Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современного) общества 2 страница




Теорию социальной стратификации была создана в начале 40-х гг. ХХ в. американскими социологами Толкоттом Парсонсом, Робертом-Кингом Мертоном, К.Дэвисом и другими учеными, которые считали, что вертикальная классификация людей вызвана распределением функций в обществе. По их мнению, социальная стратификация обеспечивает выделение социальных слоев по определенным важным для конкретного общества признаками: характером собственности, размером доходов, объемом власти, образованием, престижем, национальными и другими чертами. Социально-стратификационный подход является одновременно методологией и теорией рассмотрения социальной структуры общества. Он придерживается основных принципов:

- обязательность исследования всех слоев общества;

- использование для их сравнения единого критерия;

- достаточность критериев для полного и глубокого анализа каждого из исследуемого социального слоя.

В дальнейшем социологи предприняли неоднократные попытки расширить число оснований стратификации за счет, например, уровня образования. Стратификационная картина общества многопланова, она состоит из нескольких напластований, не совпадающих полностью друг с другом.

Критики марксистской концепции выступили против абсолютизации критерия отношения к средствам производства, собственности и упрощенного представления о социальной структуре как взаимодействии двух классов. Они ссылались на многообразие страт, на то, что история дает пример не только обострения отношений между стратами, но и сближения, стирания противоречий.

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества в современной западной социологии противостоят более продуктивные теории социальной стратификации. Представители этих теорий утверждают, что понятие «класс» в современном постиндустриальном обществе «не работает», так как в современных условиях на основе широкого акционирования, а также выхода основных собственников акций из сферы управления и замена их наемными менеджерами, - отношения собственности оказались размытыми, вследствие чего они потеряли свою прежнюю значимость.

Поэтому представители теории социальной стратификации считают, что понятие «класс» в современном обществе должно быть заменено понятием «страта» или понятием «социальная группа», а на смену теории социально-классового строения общества должна прийти более гибкая теория социальной стратификации.

Следует выделить, что практически все современные теории социальной стратификации базируются на представлении, что страта (социальная группа) является реальной, эмпирически фиксированной социальной общностью, которая объединяет людей по каким-либо общим позициям, что приводит к конституированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. Основу теории социальной стратификации составляет, таким образом, принцип объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным.

При этом ведущими западными социологами предлагается разные критерии измерения социальной стратификации. Французский социолог Пьер Бурдье при рассмотрении этого вопроса взял во внимание не только экономический капитал, измеряемый в категориях собственности и дохода, но и культурный (образование, особенные знания, умения, стиль жизни), социальный (социальные связи), символический (авторитет, престиж, репутация). Немецко-английский социолог Р.Дарендорф предложил собственную модель социальной стратификации, в основу которой положил такое понятие как «авторитет». Исходя из этого, он делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь управляющих он делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, то есть бюрократов-менеджеров. Управляемую группу также делит на две подгруппы: высшую – «рабочую аристократию» и низшую – низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс».

Американский социолог Б.Барбер стратифицирует общество по шести показателям: 1) престиж профессии, власть и могущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знания; 4) религиозна или ритуальная чистота; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность.

Французский социолог А.Турен считает, что в современном обществе социальная дифференциация осуществляется не относительно собственности, престижа, власти, этноса, а относительно доступа к информации. Господствующее положение занимают люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

В американском обществе У.Уорнер выделил три класса (высший, средний и низший), каждый из которых состоит из двух слоев.

Высший высший класс. «Пропуском» в этот слой служат унаследованное богатство и социальная известность семьи; как правило, это старые поселенцы, состояние которых увеличивалось на протяжении нескольких поколений. Они очень богаты, но не выставляют богатство на показ. Социальная позиция представителей этого элитарного слоя настолько безопасна, что они могут отступать от принятых норм, не опасаясь лишиться при этом своего статуса.

Низший высший класс. Это профессионалы в своей области, получающие чрезвычайно высокий доход. Они заработали, а не унаследовали свое положение. Это активные люди с большим количеством материальных символов, подчеркивающих их статус: самые большие дома в лучших районах, самые дорогие автомобили, бассейны и т.д.

Высший средний класс. Это люди для которых главным является карьера. Основой карьеры могут стать высокая профессиональная, научная подготовка или опыт управления бизнесом. Представители этого класса очень требовательно относятся к образованию своих детей, для них характерно несколько выставленное на показ потребление. Дом в престижном районе для них является главным признаком их успеха и их достатка.

Низший средний класс. Типичные американцы, являющиеся примером респектабельности, добросовестного отношения к работе, верности культурным нормам и стандартам. Представители этого класса также большое значение придают престижности своего дома.

Высший низший класс. Люди, ведущие обычную жизнь, заполненную повторяющимися из дня в день событиями. Представители этого класса проживают в непрестижных районах города, в небольших домах или квартирах. К этому классу относятся строители, подсобные рабочие и другие, труд которых лишен творчества. От них требуется лишь наличие среднего образования и некоторых навыков; работают они обычно вручную.

Низший низший класс. Люди, находящиеся в крайне бедственном положении, имеющие проблемы с законом. К ним относятся, в частности, иммигранты неевропейского происхождения. Человек из низшего класса отвергает нормы средних классов и старается жить сегодняшним днем, тратя большую часть своих доходов на питание и делая покупки в кредит.

Опыт использования стратификационной модели Уорнера показал, что в представленном виде она в большинстве случаев не соответствует странам Восточной Европы, России и Украины, где в ходе исторических процессов складывается иная социальная структура.

Социальная структура украинского общества, исходя из социологических исследований Н. Римашевской, в общем виде может быть представлена так.

1.«Общеукраинские элитные группы», которые объединяют в своих руках собственность в размерах, приравненных к крупнейшим западным странам, а также владеют средствами властного влияния на общенациональном уровне.

2. «Региональные и корпоративные элиты», которые владеют значительным по украинским масштабам положением и влиянием на уровне регионов и целых отраслей или секторов экономики.

3. Украинский «верхний средний класс», который владеет собственностью и доходами, обеспечивающие западные стандарты потребления, а также. Представители этого слоя стремятся повысить свой социальный статус, ориентируются на сформированную практику и этические нормы хозяйственных отношений.

4. Украинский «динамичный средний класс», который владеет доходами, обеспечивающими удовлетворение среднеукраинских и более высоких стандартов потребления, а также характеризуется относительно высокой потенциальной адаптивностью, значительными социальными стремлениями и мотивациями и ориентацией на легальные способы ее проявления.

5. «Аутсайдеры», которые характеризуются низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы ее получения.

6. «Маргиналы», которые характеризуются низкой адаптацией, а также асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

7. «Криминалитет», который характеризуется высокой социальной активностью и адаптивностью, но при этом полностью осознано и рационально противодействует легальным нормам хозяйственной деятельности.

Итак, социальная стратификация является отражением вертикального неравенства в обществе. Общество организует, воспроизводит неравенство по нескольким основаниям: по уровню благосостояния, богатства и дохода, престижа статусных групп, обладания политической властью, образования и др. Можно утверждать, что все виды иерархии значимы для общества, поскольку позволяют как регулировать воспроизводство социальных связей, так и направлять личные устремления, амбиции людей на приобретение значимых для общества статусов.

Необходимо различать два понятия – ранжирование и стратификация. У ранжирования два аспекта – объективный и субъективный. Когда мы говорим об объективной стороне ранжирования, то подразумеваем зримые, видимые глазу различия между людьми. Субъективное ранжирование предполагает нашу склонность сравнивать людей, как-то оценивать их. Любое действие такого рода относится к ранжированию. Ранжирование приписывает явлениям и индивидам определенное значение, цену и благодаря этому выстраивает их в значимую систему.

Своего максимума ранжирование достигает в том обществе, где индивидам приходится открыто конкурировать между собой. Например, рынок объективно сравнивает не только товары, но и людей, прежде всего на основе их индивидуальных способностей.

Результатом ранжирования выступает ранговая система. Ранг указывает относительную позицию индивида или группы внутри ранговой системы. Любую группу – большую или малую – можно рассматривать как единую ранговую систему.

Американский социолог Е. Бродель предлагает различать, использую критерий ранжирования, индивидуальную и групповую стратификацию. Если индивидов выстраивают по рангам независимо от их групповой принадлежности, то мы получим индивидуальную стратификацию. Если совокупность различных групп упорядочить определенным образом, то можно получить групповую стратификацию.

Когда ученый принимает во внимание только объективную сторону ранжирования, он употребляет понятие стратификация. Таким образом, стратификация – объективный аспект или результат ранжирования. Стратификация указывает порядок ранжирования, относительную позицию рангов, их распределение внутри ранговой системы.

Индивидуальная стратификация характеризуется следующими чертами:

1. Порядок рангов базируется на одном критерии. К примеру, футболиста следует оценивать по его игре на поле, но не по богатству или религиозным убеждениям, ученого, - по количеству публикаций, преподавателя – по его успеху у студентов.

1. Ранжирование может учитывать еще и экономический контекст: отличный футболист и выдающийся ученый должны получать высокие оклады.

2. В отличие от групповой индивидуальная стратификация существует

непостоянно. Она действует непродолжительное время.

3. Индивидуальная стратификация основана на личном достижении. Но помимо личных качеств индивиды ранжируются и оцениваются в зависимости от репутации совей семьи или группы, к которой они принадлежат, скажем, богатой семьи или ученых.

В групповой стратификации оцениваются и ранжируются не отдельные индивиды, а целые группы, например низко оценивается группа рабов, высоко – сословие дворян.

Английский социолог Э.Гидденс выделяет четыре исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

Таким образом, главная идея теории стратификации – извечное неравенство индивидов и групп в обществе, которое не возможно преодолеть, поскольку неравенство является объективной особенностью общества, источником его развития (в отличие от марксистского подхода, который предполагал социальную однородность общества в будущем).

Современные теории социальной стратификации, которые выдвигают те или иные критерии разделения общества на социальные слои (группы), служат методологической основой для формирования теории социальной мобильности.

 

Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствие внутри ее какого-либо движения. На различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокращение другого слоя, что невозможно объяснить естественным приростом населения – происходит миграция отдельных индивидов по вертикали. Эти передвижения по вертикали при сохранении самой статификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность (оговоримся, что само понятие «социальна мобильность» значительно шире и включает также горизонтальное перемещение индивидов и групп).

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменение своего социального статуса при сохранении стратификационной структуры общества.

Впервые общие принципы социальной мобильности были сформулированы П.Сорокиным, который считал, что вряд ли есть общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными, т.е. непропускающими никакое движение через свои границы. Однако история не знала ни одной такой страны, в которой вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления: «Если бы мобильность была бы абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка – пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своеобразного рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, наоборот».

Перемещения людей в иерархии общества осуществляется по разным каналам. Наиболее важными из них являются такие социальные институции: армия, церковь, образование, политические, экономические и профессиональные организации. Каждая из них имела разное значение в разных обществах и в разные периоды истории. Например, в Древнем Риме большие возможности достичь высокого социального положения предоставляла армия. Из 92 римских императоров 36 достигли социальных высот (начиная с низших слоев) благодаря службе в армии; из 65 византийских императоров 12. Церковь также переместила большое количество простых людей на вершины социальной лестницы. Из 144 римских пап 28 были низкого происхождения, 27 – из средних классов (не говоря о кардиналах, эпископах, аббатах). В то же время церковь свергла большое количество королей, герцогов, князей.

Роль «сита» выполняют не только социальные институты, регулирующие движения по вертикали, а также субкультура, образ жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца «на прочность», соответствие нормам, принципам той страты, в которую он перемещается. П. Сорокин указывает, что система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного социального лифта, который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие «этажи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

Однако использование движущей силы какого-либо социального института для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепится в новой страте необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, формировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами – этот процесс протекает довольно болезненно, так как человек нередко вынужден отказаться от старых привычек, пересмотреть свою систему ценностей. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами, развитием комплекса неполноценности и т.д. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Если социальные институты, по образному выражению П.Сорокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, исполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, будет обречен быть чужаком в страте. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень, но оказывается не в состоянии «открыть дверь» в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чужой для него субкультуре, он становится маргинальной личностью, испытывая серьезные психологические напряжения.

В обществе постоянно происходит перемещения индивидов и социальных групп. В период качественного обновления общества, коренного изменения социально-экономических и политических отношений социальные перемещения особенно интенсивны. Войны, революции, глобальные реформы перекраивали социальную структуру общества: происходит замена правящих социальных слоев, появляются новые социальные группы, отличающиеся от других по месту в системе социально-экономических отношений: предприниматели, банкиры, арендаторы, фермеры.

Из выше сказанного можно выделить такие виды мобильности как:

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей.

Горизонтальная мобильность – передвижение в пределах одного и того же социального уровня. Например: перемещение из католической в православную религиозную группу, смена одного гражданства на другое, перемещение из одной семьи (родительской) в другую (собственную, или в результате развода создание новой семьи). Подобные движения происходят без существенного изменения социального положения. Но могут быть исключения.

Географическая мобильность разновидность горизонтальной мобильности. Она предполагает перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Например, международный туризм. Если при смене места жительства меняется социальный статус, то мобильность превращается в миграцию. Пример: если деревенский житель приехал в город навестить родственников, то это географическая мобильность. Если приехал в город на постоянное место жительство, нашел работу, поменял профессию, то это миграция.

Индивидуальная мобильность. В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические и профессиональные группы, а отдельные их представители. Это не означает, что эти перемещения не могут быть массовыми – напротив, в современном обществе водораздел между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид в случае успеха изменит, как правило, не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социально профессиональную группу.

Групповая мобильность. Перемещение происходит коллективно. Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине ХХ в. такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных предприятий.

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивны во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых профессий провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, раннее сплачивавших людей и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Сорокин выдели несколько основных причин групповой мобильности: социальные революции, гражданские войны, смена политических режимов в результате революций, военных переворотов, реформ, замена старой конституции новой, крестьянские восстания, межгосударственные войны, междоусобная борьба аристократических родов.

Экономические кризисы, сопровождающиеся падением уровня материального благосостояния широких масс, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не только одиночек, а целые группы, и может быть временным или приобретать устойчивый характер. В первом случае социальная группа возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей, во втором случае группа меняет свой социальный статус и вступает в сложный период адаптации к новому месту в иерархической пирамиде.

Итак, групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп; во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, систем ценностей, политических приоритетов – в этом случае наблюдается движение вверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения, происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты; в-третьих, с разбалансировкой механизмов, обеспечивающих воспроизводство стратификационной структуры общества. Механизмы институциализации, легитимации перестают функционировать в полном объеме в силу происходящих в обществе радикальных изменений, роста конфликтности и социальной неопределенности.

Процессы социальной мобильности являются важными показателями эффективности разных типов общественных устройств. Общества в которых существуют условия для вертикальной мобильности (перехода от низших к высшим слоям, групп, классам), где есть широкие возможности для территориальной, в том числе через границы страны, мобильности, называют открытыми. Типы обществ, в которых такие перемещения осложнены или практически невозможны, называются закрытыми. Им свойственны кастовость, клановость, гипперполитизованность. Открытые пути для вертикальной мобильности являются важным условием развития современного общества. В противном случае возникают предпосылки для социального напряжения и конфликтов.

Межпоколенная мобильность. Предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность. Предполагает, что один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Это называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

На других основаниях мобильность может классифицироваться на стихийную или организованную.

Примеров стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города соседних государств

Организованная мобильность - перемещение человека или группы вертикально или горизонтально управляется государством.

Организованная мобильность может осуществляться: а) с согласия самих людей; б) без согласия (недобровольная) мобильность. Например, депортация, репатриация, раскулачивание, репрессии и т.д.

От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещению больших масс людей.

Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.

Индустриальное общество расширило диапазон мобильности, Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В период экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности.

Таким образом, социальная мобильность определяет динамику развития социальной структуры общества, способствует созданию сбалансированной иерархической пирамиды.

 

Литература

 

1. Войцех Заборовский Эволюция социальной структуры: перспектива поколений // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005. - № 1. – С.8-35.

2. Волков Ю.Г. Социология. / Под общей ред. В.И.Добренькова. Р-н-Д: «Феникс», 2005.

3. Гидденс Э. Социальная стратификация // Социс. – 1992. - №9. – стр. 117 – 127.

4. Гіденс Е. Соціологія. / Пер. з англ. В.Шовкун, А. Олійник. Київ: Основи, 1999.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005.

6. Кравченко А.И. Общая социология. – М., 2001.

7. Лукашевич М.П., Туленков М.В. Соціологія. Киїк: «Каравела», 2005.

8. Общая социология: Учебное пособие / Под общей ред. А.Г.Эфендиева. – М., 2002. – 654 с.

9. Павліченко П.П., Литвиненко Д.А. Соціологія. Київ: Лібра, 2002.

10. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М., 2001.

11. Сорокин.П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

12. Соціологія: Підручник для студентів вищих навчальних закладів / За ред.. В.Г.Городяненко – К., 2002. – 560 с.

13. Якуба Е.А.Социология. Учебн. Пособие для студентов, Харьков, 1996. – 192 стр.

14. Харчева В. Основы социологии. – М: Логос, 2001. – 302 стр

15. См. Вопросы философии. – 2005. - №5

 

Глоссарий

 

Социальная структура – упорядоченная совокупность индивидов, социальных групп, общностей, организаций, институтов, объединенными связями и отношениями, отличающиеся между собой положением в экономической, политической, духовной сферах жизнедеятельности.

Социальный статус – место, позиция личности в социальной структуре общества, связанная с принадлежностью к какой-либо социальной группе или общности, совокупность ее социальных ролей.

Социальная роль – типовое поведение человека связанное с его социальным статусом, которое не вызывает негативных реакций у окружающих.

Социальная группа – относительно устойчивая, исторически сложившаяся совокупность людей, объединенных на основе общих признаков, интересов, ценностей, групповом сознании.

Класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, престижем, отношением к власти.

Социальный слой – группа индивидов занятая равноценными видами труда и получающая приблизительно равное вознаграждение.

Социальная общность – совокупность людей, объединенная относительно устойчивыми социальными связями, отношениями, имеющая общие признаки, которые придают ей не повторное своеобразие.

Малая социальная группа – немногочисленная по составу группа людей, участники которой объединены общей деятельностью и вступают в непосредственное общение, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особенных групповых ценностей и норм поведения.

Большая социальная группа - многочисленная по составу группа людей, объединенных для общей деятельности, но взаимоотношения между ними преимущественно формальные.

Ранжирование – приписывание явлениям или индивидам определенных значений, цены, благодаря которым их можно выстроить на социальной лестнице сверху вниз.

Социальная стратификация – иерархическое деление общества на вертикально расположенные социальные группы и слои (страты) которые имеют разный престиж, собственность, власть, образование.

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменение своего социального статуса при сохранении стратификационной структуры общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.