов на научном семинаре в американском университете штата Массачусетс). Очень важен тезис автора о том, что «репертуар коммуникативных ролей участников общения оказывается намного шире и многообразнее, чем просто говорящий, адресат и слушающий». Программным является сформулированное в заключении книги методологическое требование о недопустимости подходить к анализу общения с теми же мерками, с которыми обычно описывается язык как система знаков. Подчеркну еще раз: данная работа имеет энциклопедический характер и является заметной вехой в отечественном общем языкознании. Эта книга, изданная малым тиражом в Твери в 1998 году под названием «Интерпретативный анализ дискурса в малой группе», сразу же привлекла внимание лингвистов, ссылки на это исследование часто встречаются в новейших публикациях. Нынешнее издание значительно переработано. Книга написана очень живо и увлекательно. Автор ведет с читателем заинтересованный диалог, который хочется продолжить. Говоря о перспективах исследования дискурса в междисциплинарном аспекте, М. Л. Макаров вполне обоснованно возлагает «большие надежды на выход науки о языке из добровольной изоляции и рост её общественной значимости в ближайшем будущем, особенно по мере повышения роли коммуникативных институтов (а в их числе образование, юриспруденция, политика, религия, реклама и т. д.) в социальном устройстве общества эпохи постмодерна». В. И. Карасик М. Л. Макаров
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |