Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста




ТЕСТЫ

ВОПРОСЫ для самопроверки.

? Какие качества необходимы человеку, собирающемуся стать человеком публичным?

? Какие качества речи, по вашему мнению, недостает вам?

? Каковы пути повышения качества речи?

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Составьте информационный текст на любую тему. Используйте элементы, которые сделают вашу информацию интересной.

Задание 2. Составьте текст публичного выступления на торжественном вечере, посвященном юбилею вашего шефа. Постарайтесь не употреблять «дежурные» фразы. Помните, что цель торжественной речи – это создание праздничного

настроения и желание доставить удовольствие тому, кому она предназначена.

  1. Для публицистического стиля характерны две основные функции:

a) информативная

b) общения

c) объективное изложение изученного материала

d) воздействующая

  1. Социальная оценочность является доминантой стиля речи

a) научного

b) официально-делового

c) публицистического

d) художественного

  1. Основная цель публицистического стиля состоит в

a) оказании желаемого воздействия на разум и чувства читателя, слушателя, настроить его определенным образом

b) стремлении к обобщению и абстракции

c) удовлетворении потребности общества в документированном оформлении

d) точности, однозначности и стандартности используемых средств

  1. Неверным является утверждение, согласно которому

a) в публицистическом стиле изложение ориентировано на передачу уже известной научной информации широкому кругу читателей

b) публицистический текст заключает информацию о чем-то актуальном и идейную, политическую, эмоционально-экспрессивную оценку этой информации

c) публицистический стиль ориентирован на выражение политических идей, на освещение событий текущей жизни

d) основной признак публицистического стиля – сочетание стандарта и экспрессии

  1. Преимущественно в публицистическом стиле используются выражения, представленные в рядах:

a) теневой капитал, утечка мозгов

b) эскалация конфликта, договаривающиеся стороны

c) научное произведение, реферативное изложение

d) весеннее утро, информационная функция

  1. Отметьте утверждение, НЕ соответствующее действительности:

a) Риторика - это ораторское искусство.

b) Риторика - это наука, изучающая ораторское искусство.

c) Риторика - это теория красноречия.

d) Риторика - это наука о языке.

  1. Главная задача информативной речи -

a) доставить слушателям удовлетворение, снять стресс

b) дать слушателям новые знания

c) убедить слушателей, воодушевить, побудить к действиям

d) расположить к себе слушателя, заставить слушать

  1. Главная задача развлекательной речи -

a) дать слушателям новые знания

b) убедить слушателей, воодушевить, побудить к действиям

c) расположить к себе слушателя, заставить слушать

d) доставить слушателям удовольствие

  1. Основная задача агитационной речи -

a) доставить слушателям удовлетворение, снять стресс

b) убедить слушателей, воодушевить, побудить к действиям

c) дать слушателям новые знания

d) расположить к себе слушателя, заставить слушать

  1. Основная задача торжественной речи -

a) сообщить сведения, информацию аудитории

b) убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе

c) призвать к необходимости определенных действий

d) воодушевить и сплотить аудиторию

  1. Жанром социально-бытового красноречия НЕ является

a) юбилейная речь

b) застольная речь

c) проповедь

d) развлекательная речь

  1. Жанром академического красноречия НЕ является

a) лекция вузовская, школьная

b) научный доклад

c) агитаторское выступление

d) научно-популярная лекция

  1. Жанром судебного красноречия НЕ является

a) обвинительная речь

b) общественно-защитительная речь

c) приветственная речь

d) свидетельские показания

  1. Выступление кандидата на выборах перед избирателями представляет собой жанр

a) социально-политического красноречия

b) социально-бытового красноречия

c) академического красноречия

d) судебного красноречия

  1. Развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему – это

a) доклад

b) сообщение

c) лекция

d) беседа

  1. Презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и т.д.) относятся к речам

a) торжественным

b) протокольным

c) траурным

d) дружеским

  1. Похвальное выступление относится к виду выступления

a) информационного

b) протокольно-этикетного

c) развлекательного

d) убеждающего

  1. Ораторская речь чаще всего выражается типом речи

a) письменным

b) монологическим

c) диалогическим

d) полилогическим

  1. Первый этап при подготовке к выступлению - это

a) написание плана выступления

b) определение темы и цели выступления

c) мысленное освоение выступления

d) сбор материала

  1. Отметьте три основные функции вступления.

a) вызвать внимание аудитории

b) установить взаимопонимание и доверие

c) подготовить аудиторию к восприятию речи

d) обосновать свою точку зрения

  1. В главной части выступления оратору следует

a) логически последовательно изложить материал

b) обобщить сказанное

c) установить взаимопонимание и доверие между оратором и аудиторией

d) постараться затронуть как можно больше вопросов

  1. Фраза: Каждый человек сталкивается в жизни с таким явлением, как вымогательство - иллюстрирует такой компонент выступления, как

a) заключение

b) основная часть

c) зачин

d) вступление

  1. Жесты, с помощью которых говорящий выделяет какие-то предметы из ряда однородных, называются

a) указательными

b) символическими

c) эмоциональными

d) изобразительными

  1. Жесты, с помощью которых говорящий заменяет, дополняет или дублирует вербальные средства, называются

a) указательными

b) символическими

c) эмоциональными

d) номинативными

  1. Утверждение: Тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из того же тезиса - характеризует такую логическую ошибку, как

a) потеря тезиса

b) подмена тезиса

c) ложное основание

d) круг в доказательстве


Одной из сфер человеческой деятельности является научно-профессиональная сфера. Ее обслуживает научный стиль.

Научный стиль – один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства. Его также называют научно-профессиональным стилем, подчеркивая тем самым сферу его распространения.Главная особенность научного стиля – точное и однозначное выражение мыслей.

Задача науки – показать закономерности. Поэтому его чертами являются: отвлеченная обобщенность, подчеркнутая логичность изложения, ясность, аргументированность, точность, однозначность выражения мыслей. Задачи

общения в сфере науки, ее предмет, содержание речи требуют передачи общих понятий. Этому служит абстрактная лексика, специальная лексика и терминология.

Специфические особенности научного стиля обусловлены прежде всего предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. Язык науки – естественный язык с элементами искусственных языков (расчеты, графики, символы и др.); национальный язык с тенденцией к интернационализа­ции.

В своей основе научная речь – это письменная речь, связан­ная нормами.

Лексический состав научного стиля характеризуется одно­родностью, отсутствует лексика с разговорно-просторечной ок­раской, оценочная, эмоционально-экспрессивная. Много слов среднего рода: явление, свойство, развитие. Много абстрактной лексики – система, период, случай. Тексты научного стиля ис­пользуют сложносокращенные слова, аббревиатуры: ПС (программные средства), ЖЦ (жизненный цикл); содержат не толь­ко языковую информацию, но и графическую, формулы, сим­волы. Особенностью лексического состава научного стиля речи является наличие в нем терминов.

Терминология воплощает точность научной речи. Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.).

Понятие – это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. Определение понятий дает дефиниция (от лат. определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином (Индуктивность – это физическая величина, характеризующая магнитные свойства электрической цепи.)

К специфическим особенностям термина относятся:

ª системность,

ª наличие дефиниции (определения),

ª однозначность,

ª стилистическая нейтральность,

ª отсутствие экспрессии,

ª простота.

Одно из требований к термину – его современность, т.е. устаревшие термины заменяются новыми терминами. Термин может быть интернационален или близок терминам, которые созданы и употребляются в других языках (коммуникация, гипотеза, бизнес, технология и др.). Также в термин входят интернациональные словообразовательные элементы: анти, био, микро, экстра, нео, макси, микро, мини и др.

Терминология делится на 3 группы:

v общенаучную (анализ, тезис, проблема, процесс и др.),

v межнаучную (экономика, стоимость, рабочая сила и др.),

v узкоспециальную (только для определённой области знания).

Терминология обеспечивает информа­ционное взаимопонимание на национальном и межнациональ­ных уровнях, совместимость законодательных и нормативных документов.

Грамматический состав научного стиля также однороден. Широкое при­менение находят глаголы, имеющие отвлеченно-обобщенные зна­чения, существительные, обозначающие отвлеченные понятия (скорость, время). В синтаксисе используются сложные предложения с причас­тиями, деепричастными и причастными оборотами, временной связью (в связи с тем-то), простые предложения типа что есть что (водород есть газ), безличные предложения, пассивные конструкции (металлы легко режутся) и конструкции, подчеркивающие соотношение межу частями высказывания: вводные слова (нако­нец, итак), такие конструкции, как далее отметим, перейдем к следующей части, большое количество предлогов, выражающих различные отношения и действия (благодаря, в связи, вследствие и др.). Используются в основном повествовательные предложения, вопросительные – с целью привлечь внимание к проблеме.

Следует помнить, что в научном стиле не принято местоиме­ние «я», его заменяют на «мы» («с нашей точки зрения», «нам представляется очевидным»).

Научный стиль создал строгую систему жанров.

Научный стиль речи подразделяется на подстили:

1. Собственно научный (его жанры – монография, статья, доклад). Отличительная черта собственно научного стиля – академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля – точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.

2. Научно-информативный (жанры – реферат, аннотация, патентное описание), должен точно передать научную информацию с описанием научных фактов.

3. Научно-справочный (жанры – словарь, справочник, каталог). Данный подстиль характеризуется ясностью, точностью, логичностью, неэмоциональностью изложения; преимущественным употреблением слов в их прямых значениях.

4. Учебно-научный (жанры – учебник, методическое пособие, лекция),адресован будущим специалистам и поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений.

5. Научно-популярный (очерк и др.) подстиль адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а использует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также используется терминология.

Научный стиль создал и строгие пра­вила текстовой композиции.

Прежде чем перейдем к характеристике научного текста, остановимся на общем понятии текста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.