Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторный анализ себестоимости продукции




Сметный расчет себестоимости реализованной продукции

 

После составления сметы прямых материальных затрат, затрат по оплате труда производственных работников и бюджета общепроизводственных расходов приступают к формированию себестоимости реализованной продукции, которая является основной в системе сметных расчетов предприятия. Исходными данными для ее составления служат:

Ø ожидаемые величины товарных запасов;

Ø сводные данные сметы прямых материальных затрат;

Ø сводные данные о затратах по оплате труда;

Ø сводные данные по смете общепроизводственных расходов.

 

Пример формирования себестоимости реализованной продукции представлен таблицей.

Таблица 12

Смета себестоимости реализованной продукции

Показатели Сумма
   
1. Запасы готовой продукции на начало периода  
 
Окончание табл. 12.
   
2. Незавершенное производство на начало периода  
3. Прямые материальные затраты – запасы основных материалов на начало периода; – закупки основных материалов; – стоимость имеющегося в наличии основных материалов; – минус запасы основных материалов на конец периода; – стоимость основных материалов, израсходованных в производстве;  
4. Прямые затраты на оплату труда основного персонала  
5. Общепроизводственные расходы  
6. Итого производственные расходы (стр. 3+4+5)  
7. Незавершенное производство на весь период (стр. 2+6)  
8. Минус незавершенное производство на конец периода  
9. Себестоимость производственной продукции (стр. 7–8)  
10. Себестоимость продукции, готовой к реализации (стр.1+9)  
11. Минус запасы готовой продукции на конец периода  
12. Себестоимость реализованной продукции (стр. 10–11)  
     

 

На уровень и структуру затрат влияют конкретные условия финансово-хозяйственной деятельности предприятия и различные факторы, к которым относятся:

Ø техническая оснащенность производства;

Ø уровень автоматизации и механизации труда;

Ø организация производства и труда;

Ø специализация (универсальность) технико-экономической деятельности);

Ø природно-климатические условия;

Ø месторасположение предприятия.

При этом факторы делятся на группы:

· не зависящие от деятельности предприятия (природно-климатические условия и месторасположение предприятия, емкость сырьевой базы, размещение производственных участков, цехов, комплексов);

· прямо зависящие от работы предприятия (снижение расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии на единицу продукции, изменение структуры потребляемых сырья, материалов, топлива и электроэнергии, улучшение использования основных производственных фондов).В процессе анализа себестоимости выполняется расчет влияния каждого фактора.

Отличительная особенность этого раздела анализа состоит в том, что при анализе структуры затрат по статьям калькуляции они рассматриваются и как факторы, влияющие на изменение себестоимости, и как отдельные компоненты, формирующие его структуру.

Важной характеристикой затрат является показатель затрат на 1 руб. реализованных услуг и продукции, который характеризует их окупаемость. Проводится анализ динамики этого показателя и дается оценка факторов, влияющих на его уровень.

Выразим количество продукции через q, цены – p, себестоимость единицы продукции – с, тогда затраты на один рубль равны:

.

При стабильных ценах на продукцию и материалы определяют влияние двух факторов на изменение величины затрат на один рубль: структуры реализованной продукции; себестоимости единицы продукции. Представим расчеты в виде формул:

 

 

 

 

где DЗ – изменеие затрат на один рубль; DЗq – изменение затрат на один рубль за счет структурных сдвигов в составе продукции; DЗc – изменение затрат на один рубль за счет изменения себестоимости единицы продукции; DЗ| – затраты по базису на фактически реализованную продукцию.

 

В условиях инфляции на величину затрат на 1 руб. оказывают влияние четыре фактора:

1. Структурные сдвиги в составе продукции.

2. Себестоимость единицы продукции.

3. Цены на продукцию.

4. Цены на материальные ресурсы.

Расчет влияния основных факторов на величину затрат на 1 руб. представлен в табл. 14.

Таблица 14

Расчет влияния факторов на величину затрат на 1 руб.

Показатели По базису По базису на фактичес ки реализованную продук– цию Фактически
В базисных ценах В действующих покупных ценах, принятых в базисных расчетах В ценах, действовавших в отчетном году
1. Полная себестоимость, тыс. руб.          
2. Объем реализации, тыс. руб.          
3. Затраты на 1 руб., коп. 93,14   81,79 93,23 105,48 91,26
4. Отклонения в затратах на 1 руб. х –11,35 11,44 12,25 –14,22
5. Факторы х структура себес – тоимость цены на материалы цены на продук – цию
Баланс отклонений затрат = - 1,88 коп.

Вывод: Затраты на 1 руб. реализованных услуг и продукции в отчетном году составили 91,26 коп. и уменьшились по сравнению с

 

прошлым годом на 1,88 коп. в результате влияния следующих факторов:

1. Увеличение цен на продукцию привело к уменьшению затрат на 1 руб. на 14,22 коп., что не может быть оценено положительно, так как связано с инфляционным увеличением цен.

2. Структурные сдвиги в составе продукции также снизили затраты на 1 руб. на 11,35 коп. Этому фактору однозначную оценку дать нельзя, так как не ясно, связаны ли эти структурные сдвиги с изменением портфеля заказов или с нарушением договоров на поставку продукции.

3. Увеличение цен на материалы привело к удорожанию затрат на 1 руб. на 12,25 коп. Это от предприятия не зависит, поэтому при заключении договоров надо искать поставщиков более дешевых материалов.

4. Увеличение себестоимости привело к росту затрат на 1 руб. на 11,44 коп., что оценивается в целом отрицательно.

Таким образом, уменьшение затрат на 1 руб. не связано с повышением эффективности хозяйствования на предприятии.

Покажем далее, как повлияли эти факторы на полную себестоимость продукции и прибыль от продаж.

Таблица 15

Расчет влияния факторов на себестоимость и прибыль от продаж

Факторы Влияние факторов на
Затраты на 1 руб. Полную себестоимость Прибыль от продаж
Расчет Сумма Расчет Сумма
           
Сдвиги в структуре выпуска -11,35 -11,35 х 290390 / 100 -32959,3 –(–32959,3) 32959,3
Изменение себестоимости отдельных видов продукции 11,44 11,44 х 290390 / 100 33220,6 -33220,6 -33220,6
Изменение цен на материальн. ресурсы 12,25 12,25 х 290390 / 100 35572,8 -35572,8 -35572,8
Окончание табл. 15
           
Изменение цен на продукцию -14,22 Х Х 335657-290390  
Изменение объема выпуска продукции х (290390-260206)х 93,14/100 28113,3 (290390-260206)х (100-93,14)/100 2070,6
Итого: -1,88 306305-242345 63947,4 29352-17861 11509,5

 

Вывод: На анализируемом предприятии затраты на 1 руб. реализованной продукции уменьшились на 1,88 коп. под влиянием четырех основных факторов:

1. Структурные сдвиги в составе продукции.

2. Изменение себестоимости отдельных видов продукции.

3. Изменение цен на продукцию.

4. Изменение цен на материальные ресурсы.

Эти же факторы и фактор «изменение объема выпуска продукции» повлекли за собой увеличение полной себестоимости и рост прибыли от продаж.

На увеличение полной себестоимости оказали влияние удорожание себестоимости отдельных видов продукции в сумме 33220,6 тыс.руб. и цены на материальные ресурсы в сумме 35572,8 тыс.руб. Себестоимость снизилась на 32959,3 тыс.руб. за счет структурных сдвигов в составе продукции. Однако это не может быть оценено положительно, так как может быть связано с невыполнением договорных обязательств на поставку продукции, тем более, что не перекрыло отрицательного влияния предыдущих двух факторов.

Прибыль от продаж в отчетном году увеличилась на 11491 тыс.руб., причем наибольшее положительное влияние оказало изменение цен на продукцию (45267 тыс.руб.). Увеличение объема выпуска продукции привело к незначительному росту прибыли в сумме 2070,6 тыс.руб. Такой рост прибыли не связан с повышением эффективности хозяйствования и не может быть оценен положительно. Другие факторы: рост затрат, цены на материальные ресурсы, привели к снижению прибыли от продаж.

Одна из задач экономического анализа состоит в том, чтобы показать экономическую эффективность процесса обновления продукции, проанализировать влияние такого фактора, как возрастной состав продукции на динамику себестоимости и затраты на 1 руб.

Таблица 16

Затраты на 1 руб. произведенной продукции

Группа продукции по возрасту Затраты на 1 руб. товарной продукции
Базовый год Отчетный год Темп роста затрат, %
Коп. В % к первой группе Коп. В % к первой группе
1. Впервые освоенная производителем          
2. От 1 до 5 лет          
3. От 5 до 10 лет          
4. От 10 и более лет          

 

На основании данных такого рода таблицы делаются выводы:

1. Приведет ли к увеличению затрат на рубль освоение новых видов продукции в первый год выпуска.

2. Совершенствование производственного процесса повышает ли экономичность производства новых видов продукции в последующие годы.

3. Снижается ли экономичность производства продукции, выпускаемой свыше 10 лет по сравнению с предыдущими возрастными группами.

Следующий элемент анализа – это анализ влияния на себестоимость продукции в целом отдельных групп продукции по уровню их рентабельности.

Для анализа вся продукция подразделяется на группы:

1. Нерентабельная.

2. Низкорентабельная.

3. Среднерентабельная.

4. Высокорентабельная.

Анализ проводится в сравнении со среднеотраслевыми данными и делается вывод, была ли работа предприятия направлена на снижение себестоимости нерентабельной и малорентабельной продукции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.