КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шрифтовая информация
В художественном конструировании шрифты отличаются от принятых в техническом черчении. Они заимствованы, как правило, из полиграфии и архитектурной графики, где имеются давние традиции, восходящие еще к временам Возрождения. Известно, что в своем трактате об архитектуре Андреа Палладио значительный раздел посвятил начертанию шрифтов. Значение текста, как смысловое, так и эстетическое, достаточно велико. По своей роли и значению он четко дифференцирован. Относительно крупными буквами наносится основной заголовок. Обычно его располагают по верхнему, а реже — по нижнему краю листа. Шрифт должен быть ясным и легко читаемым, а также обладать необходимыми эстетическими достоинствами. Образцы применяемых в художественном конструировании шрифтов разнообразны. Непременным требованием следует считать стилевое единство всего листа, ощущение его графического почерка, в который шрифт входил бы как органическая его часть. Можно с уверенностью сказать, например, что для чертежа, отмытого в традиционной технике китайской тушью, уместно применение шрифта из группы антиква, ведущего свое происхождение от римского капитального шрифта. В какой-то степени рубленый шрифт может быть созвучен покрашенному гуашью аксонометрическому чертежу в духе конструктивизма. При простых модификациях рубленого шрифта буквы вписываются в прямоугольник, а толщина штриха буквы берется кратной сторонам этого прямоугольника. Принятая толщина буквы принимается за модуль и дает основу для вычерчивания модульной сетки, по которой она и вырисовывается. Характер деталей букв должен быть близким, чтобы добиться целостности надписи. Качество надписи определяет не только красивая прорисовка отдельных букв, но и хорошая ее компоновка, которая должна быть прежде всего логичной и закономерной. При этом можно рекомендовать такую последовательность операций: расположение текста на плоскости листа и определение его величины; разбивка текста на строки; разметка строк; разметка букв в строках. После проведения нижней и верхней линии, определяющих высоту надписи, проводят вспомогательные линии для начертания средних горизонтальных линий букв. Затем наносятся боковые ограничительные линии, образующие вместе с верхними и нижними горизонталями занимаемое буквой поле. Такая предварительная разбивка букв требует определенной корректировки. Буквы имеют между собой очень существенные различия и поэтому разделяются на четыре категории: «открытые слева» — Д, 3, У, Ч, Я; «открытые справа» — Г, Р, Б, С, Ь; «открытые справа и слева» — Т и А; «полуторные по ширине» — Ж, М, Ф, Ш, Щ, Ю. На одном листе изображается обычно несколько по-разному взаимно расположенных проекций, вычерченных или иллюминованных. Иногда же одна проекция может занимать два или больше планшетов. К проекциям добавляются заголовок и другая шрифтовая информация, которые занимают определенное место на листе, а их величина, компоновка и начертание должны хорошо читаться. Совокупность чертежей должна раскрыть содержание проекта, а не только изображать его внешнюю форму. На основных проекциях передается цвет и фактура, характер моделировки предмета. Другие, выполненные в линиях проекции могут не содержать уже эту переданную информацию. Сопоставление линейного и иллюминованного чертежей помогает зрительно определить главные, ключевые аспекты проекта. Чертежи должны располагаться в логической последовательности, их компоновка на листе — помогать ориентации. Самое их выполнение — давать исчерпывающее представление о предмете проектирования. Поиски общей композиции (особенно когда листов несколько) следует начинать с маленького эскиза. То, что должно быть иллюминовано, и то, что остается в линиях, соответственно переносится на этот эскиз, выполняемый в одну пятую или десятую размера будущего чертежа. Эскиз рекомендуется выполнять в той же технике, что и окончательный чертеж, и пользоваться тем же материалом (тушью, акварелью или темперой в сочетании с графитным карандашом) и тем же способом наложения краски. В противном случае, при переходе от одного материала к другому, легко потерять найденные в эскизе соотношения. Материалы не идентичны и не заменяют один другого: покраска акварелью невоспроизводима с помощью темперы, поверхность гуаши, полученную томпованием, нельзя воспроизвести наложением краски кистью и т. п. Практикуется и другой прием: изготовляют выкройки всех проекций предмета, а затем компонуют их, перемещая по плоскости листа. Только после того как найдено удовлетворительное решение, переходят на чистовой лист. Современные исследования о визуальном восприятии считают, что основой композиционной завершенности является зрительное равновесие. Оно может быть основано на симметрии только в том случае, когда на листе одна, притом симметричная проекция (или несколько — одна под другой). Обычно же на листе несколько, причем несимметричных проекций, поэтому задача состоит в достижении зрительного равновесия всех компонентов чертежа. Подобно физическому телу, совокупность изображений обладает центром тяжести. Но физическое равновесие не всегда аналогично зрительному. Интуитивное чувство равновесия, которым обладает человеческий глаз, как при сложной модели, так и при элементарном геометрическом теле, опирается на вес, месторасположение и направление каждого из составляющих элементов. Чем больше удалено тело от центральной оси симметрии, тем оно зрительно весомее. Тут уместно сравнение с механическим законом рычага, по которому силовой момент возрастает пропорционально удаленности от центра равновесия. Эффект рычага применим и к третьему измерению: чем дальше расположен, тем ненасыщенные. Имеет значение и место данного цвета в спектре: красные цвета, например, тяжелее голубых. На вес влияет и конфигурация пятна: построенное на вертикалях оно кажется (при той же площади) тяжелее, чем на наклонных линиях. Небезразлично — внизу или вверху картины находится геометрическое тело. Для уравновешивания верха и низа композиции требуется избыточный вес нижней ее части. Замечено, что и при делении вертикальной линии пополам «на глаз» человек делает нижний отрезок несколько длиннее, чем верхний. Для восприятия небезразличны правая и левая стороны композиции. Установлено, что человек прочитывает изображение (по аналогии с буквенным текстом) начиная с левой стороны и останавливает свое внимание на правой. Поэтому левая сторона изобразительной плоскости не равнозначна правой и требует избыточного веса по отношению к ней. Изобразительный элемент может испытать тяготение в определенном направлении и при незначительном отклонении его контура от вертикали или горизонтали. В этой ситуации создается некоторое «силовое поле», в котором неопределенное, неотчетливое направление испытывает притяжение к определённому, доминирующему. Такие симметричные фигуры, как ромб или эллипс, имеют совпадающую с их продольной осью направленность. Для них тяготение во взаимно перпендикулярных направлениях (по длинной и короткой оси) неодинаково. Поэтому при изображении, например, двух эллипсов, у одного из которых продольная ось направлена в сторону центра, а у другого — перпендикулярно этому направлению, для достижения равновесия листа первый эллипс должен быть более удален от центра, чем второй. Любое изображение соотносится с плоскостью листа и поэтому окружающее его поле или фон могут быть просторными или сжатыми, вызывая у зрителя ощущение известного напряжения или, напротив, разряженности. На этом основан ряд рекомендаций, которые следует учесть при компоновке: абрис изображения должен находиться в соответствии с пропорциями листа, а соотношение между свободным полем бумаги и самим изображением исходить из образной характеристики предмета. Затесненность или свобода расположения материала влияют на восприятие; соотношение свободного поля сверху изображения и снизу также имеет существенное значение, вызывая те или иные ассоциации. Длинная низкая линия конвейера, например, требует узкого протяженного поля. Этого можно достичь специальным форматом подрамника или компоновкой на листе еще одной проекции, а также текста вдоль длинной стороны. Или другой пример: спроектированный станок по разным причинам получился тяжелым и приземистым. Тесно вкомпоновав его изображение на листе, мы усугубляем этот композиционный недостаток: в тесном пространстве он будет казаться еще более массивным, тогда как большее пространство фона зрительно «съедало» бы его объем.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |