Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий 2 страница. Таким образом, социальный институт принимает вид высокоинтегрированной, освященной признанием общества мощной непробиваемой машины




Таким образом, социальный институт принимает вид высокоинтегрированной, освященной признанием общества мощной непробиваемой машины, хорошо защищенной «притертостью» функций и непререкаемостью заведенного порядка, независимостью от случайных и непродуманных реформ или авантюр. На этом зиждется чувство спокойствия, стабильности, уверенности в завтрашнем дне.

Но следствием «непробиваемости» социального института является также присущая ему инерция, консерватизм. Тяга к устойчивости, безусловно, превалирует над тягой и способностью к переменам. Более или менее значимые изменения в социальном институте всегда являются непростой проблемой. Во-первых, изменения ввиду спаянности ячеек, функций невозможно проводить точечно, лишь в одной ячейке, - возникает цепная реакция, так называемый «эффект домино», что ведет к дезорганизации всей цепочки социального института, а это резко снижает уровень предсказуемости, увеличивает элемент риска. Поэтому любое изменение в социальном институте требует изменения всей или значительной части цепи института, а это всегда непросто сделать. Во-вторых, изменения в социальных институтах необходимо проводить относительно синхронно: нельзя допустить, чтобы одни участники институциональных взаимодействий уже начали работать по новым правилам, нормам, законам, а их партнеры придерживались бы старых. Возникает разрыв «полей ответственности», разрыв взаимодействий, чреватый распадом социального института. В-третьих, необходимо, чтобы изменения признали легитимными (разумными, обоснованными) все участники института, или хотя бы те, кого эти изменения непосредственно затрагивают. Этого добиться нелегко, т.к. изменения затрагивают интересы людей, ведут к перераспределению прав и обязанностей, льгот и привилегий агентов, таят в себе риск непредсказуемости, неизвестности, возможного ухудшения положения вещей.

В обществе предсказуемость, надежность старого порядка вещей до поры до времени перевешивают возможные выгоды нового. Изменения социальных институтов таят в себе риск разлада социальной машины, дезорганизации, непредсказуемых последствий, утраты стабильности. Однако социальный институт – это всего лишь процедура взаимодействия людей, созданная людьми и, в конечном счете, подвластная им. Но она подвластна не отдельному индивиду, а массе. Никакие усилия царей, президентов, «столичных реформаторов» не могут привести к устойчивым изменениям глубинных структур общества, статусно-ролевых стандартов поведения, норм взаимоотношений между участниками института без заинтересованности в этом людей, без признания ими необходимости изменения социального института и согласия (пассивного или активного) на утверждение новых норм. Таким образом, изменение института предполагает изменение легитимации, признание легитимными новых устоев.

Кроме силы заинтересованности людей важную роль в изменениях институтов играет сила власти. Именно власть обладает функцией нормотворчества, помноженной на невиданную силу, обязывающую людей делать то, что не хочется, включая и ресурсы принуждения. Власть может не только предложить, но и реализовать новый порядок институциональных взаимодействий, подкрепив свои предложения силой авторитета или принуждения. Она может обеспечить признание этих изменений с помощью убеждения, подавления сопротивления инакомыслящих, предоставления привилегий и льготновым образцам статусно-ролевого поведения. Это общая схема механизма изменений институциональных взаимодействий. В реальности все гораздо сложнее, противоречивее, таит в себе много проблем.

Основные варианты институциональных изменений: 1) дифференциация и специализация социальных институтов, которая подразумевает выделение более специализированной предметной области институциализированных связей и специализацию принципов регуляции статусно-ролевых стандартов поведения участников вновь созданных институтов (например, на определенном этапе из института образования вычленяется институт высшего образования); 2) перерегуляция институциональных связей, изменение исходных принципов «ориентации на другого», что всегда сопровождается противоборством интересов, нарастанием конфликтов, ростом нестабильности. Особенно драматическими бывают периоды в развитии общества, связанные с переналадкой основных систем социальных институтов общества: экономических, политических и др.

Опираясь на идеи классиков мировой социологии, можно определить основную направленность эволюции социальных институтов западноевропейского общества: от институтов общинного типа (механической солидарности, традиционного общества), с присущими им слабой дифференцированностью, аскриптивностью, чувственно-индивидуальным (а не универсалистским) отношением к партнеру – к современным (модерным) институтам с органической солидарностью, рациональным действием, с присущей им дифференцированностью, доминированием достиженческих универсалистских норм и правил игры.

 

 

Помимо социальных институтов в структуру общества входят социальные общности. Социальная общность – это совокупность людей, объединенных общими условиями существования, наладивших регулярное устойчивое взаимодействие друг с другом. Основными видами социальных общностей являются:

1) номинальная общность;

2) массовая общность (квазигруппа);

3) социальная группа;

4) социальная организация (организованная группа).

Номинальная общность – это особая социальная категория, которая, в отличие от всех остальных видов, не возникает естественным путем в результате взаимодействий и поэтому, строго говоря, общностью называться не может. Номинальная общность - это совокупность людей, объединенных общими социальными признаками, взаимосвязь между которыми устанавливается исследователем с целью решения какой-либо научной задачи. Термин «номинальная общность» имеет более точный синоним «социальный агрегат». Чаще всего с социальными агрегатами имеют дело специалисты по статистике, демографии, экономике, криминологии.

Массовая общность (квазигруппа) – этореально существующая совокупность людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющая устойчивой цели взаимодействия. Она характеризуется спонтанностью возникновения, неустойчивостью, неопределенностью состава. Социологи выделяют следующие виды социальных общностей: аудитория, толпа, социальные круги.

Социальная группа совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентаций, устойчивых образцов поведения, благодаря которым у индивидов формируется чувство групповой солидарности (ощущение «мы - группа»). Социальная группа характеризуется устойчивостью, продолжительностью существования, определенностью состава и границ, общей системой ценностей и социальных норм, способностью входить в качестве элементов в другие социальные общности. По массовости участников и характеру отношений социальные группы подразделяются на большие и малые, а по виду влияния на процесс социализации индивида – на первичные и вторичные.

Социальная организация (организованная группа) – совокупность людей, объединенных для достижения каких-либо целей и характеризующаяся строгим разделением труда и специализацией, наличием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией поведения, наличием органов управления и координации, собственной системой социального контроля, безличным характером взаимодействия людей друг с другом. Есть и другие значения термина организация. Например, под организацией понимают некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, координации усилий отдельных членов социальной группы («организовывание») для достижения эффекта синергии. Организация часто понимается также как атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру.

Общество немыслимо без организаций. Еще в глубокой древности люди осознали значительное преимущество организованных групп. Социальная организация – это стержень рациональной системы взаимодействия между индивидами, направленный на достижение единой цели. То, что не под силу одному, под силу коллективу. Любое социально значимое взаимодействие между индивидами на определенном этапе своего развития с необходимостью принимает форму социальной организации.

От других видов социальных групп организацию отличают две специфические черты. Организации – это социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Кроме того, организации – это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации: правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов. Они предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов.

Организация – это произвольное соглашение людей, которые объединились в процессе работы, распределив и закрепив за каждым членом определенные функции для наиболее эффективной деятельности всей организации в целом. У всех объединившихся людей предполагается наличие общих интересов, а в идеальном типе организации – совпадение целей организации с целями каждого ее члена.

На основании перечисленных основных специфических черт можно дать определение организации как социальной группы, ориентированной на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованных структур. Организация также может быть определена как целевой, жестко структурированный социальный институт, обеспечивающий соединение разнородных и разнонаправленных деятельностей в единый процесс во имя достижения неких общих целей.

Социальная организация – сложная, взаимосвязанная система социальных позиций и ролей, которые должны выполняться индивидами, становящимися вследствие этого ее членами. Социальные организации – это целевые, иерархические системы. Целевые, т.к. являются инструментом достижения такой цели, которая не может быть достигнута людьми порознь, хотя и важна для каждого. Иерархические, т.к. это пирамидально построенные системы. Их элементами являются люди, взаимосвязанные между собой на основе иерархии социальных статусов и социальных ролей. Неизбежность иерархии обусловлена общими закономерностями трудового взаимодействия: скрипач играет сам, оркестр нуждается в дирижере.

С точки зрения кибернетического подхода социальная организация – это «открытая система», которая стремится к поддержанию равновесия с внешней средой и для этого готова на различные изменения внутри себя. У системы на «входе» - сырье (или заказ), на «выходе» - готовая продукция.

В этих подходах отражено какое-либо одно свойство социальной организации, на самом же деле организация имеет тройственную природу, т.е. она в одно и то же время является и общественным инструментом, и формальной системой, и социальной общностью.

Есть два механизма создания организаций как форм социальной общности. Чаще всего они возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, или когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются трудовые организации (предприятия и учреждения), во втором – акционерные общества и так называемые массовые союзные организации (союзы, товарищества, партии).

Таким образом, определяющим признаком социальной организации выступает целевая общность. Именно коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление. Социальные цели имеют ценностно-рациональное содержание, которое не всегда адекватно может быть описано. Чем масштабнее и шире цели, тем менее точно они описываются. В результате возникают противоречия между индивидуальными целями каждого элемента социальной организации, между личными и групповыми целями, между групповыми и общеорганизационными целями. Гармонизировать эти расхождения и предотвратить конфликты внутри организации призвано социальное управление. Необходимость социального управления обусловлена также тем, что организаций становится все больше, они охватывают все новые сферы жизни общества (воспитание, досуг). Организации вступают между собой в сложные отношения, появляется необходимость в сугубо руководящих организациях. Само общество становится социальной организацией.

Суммируя изложенное выше можно сделать вывод, что характерными чертами социальной организации являются: а) целевая природа; б) распределение членов организации по статусам и ролям; в) разделение труда и его специализация на функциональной основе; г) построение по вертикальному (иерархическому) принципу с выделением управляющей и управляемой подсистем; д) наличие специфических средств регулирования и контроля; е) системная целостность; ж) взаимосвязь с внешней средой.

Специфической стороной социальной организации является ее «внешнее поведение» (образ «человекоорганизации»: «Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть!»). Критерием оценки деятельности организации является эффективность. Эффективность организации объясняется возникновением синергии(греч. synergia – сотрудничество, содружество). Именно синергия является тем соблазном, ради которого возникают организации. Появление синергии в социальных организациях означает прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий их участников. Причем, в организациях это явление оказывается управляемым, его можно усиливать, видоизменять, если понимать источники появления организационного эффекта, а именно: возрастание совокупной энергии в зависимости от типа внутриколлективной связи. Можно выделить несколько стадий процесса возрастания энергии социальной организации.

Ощутимый эффект дает уже простая массовость, т.е. синхронность, однонаправленность многих усилий (пример: бурлаки благодаря синхронности, однонаправленности усилий могли тянуть груженую баржу против течения даже такой реки как Волга). К тому же здесь возникает так называемый вторичный эффект объединения - психологическое взаимодействие участников, чувство «мы», взаимное сравнение, состязательность, групповой контроль.

Введение даже простейших форм расчленения общей работы, распределение участников по отношению друг к другу в последовательную зависимость еще больше усиливает совокупный эффект (пример: погрузка арбузов на баржу). Такой способ сотрудничества К.Маркс назвал комбинированием труда. Но тут, как и в первом случае, сохраняется однородность операций у всех работников.

Новый уровень эффективности задает разделение труда по специальностям, т.е. специализация, когда работник добивается наиболее высоких результатов благодаря совершенствованию навыков в выполнении какой-либо одной производственной операции. Но при этом появляется новый социальный продукт специализации – частичный работник. Преодолевается эта «частичность» работника тем, что его опыт позволяет формализовать выполняемые им и доведенные до автоматизма операции и на этой основе создать технические орудия труда, - на них теперь и переносится специализация. Таким образом, достигнув верхней точки, процесс завершается созданием машин. На этом линия «выжимания» указанного эффекта исчерпывается, но закладываются новые линии, и они проявляются вплоть до наших дней (тейлоризм, мэйоизм и т.д.).

Организации – высокосложные социальные образования. Центральным элементом любой организации является ее структура. Для ее понимания обратимся к точке зрения К.Дэвиса, который считает, что «всегда в человеческом обществе есть то, что может быть названо двойной реальностью: с одной стороны, нормативная система, ничего не воплощающая, с другой – фактический порядок, воплощающий все, что есть». Каждый индивид окружен множеством правил, запретов и разрешений, необходимых для упорядочения общественной жизни. Но практически жить постоянно по правилам просто невозможно: наша жизнь – это постоянное отклонение от правил, но в то же время ориентация на них. Поэтому социальная структура организации состоит из нормативной структуры, включающей в себя ценности, нормы и социальные роли, управляющие поведением членов организации, и поведенческой структуры, состоящей из действий, взаимодействий и сантиментов (симпатии, антипатии, привязанности и неприязнь), не регламентированных нормами и правилами. Поведенческая структура – это система отношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной структуры, но в то же время отклоняющаяся от нормативной структуры в известных пределах, обусловленных личностными чувствами, предпочтениями, симпатиями и интересами. Таким образом, социальная структура организации включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти и подчинения.

Социальная структура организаций различается по степени формализации. Формальная социальная структура– это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции. Каждый индивид, вступая в ту или иную организацию, получает инструкцию, своего рода стандарт поведения в соответствии с занимаемым статусом. Далее он включается в связи соподчинения в соответствии с иерархическим местом своего статуса в данной организации, т.е. получает стандарт служебных отношений. Наконец, ему предписывают стандарт результатов деятельности (например, сроки начала и окончания работы) и стандарт оплаты. Таким образом, происходит организационная институциализация, стандартизация поведения. (Вот почему организацию можно определить и как социальный институт, что было сделано в начале).

Но институциализация (стандартизация) имеет определенные референтные допуски и дает человеку какую-то возможность выбора вариантов поведения в институционально заданных рамках. Т.о. социальная организация имеет формальную социальную структуру, которая как бы укрощает социальную организацию, ибо отношения и поведение ее элементов подведены под образцы, институализированы и в какой-то мере независимы от индивидуальных особенностей их носителей. Чертами этой формальной структуры являются обезличенность (индивиды разные, а функции выполняют одинаковые) и однозначность (т.е. рассчитана на решение конкретных задач). Формальная структура придает социальной организации устойчивость, обеспечивает включение каждого индивида в организацию как в целое, а через нее в связь с обществом.

Неформальная структура организации состоит из совокупности позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных характеристик и основанных на отношениях престижа и доверия. Такие взаимоотношения не закрепляются официальными правилами, регламентами и нормами. Неформальная структура – это во многом альтернативная, но не менее действенная подсистема социокультурной регуляции поведения, действующая в рамках малой группы и институализирующая отношения между людьми, а не позициями. Эта подсистема направлена на обеспечение общих целей и общих интересов группы. Взаимоотношения формальной и неформальной структур сложны и диалектичны. С одной стороны, очевидное начальное несовпадение целей и их функций ведет к рассогласованию векторов их организационных воздействий и часто провоцирует конфликт между ними. С другой стороны, эти подсистемы социальной регуляции взаимодополняют друг друга.

Важное место в организации занимают ее цели, т.к. ради их достижения и осуществляется деятельность такого объединения людей. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь члены организации.

Важная составляющая организации – ее члены, или участники. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой структурой.

Организация не может заниматься любым видом деятельности без знания того, как использовать средства, преобразовывать их и реализовывать. Поэтому важным компонентом организации является технология (ноу-хау) – это систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий.

И, наконец, внешнее окружение. Каждая организация существует в специфическом физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, все они должны иметь многочисленные связи с окружающим миром. Это обстоятельство вынуждает организацию выбирать стратегию поведения по отношению к внешней среде. Если организация стремится максимально изолировать себя от воздействия других организаций и институтов, сохранить свою самостоятельность, такая стратегия называется буферной. Если же организация стремится расширить и укрепить свои связи с внешней средой, такая стратегия называется стратегией наведения мостов.

В целом можно сказать, что каждый из организационных элементов – социальная структура, цели, члены организации, технология и внешнее окружение – служит важнейшим компонентом всех организаций.

В обществе образуются следующие организационные формы:

1.Деловые организации – фирмы и учреждения, которые либо возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач.

2.Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников.

3.Прмежуточная форма организации, которая соединяет в себе основные признаки союза, но выполняет предпринимательские функции (кооперативы, старательские артели).

4.Ассоциативные организации – семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия, принятие общих решений.

Особым видом организации являются бюрократические организации. Подбюрократиейобычно понимается организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Термин бюрократия французского происхождения, от слова «бюро» - стол, контора. Бюрократия в современном виде возникла в Европе в начале Х1Х в. Лица, занимающие официальные должности, чиновники и управляющие, обладающие специальными знаниями и компетенцией, стали ключевыми фигурами в управлении. Возникновение бюрократии в индустриальном обществе было явлением прогрессивным.

Идеальный тип бюрократии как организации, ее отличительные свойства описаны М.Вебером. Идеальный тип в его концепции выступает в качестве аналитической модели, познавательного инструмента, «эталона» для сравнения с реально существующими организациями. Бюрократия в идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рациональности. Ее характеризуют строгая ответственность за каждый участок работы, спецификация функций, координация в решении задач, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость, служебная дисциплина и контроль. Определив специфические свойства бюрократии, М.Вебер разработал, таким образом, идеальный тип управления организацией.

Однако такое идеальное положение не существует в действительности. На деле бюрократия часто отходит от целей организации и начинает не только работать вхолостую, но и тормозить все прогрессивные процессы. Она доводит формализацию до абсурда, ограждаясь формальными нормами и правилами от реальности. Не случайно в обыденном языке слово «бюрократия» стало символом формализма, бумаготворчества, волокиты.

К негативным следствиям бюрократизации относится также и то, что характерное для бюрократической системы постоянное и неукоснительное следование формальным правилам и проявляющиеся при этом уступчивость и конформизм приводят, в конечном счете, к тому, что работники теряют способность принимать самостоятельные решения. Р.Мертон назвал это явление «обучением неспособности». Продуктом этого «обучения» является стереотипный бюрократ, не имеющий воображения и способности к творчеству, негибкий в применении официальных норм и правил. Другое следствие бюрократизации – кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми, стремление доказать, что они знают тайные пружины управленческого механизма, выступающая на первый план забота об упрочении и защите своего служебного положения.

Однако, несмотря на изначально заложенные в бюрократии противоречия, такая форма управления в настоящее время является наиболее приемлемой. Задача современного управления состоит в максимальном использовании конструктивного потенциала бюрократии и постоянной борьбе с ее отрицательными моментами.

Литература

 

1. Беленок А. Путеводитель по институциональной структуре современного украинского общества //Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004, №1.

2. Большой толковый социологический словарь. В 2-х т. Пер. с англ. – М., 2001.

3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. – С-Птб., 1996.

4. Короткий тематичний словник з соціології /Укладач: Л.К.Андрієнко. – Донецьк: ДонДУЕТ, 2004.

5. Лукашевич Н.П., Туленков Н.В. Социология. – К., 2002.

6. Макеев С. Социальные институты: классические трактовки и современные подходы к изучению //Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003, №4.

7. Матусевич В. Социальный институт: функция, генезис, структура //Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004, №4.

8. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М., 1998.

9. Общая социология: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева. – М., 2002

10. Пригожин А.И. Современная социология организации. – М., 1995.

11. Проблемы развития социологической теории. Трансформация социальных институтов и институциональной структуры общества /Под ред. Н.А.Шульги, В.М.Вороны. – К.: Институт социологии НАНУ, Социологическая ассоциация Украины, 2003. – 597 с.

12. Фролов С.С. Социология. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 360 с.

13. Щербина В.В. Социология организаций. Словарь-справочник. – М., 1996.

 

 

 

Социальные институты (от лат. установление) – это исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие нужды.

Институциализация - это процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности

Формальный социальный институт - характеризуется тем, что взаимодействие между его участниками осуществляется преимущественно на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений.

Неформальный социальный институт - функционируют на основе неписаных правил, традиций, личных симпатий.

Явные функции - это функции социального института, которые формируются и декларируются в кодексах и закрепляются в системе статусов и ролей, их последствия являются ожидаемыми и необходимыми.

Латентные функции - нигде не декларируемые, дающие неожиданные последствия, к которым никто не стремился, не ставил их своей целью.

Дисфункция института - явление, когда изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в деятельности соответствующего социального института.

Социальная общность – это совокупность людей, объединенных общими условиями существования, наладивших регулярное устойчивое взаимодействие друг с другом.

Номинальная общность - это совокупность людей, объединенных общими социальными признаками, взаимосвязь между которыми устанавливается исследователем с целью решения какой-либо научной задачи.

Массовая общность (квазигруппа) – этореально существующая совокупность людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющая устойчивой цели взаимодействия.

Социальная группа совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентаций, устойчивых образцов поведения.

Социальная организация (организованная группа) – совокупность людей, объединенных для достижения каких-либо целей и характеризующаяся строгим разделением труда и специализацией, наличием иерархии статусов и ролей, нормативной регуляцией поведения, наличием органов управления и координации, собственной системой социального контроля, безличным характером взаимодействия людей друг с другом.

Синергия - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников организации.

Структура организации - совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти и подчинения.

Нормативная структура организации - ценности, нормы и социальные роли, управляющие поведением членов организации

Поведенческая структура – это система отношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной структуры, но в то же время отклоняющаяся от нормативной структуры в известных пределах, обусловленных личностными чувствами, предпочтениями, симпатиями и интересами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.