КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторный анализ себестоимости продукции
Сметный расчет себестоимости реализованной продукции
После составления сметы прямых материальных затрат, затрат по оплате труда производственных работников и бюджета общепроизводственных расходов приступают к формированию себестоимости реализованной продукции, которая является основной в системе сметных расчетов предприятия. Исходными данными для ее составления служат: Ø ожидаемые величины товарных запасов; Ø сводные данные сметы прямых материальных затрат; Ø сводные данные о затратах по оплате труда; Ø сводные данные по смете общепроизводственных расходов.
Пример формирования себестоимости реализованной продукции представлен таблицей. Таблица 12 Смета себестоимости реализованной продукции
На уровень и структуру затрат влияют конкретные условия финансово-хозяйственной деятельности предприятия и различные факторы, к которым относятся: Ø техническая оснащенность производства; Ø уровень автоматизации и механизации труда; Ø организация производства и труда; Ø специализация (универсальность) технико-экономической деятельности); Ø природно-климатические условия; Ø месторасположение предприятия. При этом факторы делятся на группы: · не зависящие от деятельности предприятия (природно-климатические условия и месторасположение предприятия, емкость сырьевой базы, размещение производственных участков, цехов, комплексов); · прямо зависящие от работы предприятия (снижение расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии на единицу продукции, изменение структуры потребляемых сырья, материалов, топлива и электроэнергии, улучшение использования основных производственных фондов).В процессе анализа себестоимости выполняется расчет влияния каждого фактора. Отличительная особенность этого раздела анализа состоит в том, что при анализе структуры затрат по статьям калькуляции они рассматриваются и как факторы, влияющие на изменение себестоимости, и как отдельные компоненты, формирующие его структуру. Важной характеристикой затрат является показатель затрат на 1 руб. реализованных услуг и продукции, который характеризует их окупаемость. Проводится анализ динамики этого показателя и дается оценка факторов, влияющих на его уровень. Выразим количество продукции через q, цены – p, себестоимость единицы продукции – с, тогда затраты на один рубль равны: . При стабильных ценах на продукцию и материалы определяют влияние двух факторов на изменение величины затрат на один рубль: структуры реализованной продукции; себестоимости единицы продукции. Представим расчеты в виде формул:
где DЗ – изменеие затрат на один рубль; DЗq – изменение затрат на один рубль за счет структурных сдвигов в составе продукции; DЗc – изменение затрат на один рубль за счет изменения себестоимости единицы продукции; DЗ| – затраты по базису на фактически реализованную продукцию.
В условиях инфляции на величину затрат на 1 руб. оказывают влияние четыре фактора: 1. Структурные сдвиги в составе продукции. 2. Себестоимость единицы продукции. 3. Цены на продукцию. 4. Цены на материальные ресурсы. Расчет влияния основных факторов на величину затрат на 1 руб. представлен в табл. 14. Таблица 14 Расчет влияния факторов на величину затрат на 1 руб.
Вывод: Затраты на 1 руб. реализованных услуг и продукции в отчетном году составили 91,26 коп. и уменьшились по сравнению с
прошлым годом на 1,88 коп. в результате влияния следующих факторов: 1. Увеличение цен на продукцию привело к уменьшению затрат на 1 руб. на 14,22 коп., что не может быть оценено положительно, так как связано с инфляционным увеличением цен. 2. Структурные сдвиги в составе продукции также снизили затраты на 1 руб. на 11,35 коп. Этому фактору однозначную оценку дать нельзя, так как не ясно, связаны ли эти структурные сдвиги с изменением портфеля заказов или с нарушением договоров на поставку продукции. 3. Увеличение цен на материалы привело к удорожанию затрат на 1 руб. на 12,25 коп. Это от предприятия не зависит, поэтому при заключении договоров надо искать поставщиков более дешевых материалов. 4. Увеличение себестоимости привело к росту затрат на 1 руб. на 11,44 коп., что оценивается в целом отрицательно. Таким образом, уменьшение затрат на 1 руб. не связано с повышением эффективности хозяйствования на предприятии. Покажем далее, как повлияли эти факторы на полную себестоимость продукции и прибыль от продаж. Таблица 15 Расчет влияния факторов на себестоимость и прибыль от продаж
Вывод: На анализируемом предприятии затраты на 1 руб. реализованной продукции уменьшились на 1,88 коп. под влиянием четырех основных факторов: 1. Структурные сдвиги в составе продукции. 2. Изменение себестоимости отдельных видов продукции. 3. Изменение цен на продукцию. 4. Изменение цен на материальные ресурсы. Эти же факторы и фактор «изменение объема выпуска продукции» повлекли за собой увеличение полной себестоимости и рост прибыли от продаж. На увеличение полной себестоимости оказали влияние удорожание себестоимости отдельных видов продукции в сумме 33220,6 тыс.руб. и цены на материальные ресурсы в сумме 35572,8 тыс.руб. Себестоимость снизилась на 32959,3 тыс.руб. за счет структурных сдвигов в составе продукции. Однако это не может быть оценено положительно, так как может быть связано с невыполнением договорных обязательств на поставку продукции, тем более, что не перекрыло отрицательного влияния предыдущих двух факторов. Прибыль от продаж в отчетном году увеличилась на 11491 тыс.руб., причем наибольшее положительное влияние оказало изменение цен на продукцию (45267 тыс.руб.). Увеличение объема выпуска продукции привело к незначительному росту прибыли в сумме 2070,6 тыс.руб. Такой рост прибыли не связан с повышением эффективности хозяйствования и не может быть оценен положительно. Другие факторы: рост затрат, цены на материальные ресурсы, привели к снижению прибыли от продаж. Одна из задач экономического анализа состоит в том, чтобы показать экономическую эффективность процесса обновления продукции, проанализировать влияние такого фактора, как возрастной состав продукции на динамику себестоимости и затраты на 1 руб. Таблица 16 Затраты на 1 руб. произведенной продукции
На основании данных такого рода таблицы делаются выводы: 1. Приведет ли к увеличению затрат на рубль освоение новых видов продукции в первый год выпуска. 2. Совершенствование производственного процесса повышает ли экономичность производства новых видов продукции в последующие годы. 3. Снижается ли экономичность производства продукции, выпускаемой свыше 10 лет по сравнению с предыдущими возрастными группами. Следующий элемент анализа – это анализ влияния на себестоимость продукции в целом отдельных групп продукции по уровню их рентабельности. Для анализа вся продукция подразделяется на группы: 1. Нерентабельная. 2. Низкорентабельная. 3. Среднерентабельная. 4. Высокорентабельная. Анализ проводится в сравнении со среднеотраслевыми данными и делается вывод, была ли работа предприятия направлена на снижение себестоимости нерентабельной и малорентабельной продукции.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |