Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа саморазвития — результат сформированности культуры мышления




Эвристические правила для поиска смысла и целей жизни

 

В поисках смысла и целей жизни нужна реальная свобода выбора.

Жизнь каждого человека уникальна, поэтому смысл и цели жизни для каждого человека выверяются самой жизнью.

Каждый человек, осуществляя свои цели, несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни.

В поисках смысла жизни, в достижении намеченных целей будьте одновременно оптимистом и реалистом.

Эвристические правила предписывают субъекту необходимость неустанной, сознательной работы над собой по совершенствованию, изменению в лучшую сторону самого себя. И. Кант писал: «Мыслить — значит говорить с самим собой… значит внутренне слышать самого себя». Требовательность к себе, как в поговорке: «Говори по делу, живи по совести». И здесь великое множество примеров людей целеустремленных, достигших высот в творчестве и профессии.

От человека современного общества требуется умение нестандартно мыслить. Это умение развивается в процессе постоянной работы над собой.

В. Федоров (создатель «Витафона», изучавший теорию решения изобретательских задач — ТРИЗ, базирующуюся на новом нестандартном подходе к решению изобретательских задач, в университете научно-технического творчества) разработал рекомендации по организации и осуществлению личного научного поиска:

1. Вначале поставить перед собой конечную цель — что хочу получить, чего добиться? Необходимо представить себе идеальный конечный результат (ИКР) в обобщенном виде.

2. Сформулировать необходимые и достаточные условия для осуществления ИКР в общем виде.

3. При необходимости обратиться к справочникам, научной литературе.

4. Каждое из необходимых и достаточных условий рассмотреть как новую частную задачу. И так до тех пор, пока процесс решения не перейдет от обобщенного уровня к конкретному. Недостаток знаний постоянно пополнять (литература, опыт и др.).

5. Если вследствие недостаточности знаний возникают противоречия, то прибегать к приемам и способам их устранения из арсенала ТРИЗ.

 

 

Культура мышления — это уровень способностей индивида воспринимать, перерабатывать и использовать информацию. Оценку уровня этих способностей можно дать после анализа программы саморазвития студента. Так как при рассмотрении программы станет ясно, насколько глубоки знания студента по организации процесса развития культуры мышления и владения им приемами мыслительной деятельности. При составлении программы необходимо:

- провести самоанализ личностных качеств и оценить уровень развития культуры мышления;

- определиться с ценностями;

- сформулировать цель на ближайшие годы;

- наметить пути самосовершенствования в студенческие годы.

Конечная цель студенческой жизни: «Стать профессионалом в избранном виде деятельности».

Исходя из данной цели, в студенческие годы студент решает задачи, которые можно представить в виде схемы (рис. 4).

Программа саморазвития должна включать:

- цель программы;

- проблемы, встающие перед вами при движении к цели;

- задачи, вытекающие из цели и проблемы;

- программу деятельности по углублению знаний (развитию интеллектуального компонента культуры мышления);

- программу деятельности по совершенствованию личностных качеств, нуждающихся в коррекции.

Рис. 4. Задачи, стоящие перед студентом

 

Таким образом, разработав программу, индивид приступает к её реализации. Чтобы программа была реализована, надо поставить чёткую задачу, которая на уровне подсознания будет побуждать человека к деятельности. Задать сроки реализации программы. Сразу запустить программу в действие, не успокаивать себя мыслью, что впереди ещё масса времени. Осуществлять каждодневный самоконтроль за выполненной работой. Ничего не пускать на самотёк. Есть контроль — есть результат. После каждого выполненного задания внутри создать ощутимое чувство благодарности в свой адрес за проделанную работу. Формулируя цель, запуская механизм её осуществления, осуществляя контроль, человек заставляет весь свой организм подчиниться выбранному темпу работы. Движение без цели — это «путь туда, не знаю куда».

Краткий словарь дефиниций

 

Гражданское общество — общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми в сфере экономики, культуры развиваются независимо от государственной власти.

Культура мышления — уровень развития способностей индивида, позволяющий ему с определенной степенью эффективности воспринимать, перерабатывать и использовать информацию (ценности, знания, умения, нравственные и эстетические нормы и т.п.).

Поведение — 1) образ жизни и действий; 2) присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Привычка — поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.

Программа саморазвития — план деятельности по развитию личностных качеств.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения.

Саморазвитие — тип самодвижения, для которого характерен переход на более высокую ступень организации.

 

Вопросы для самоконтроля понимания текста

 

1. Сформулируйте требования, предъявляемые к личности в гражданском обществе.

2. Дайте определение понятия «привычка». С какими привычками, по вашему мнению, необходимо бороться человеку?

3. Перечислите правила, которых надо придерживаться, чтобы избавиться от вредных привычек.

4. Составьте перечень вредных привычек, от которых вам предстоит избавиться.

5. Составьте перечень личностных качеств, которые предстоит развить, так как они обеспечат успешное профессиональное становление.

 

Задания для размышления

 

1. Оцените перспективы вашего саморазвития. Соотнесите свои мысли о необходимости работы по самосовершенствованию с высказываниями выдающихся ученых, приведенными в тексте.

2. Обоснуйте утверждение, что началом процесса саморазвития личности является гармонизация ею в себе потребностей (хочу), возможностей (могу), необходимости (надо).

3. Сформулируйте гипотезу эффективности процесса саморазвития личности.

4. Сформулируйте цели и задачи развития всех компонентов культуры мышления и личностных качеств, подлежащих совершенствованию.

 

Литература

 

1. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 1994.

2. Бердяев Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М., 1999. 398 с.

3. Библер В. С. Мышление и творчество / В. С. Библер. М., 1975. 309 с.

4. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить / А. А. Ивин. М., 1990.

5. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики / Л. П. Гримак. М., 1989.

6. Касымжанов А. Х. О культуре мышления / А. Х. Касымжанов, А. Ж. Кельбуганов. М., 1981. 127 с.

7. Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! / В. Д. Пекелис. М., 1975.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1946.

9. Усова А. В. Методические рекомендации по овладению умением учиться самостоятельно приобретать знания / А. В. Усова, В. А. Беликов. Челябинск, 1985. 39 с.


 

1.2. Содержание практических занятий и методические
рекомендации по их проведению

 

Занятие 1. Сущность понятий личность, целеполагание, культура мышления, развитие, сознание, самосознание, мозг, мышление, язык, речь (к темам № 2, 3 УТП)

Цель занятия: развить у студентов умение оперировать понятиями, устанавливать взаимосвязь между ними.

Форма проведения: семинар.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.