Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации




План

Вопросы

Методические рекомендации

В ходе семинара-практикума необходимо:

1. Уточнить сущность понятий: культура мышления, процесс, развитие культуры мышления, модель, модель развития культуры мышления.

2. Обратиться к схеме (рис. 1).

3. Рассмотреть модель процесса развития культуры мышления.

4. Предложить студентам, используя схему, рассмотреть конкретную жизненную ситуацию, сформулировать цель и способы ее достижения.

5. Работа с книгой О. К. Тихомирова «Структура мыслительной деятельности человека».

 

Литература

 

1. Безуглова Л. П. Развитие культуры мышления старшеклассника: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. П. Безуглова. Оренбург, 2000. 23 с.

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. Т. 1. М., 1992. 275 с.

3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. М., 1966.

4. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека / О. К. Тихомиров. М., 1969. 304 с.

5. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1989. 1632 с.

6. Якиманская И. С. Знание и мышление школьника / И. С. Якиманская. М., 1985. 78 с.

 

Занятия 3—4: Путь к творческому саморазвитию через познание самого себя (к теме № 5 УТП)

 

Цель занятий: выявление личностных особенностей студентов, могущих позитивно или негативно сказаться на процессе развития культуры мышления.

Форма проведения: семинар-практикум.

Девиз занятий:

«Природа мысли есть твоя природа.

Постигнешь мысль — себя постигнешь ты.

И будешь властен над самим собою» (В. Сидоров)

 

 

1. Самонаблюдение и правила его организации.

2. Тестирование — средство получения информации о способностях и личностных качествах человека.

3. Самотестирование. Использование тестов:

а) на самоопределение творческого потенциала личности;

б) на оценку способности к самоуправлению;

в) на самооценку способностей к творческой самореализации;

г) на оценку способностей к саморазвитию, самообразованию.

4. После тестирования ответить на вопросы:

а) Что принципиально нового узнал о самом себе?

б) Почему недооценивал или переоценивал свои способности, личностные качества?

в) Какие способности и личностные качества у меня более развиты и почему?

г) Какие способности и личностные качества у меня отстают в развитии и почему?

д) С учетом тестирования приступить к разработке программы саморазвития.

 

 

1. Вступительное слово.

2. Тестирование личностных характеристик и способностей студентов.

3. Анализ результатов анкет.

4. Рекомендации по разработке «Я-концепции».

 

 

Во вступительном слове необходимо обратить внимание студентов на последовательность в деятельности, направленной на самопознание.

В ходе беседы со студентами проверить знание следующего материала: проблема самопознания была всегда в центре внимания педагогов и психологов. Самопознание начинается с самосознания своих сил и возможностей, своих потребностей, способностей, черт своего характера. Самопознание как процесс узнавания самого себя начинается с целенаправленного самонаблюдения и самоанализа. Примером в осуществлении самоанализа могут служить дневники Л. Н. Толстого. Дневниковые записи привели его к мысли о том, что для него главным в жизни должно стать исправление трех главных пороков: «бесхарактерности, раздражительности и лени» (12, с. 22).

Самонаблюдение позволит человеку обнаружить свои слабые места, подскажет приемы, способы решения проблем. В. И. Андреев в книге «Конкурентология» предлагает при самонаблюдении придерживаться определенных правил (3, с. 102).

Убедить студентов в том, что для получения объективной самооценки необходимо проводить самотестирование, которое даст ответ на вопросы:

1. Какие способности и личностные качества необходимо развивать?

2. Какие личностные качества у меня недостаточно развиты и почему?

Предложить студентам для получения представления о себе как о личности, о своих способностях и личностных характеристиках использовать тесты из книги В. И. Андреева «Эвристика для творческого саморазвития» (5):

№ 8 на самоопределение творческого потенциала личности;

№ 9 на оценку способности к самоуправлению;

№ 10 на самооценку способностей к творческой самореализации;

№ 11 на оценку способностей к саморазвитию и самообразованию.

Объяснить порядок работы с тестами: в тетради записывается название теста, номер вопроса и оценка в баллах ответа на этот вопрос. Подсчитывается общее количество баллов по каждому тесту отдельно. По результатам суммарного количества баллов определяется уровень развития конкретной способности.

Результаты тестирования использовать в разработке программы саморазвития на ближайшие 2 года. Как говорят психологи, разработать глобальную «Я-концепцию» значит разработать все три ее составляющие: «Я-социальное», «Я-психологическое», «Я-интеллектуальное».

Литература

 

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М., 1980. 334 с.

2. Амосов Н. М. Моделирование мышления и психики / Н. М. Амосов. Киев, 1965. 186 с.

3. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань, 2004. 468 с.

4. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития (инновационный курс) / В. И. Андреев. Кн. 1. Казань, 1996. 586 с.

5. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 1994. 246 с.

6. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. М., 1981. 365 с.

7. Библер В. С. Мышление и творчество / В. С. Библер. М., 1975. 309 с.

8. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. М., 1989. 319 с.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1975. 304 с.

10. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. М., 1987. 240 с.

11. Степанов С. С. Что вы знаете и чего не знаете о себе и других. Психологические тесты и наблюдения над странностями человеческой психологии / С. С. Степанов. М., 1994. 158 с.

12. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. / Л. Н. Толстой. Т. 47. М., 1937.

Занятие 5. Культура мышления как интегративное

качество личности (к теме № 6 УТП)

Цель занятия: добиться осознанности студентами необходимости развития всех компонентов культуры мышления.

Форма проведения: семинар.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.