КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международные стандарты
финансовой отчетности (МСФО)
Международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО) определяют основные направления учета и оценки соответствующих объектов учета. Разрабатываются они Комитетом по международным бухгалтерским стандартам при участии ООН, ее Экономического и Социального Совета, Комиссией по транснациональным корпорациям, Межправительственной рабочей группой экспертов по международным стандартам учета и отчетности и ряда других организаций. Основное назначение международных стандартов – гармонизация учета и отчетности в различных странах. Одним из направлений дальнейшей реформы бухгалтерского учета в нашей стране является обязательный переход организаций на международные стандарты финансовой отчетности в течение 2004–2007 гг. Трансформация предполагает формирование финансовой отчетности по МСФО посредством корректировок показателей (статей) бухгалтерской отчетности без осуществления учетных записей всякий раз, когда организации требуется такая отчетность. Особенность трансформации заключается в необходимости корректировки показателей отчетности не только в рамках одной формы отчетности, например, бухгалтерского баланса, но и в сквозной корректировке всех связанных показателей отчетности из других форм отчетности. В 2005 г. для российского бухгалтерского сообщества произошло максимально возможное сближение российских национальных стандартов бухгалтерского учета и МСФО. Первые шаги в этом направлении Правительство сделало еще в 90-х гг. На основе отечественного и международного опыта в 1998 г. утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета, в которой основной упор делался на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), поскольку они воплотили все лучшее, что накоплено в мире в области финансовой отчетности. Министерство финансов Российской Федерации 1 июля 2004 г. одобрило Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу. Пока Правительство не ставит задачу перехода всех российских предприятий на международные стандарты. В Концепции отмечается, что по МСФО будет составляться консолидированная отчетность, которая вводится первоначально только для публичных компаний начиная с отчетов за 2005 г. Прежде всего это общественно значимые компании, деятельность и состояние которых затрагивают интересы широкого круга лиц. К этим организациям в первую очередь относятся открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовых рынках, банки и финансовые институты. Движение в отношении других компаний должно происходить постепенно после всесторонней подготовки. Совершенно иной подход предусмотрен для индивидуальной отчетности юридических лиц, которая будет составляться по российским стандартам. Нужно продолжать совершенствование и российских стандартов, чтобы отчетность по ним гарантировала пользователям качественный, надежный, достоверный продукт, или, иными словами, полезную финансовую информацию для принятия правильных экономических решений. Для этого в Концепции поставлена задача активно использовать МСФО при создании российских стандартов. Работа по развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы бухгалтерского учета и отчетности ведется по двум направлениям: первое – продолжение издания новых положений по бухгалтерскому учету по тем вопросам, которые еще не урегулированы, второе – уточнение уже принятых актов для того, чтобы они в большей степени обеспечивали полезность бухгалтерской информации. Встает вопрос о преимуществах МСФО перед российскими стандартами отчетности. Российский бухгалтерский учет последние десять лет активно прогрессирует. Бухгалтерская отчетность российских компаний предоставляет пользователям массу необходимой и полезной информации, но все же сегодня она пока еще не обеспечивает полноту, достоверность и объективность информации в такой степени, в какой ееобеспечивает отчетность по МСФО. Главное, что отчетность, построенная на МСФО, снабжает пользователей информацией не только о прошлом, но и о будущем. А все национальные бухгалтерские стандарты отчетности, в том числе и российские, не обладают в полной мере таким качеством. Современная рыночная экономика требует информации, позволяющей предвидеть будущие экономические процессы, а почерпнуть ее можно только из финансовой отчетности. Кроме того, МСФО построены на принципе прозрачности, их основная цель в предоставлении достаточного объема финансовой информации, полезной разным пользователям. Российские же стандарты пока не обеспечивают полную прозрачность компаний. В этом и заключаются основные преимущества МСФО перед российскими стандартами. Одна из самых проблемных областей – подготовка кадров. Предстоит многое сделать для того, чтобы развернуть широкую и качественную подготовку кадров, которая включает также пересмотр учебных программ высших учебных заведений и дополнительного образования. В Концепции говорится и о разработке специальных программ для подготовки пользователей финансовой информации, в том числе составленной по МСФО. В Концепции упоминается о заинтересованных пользователях финансовой информации – тех, кто непосредственно использует бухгалтерскую отчетность, финансовую информацию для принятия экономически значимых решений. Их можно разделить на две основные категории: внешние пользователи – те, кто предоставляет финансовые ресурсы – работники предприятия, регулирующие органы, контрагенты предприятия, общество в целом, и внутренние пользователи – управленческие службы, высшее руководство предприятия. По мнению директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухгалтерского учета Минфина России Л. З. Шнейдмана: «…подготовка пользователей отчетности по МСФО не менее важна, чем бухгалтеров. Как известно, спрос рождает предложение. Чтобы сформировать спрос, надо обучить пользователей, а именно менеджеров, руководителей предприятий тому, как управлять компанией на основе информации, подготовленной по МСФО. Надо готовить финансовых аналитиков к работе с отчетностью по МСФО». В дискуссии по проблемам перевода российских организаций на МСФО предлагаются два принципиально различных варианта перевода. Первый – это позиция Минфина России, другой – позиция рабочей группы Межведомственной комиссии и Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России. Точка зрения Минфина заключается в том, что переход на формирование консолидированной финансовой отчетности в обязательном порядке необходим для социально значимых групп организаций. И в первую очередь – для открытых акционерных обществ, акции которых котируются на открытых фондовых рынках капитала. Ведущие отечественные специалисты в области бухгалтерского учета считают, что в большинстве случаев составление консолидированной отчетности по международным стандартам необходимо только тем организациям, которые заинтересованы в привлечении капиталов. Остальным организациям достаточно составлять сводную консолидированную отчетность по российским правилам. По мнению руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации А. С. Бакаева, необходимость перехода на МСФО возникла в связи с тем, что в настоящее время пользователями бухгалтерской отчетности, в первую очередь инвесторами, предъявляется много жалоб к качеству составления бухгалтерской отчетности. Главная претензия – составляемая большинством российских организаций отчетность не прозрачна. На практике разработанные Министерством финансов Российской Федерации указания, положения и методические рекомендации выполняются очень плохо. Именно поэтому у Правительства Российской Федерации сложилось негативное мнение о бухгалтерской отчетности, формируемой отечественными предприятиями. Было высказано суждение, что определяемые ими показатели не дают правдивой характеристики деятельности; отчетность, формируемая по российским правилам, не прозрачна и не понятна пользователям, а значит не нужна. Именно поэтому появилась точка зрения, что только отчетность, формируемая по международным правилам, будет информативна и абсолютно прозрачна. А. С. Бакаев полагает, что недостаточное соблюдение российских правил составления отчетности вызвано, в первую очередь, нежеланием руководителей и менеджеров демонстрировать подлинную картину деятельности управляемых ими предприятий. Такое нежелание имеет свои причины: первая – дополнительная информация об организации может привести к дополнительному давлению на нее со стороны деловых партнеров, увеличению налоговой нагрузки и т. п.; вторая причина несоблюдения правил составления бухгалтерской отчетности – недостаточная квалификация многих бухгалтеров. Зачастую бухгалтеры не знают нормативных документов, на основании которых сами же формируют бухгалтерскую отчетность. Такие недостатки имеются и у специалистов, обладающих аттестатом профессионального бухгалтера; третья причина – позиция большинства аудиторов, осуществляющих проверку достоверности такой отчетности. В настоящее время аудиторы проверяют не столько бухгалтерскую отчетность, сколько достоверность налоговых расчетов. При этом аудиторы полагают, что они подтверждают бухгалтерскую отчетность в той степени, которая соответствует нормативным требованиям. Этим аудиторы нарушают закон "Об аудиторской деятельности", где написано, что они должны подтверждать достоверность бухгалтерской, а не налоговой отчетности на соответствие законодательству Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |