КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов
ТЕСТЫ
a) научного; b) художественного; c) публицистического; d) официально-делового.
a) общенаучная терминология b) преобладание абстрактной лексики над конкретной c) речевые клише (представляет собой, заключается в) d) разговорные слова
a) формы родительного падежа существительных b) местоимение мы c) глаголы в форме настоящего времени (слова соединяются) d) жаргонизмы и просторечные слова
a) риторические восклицания b) причастные и деепричастные обороты c) вводные слова и конструкции d) уточняющие и пояснительные конструкции
a) общеупотребительная b) просторечная c) общенаучная d) терминологическая
a) Эта пшеница хорошо растет и дает много зерна. b) Архейская эра, по-видимому, характеризовалась вулканической деятельностью. c) Архейская эра, видно, характеризовалась вулканической деятельностью. d) Кормить клеста лучше сосновыми да еловыми шишками.
a) отношение говорящего к высказываемой мысли b) логическую последовательность изложения c) источник информации d) уверенность или неуверенность говорящего
a) отношение говорящего к высказываемой мысли b) логическую последовательность изложения c) источник информации d) уверенность или неуверенность говорящего
a) проверить истинность или ложность какого - либо утверждения с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению b) зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, то есть временные рамки c) подтвердить или опровергнуть истинность значений, носивших характер гипотез d) раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение)
a) текст-рассуждение b) текст-описание c) текст-повествование d) текст-размышление
a) индуктивная b) дедуктивная c) нисходящая d) восходящая
a) индуктивная b) дедуктивная c) нисходящая d) восходящая
a) аналогия b) дедукция c) индукция d) проблемное изложение
a) опровергающая b) односторонняя c) поддерживающая d) восходящая
a) опровергающая b) односторонняя c) поддерживающая d) восходящая
a) письменная речь, связанная нормами b) мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов и явлений объективной действительности c) слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности d) краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным словом
a) системность b) наличие дефиниции c) стилистическая нейтральность d) экспрессивность
a) собственно научному b) научно-информационному c) научно-справочному d) научно-популярному
a) учебно-научному b) научно - информационному c) научно-популярному d) научно - справочному
a) научно-информационному b) собственно научному c) учебно-научному d) научно-справочному В практике вуза используются самые разнообразные научные тексты – конспекты, рефераты, которые пишут студенты; монографии, изучение которых нужно для семинарских занятий, написания курсовой и дипломной работы; лекции, создаваемые преподавателем. Работая с ними, необходимо помнить, что научные тексты бывают первичными и вторичными. Первичные – это первоисточники, оригиналы. К ним относятся, например, научная статья, монография. Научная статья – сочинение, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография – научный труд, посвященный изучению одной темы. Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В научном тексте (первичном и вторичном) выделяют следующие части: заголовок, вводная часть (формулируется цель работы и обосновывается выбор темы исследования, описываются методы исследования). Основная часть членится на главы в соответствии с задачами работы. Каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Заключение имеет форму выводов или краткого резюме. Работа над текстом начинается с введения. Это не просто часть работы, но и документ, характеризующий работу. Оно начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее необходимо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель заявленной работы. Следующий этап работы – рассказ о методике исследования проблемы.Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой и краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач совпадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи даются в форме перечисления. Содержание основной части зависит от темы. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Общее содержание основной части должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытием. Важную функцию выполняет заключение. В нем воспроизводится весь путь исследования. Необходимо подать логически вытекающие из него выводы. Выводы должны соотноситься с поставленными вначале задачами. Заключение – это своеобразный отчет о проделанной работе, где показываются реальные достижения, указывается при необходимости практическая польза. Важными элементами являются также библиография и приложения. В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии (лат. сжатие). С помощью компрессии текст становится меньше по объему, в нем легче выделить основные положения и наиболее значимые моменты. Последовательность действий при компрессии такова: 1. Чтение текста и выделение ключевых слов. 2. Написание вторичного текста с использованием соответствующих речевых клише. 3. Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для того, чтобы передать основное содержание абзаца (задачи, точка зрения, выводы и т.д.) Самый простой вид компрессии – план. Планы бывают вопросные, назывные и тезисные. { Вопросный план использует вопросительные слова (Какова роль информации в современном мире?). { Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения (Роль информации в жизни человека). { Тезисный план отражает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы (Роль информации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией). В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написать тезисы. Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они могут быть первичными и вторичными. Первичные тезисы – это краткое изложение содержания публичного выступления (для себя). Вторичные пишутся на основе работы другого автора (статьи, монографии, лекции). Тезис выделяется лишь в текстах-рассуждениях. Способы извлечения концептуальной информации (это информация, заключающая в себе идею и основные положения текста) из практических текстов зависят от объема текста, но и в небольших, и в больших по объему текстах эти способы достаточно элементарны. В текстах, небольших по объему, используются следующие приемы извлечения тезисной (концептуальной) информации: 1. Сначала текст внимательно прочитывается в целом. 2. Затем текст разбивается на отдельно законченные смысловые отрезки (Такое деление в небольших текстах совпадает, как правило, с делением текста на абзацы). 3. Далее в каждом абзаце исключаются: примеры, детали, подробности; цитаты; объяснения; описания и характеристики; авторские отступления (так называемые лирические отступления) блоки текста, выполняющие функции обеспечения раскрытия темы или главной мысли абзаца. В оставшейся части абзаца и заключается тезис. Естественно, что иногда «текстовый остаток» приходится переформулировать в емкое, короткое утверждение или отрицание, зная, что тезис – это положение, истинность, которого доказывается или опровергается. 4. Тезисы принято подразделять на простые и сложные. В отличие от простого тезиса, содержащего одно положение, в сложном тезисе дается несколько разъясняющих и раскрывающих его простых. Особенно часто такие тезисы встречаются в статьях В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др. В этом случае при выделении тезисов сначала записывается основной тезис, а затем – в подпунктах к нему – второстепенные. Тезирование, включающее два вида тезисов (простые и сложные), называется сложным. При составлении тезисов имейте в виду: Тезис в абзаце может отсутствовать, если абзац является продолжением подтверждения тезиса из предшествующего абзаца. Тезис может отражаться не в одном, а в двух-трех предложениях абзаца. Тезисное предложение располагается, как правило, в начале или в конце абзаца. Аннотация (лат. заметка) – краткая характеристика содержания (описание) статьи, книги. Она дает общее представление о статье, а не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают: | информационные (дается описание, но нет оценки), | рекомендательные (дается характеристика и рекомендации для практического применения), | групповые (характеристика нескольких произведений). Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме (в именительном падеже). Аннотация состоит из 2-х главных частей: в первой дается библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы или положения. В конце может указываться адресат. Используются следующие речевые клише: В книге исследуется (что?); показан (что?); большое место занимает рассмотрение (чего?); в монографии дается характеристика (чего?); в книге приведены примеры, иллюстрации; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что?); в работе нашли отражение проблемы; в заключении кратко разбирается (что?); сборник рассчитан (на кого?); статья рекомендуется, предназначена (кому?). Схема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Она невелика по объему и состоит из простых предложений. Ее можно увидеть на обратной стороне титульного листа, например, учебников, справочников. Реферат (лат. доказывать, сообщать) – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ, т.е. сообщение о том, какая информация содержится, что излагается. Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации. Такой реферат называется простым информационным. В России издаются специальные реферативные журналы, которые содержат рефераты из разных областей науки. Студенты пишут рефераты на определенные темы, т.е. тематические рефераты. Для их описания могут быть привлечены 2-3 научные работы. Такой реферат будет обзорным. Простой информативный реферат может содержать оценку положений, высказываемых автором работы. Эта оценка обычно выражает согласие или несогласие с точкой зрения автора.
Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов или субъективной оценки. Реферат содержит иллюстративный материал в отличие от аннотации. Объем реферата колеблется от 5 до 15 печатных листов через 2 интервала. Перед началом работы, выбрав тему, необходимо наметить план и подобрать литературу. Различают рефераты продуктивные и репродуктивные. Продуктивные предполагают творческое (критическое) осмысление научной литературы. Репродуктивные воспроизводят содержание первичного текста. Они делятся: 1. Репродуктивный – реферат-конспект, реферат-резюме;
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |