КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Контрольные вопросы для закрепления материала
Контрольные вопросы для закрепления материала Слово как лексическая и грамматическая единица языка Содержание темы
Слово как основная единица речи изучается в различных разделах языкознания. Так, с точки зрения фонетической рассматривается звуковая оболочка, выделяются те гласные и согласные звуки, которые составляют слово, определяется слог, на который падает ударение, и т.д. Лексикология (описательная) в первую очередь выясняет все, что связано со значением слова: уточняет типы значений; определяет сферу употребления слова, стилистическую окраску и т.п. Для лексикологии (исторической) важным является вопрос о происхождении слова, его семантике, сфере употребления, стилистической принадлежности и т.д. в разные периоды развития языка. С точки зрения грамматической выявляется принадлежность слова к той или иной части речи, присущие слову грамматические значения и грамматические формы, роль слов в предложении. Все это дополняет лексическое значение слова. Грамматические и лексические значения тесно между собой связаны, поэтому изменение лексического значения нередко приводит к изменению грамматической характеристики слова. Например, в словосочетании глухой согласный слово глухой (в значении «звук, образуемый только при участии одного шума, без участия голоса») - это имя прилагательное относительное. А в словосочетании глухой голос слово глухой (в значении «приглушенный, неясный») - это имя прилагательное качественное, имеющее степени сравнения, краткую форму. Следовательно, изменение значения повлияло и на морфологическую характеристику слова. Лексические значения оказывают влияние не только на способы образования отдельных грамматических форм, но и на образование новых слов. Так, в результате исторического развития значений одного слова мех появилось два разных слова, которые обозначают разные понятия мех беличий и мех кузнечный.
1. Что понимается под «словом»? 2. Что понимается под лексическим значением слова? 3. Какие факторы играют немаловажную роль в развитии значения слова? Докажите свою точку зрения на примерах. 4. Какие типы лексического значения слова вы знаете? Расскажите о каждом типе. Подтвердите примерами. 5. Что собой представляет слово как основная единица речи, изучаемая в различных разделах языкознания?
Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Пользуясь толковым словарем, сформулируйте значение каждого слова. Что общего в значениях этих слов и чем они отличаются друг от друга? Укажите минимальное количество признаков, позволяющих различать лексические значения данных слов.
1. Болото, залив, море, озеро, океан, пролив, пруд, река, ручей. 2. Бежать, идти, подпрыгивать, ползти. 3. Бор, лес, парк, перелесок, роща, тайга.
Упражнение 2
Разбейте слова на морфемы. Определите, какие морфемы передают: 1) только лексическое значение; 2) только грамматическое значение; 3) лексическое и грамматическое значение одновременно. Укажите, какое именно лексическое и грамматическое значение заключено в каждой морфеме. Сформулируйте лексическое значение слова.
Бесполезно, велосипедистка, зашептать, каменщик, москвич, освистать, понятливый, салатница, сероватый, щекастый.
Упражнение 3
Определите, у каких слов в данном списке конечные служебные морфемы имеют одинаковое грамматическое значение. Какое именно? А есть ли здесь слова с одинаковым лексическим значением?
Рука, справа, шла, тетя, лежа, берега, Ира, думая, у стола, земляника, юноша, идя, читала.
Упражнение 4
Оцените все слова текста со следующих точек зрения: 1) называет ли явление действительности; 2) обозначает ли понятие; 3) является ли членом предложения.
Мне давно уже, сколько лет, хотелось найти такой уголок, где бы все было под рукой: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды. В Пижме я нашел все это с избытком. Деревушечка в семь домов, на большой реке, и кругом леса... Правда, с погодой мне не повезло: редкий день не перепадали дожди. Но я не унывал. У меня нашлось еще одно занятие - хозяйский дом. Ах, какой это был дом! (В. Солоухин). Упражнение 5
Определите мотивированные и немотивированные слова. Укажите признак, положенный в основу названий мотивированных слов.
1. Буревестник, воробей, ворона, гагара, голубь, гусыня, гусь, дрозд, дятел, иволга, кукушка, курица, куропатка, орел, петух, поганка, рябчик, селезень, соловей, сорока, утенок, утка, цыпленок, чайка, чибис. 2. Брусника, голубика, ежевика, земляника, клубника, клюква, костяника, малина, морошка, смородина.
Упражнение 6
Подберите примеры мотивированных и немотивированных слов, относящихся к следующим лексико-тематическим группам: названия 1) грибов; 2) цветов; 3) профессий.
Упражнение 7
Определите признак, положенный в основу названий следующих русских слов исоответствующих им слов в изучаемом вами иностранном языке.
Водопад, кукушка, мяукать, небоскреб, незабудка, петух, подснежник, сапожник, сладкоежка.
Упражнение 8
Детям свойственно вглядываться во внутреннюю форму слов, при этом часто происходит переосмысление мотивации названия. Определите, какой признак положен в основу названия в следующих примерах детской речи, приведенных в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти».
Мазолин (вазелин), цепля (петля), больмашина (бормашина), кусарик (сухарик), вертилятор (вентилятор), песковатор (экскаватор), плюнка (слюнка), улиционер (милиционер), колоток (молоток).
Упражнение 9
Найдите в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова оттенки значений слова книга. Поясните их.
Упражнение 10
Подберите публицистический текст из 5-10 предложений и проанализируйте его с точки зрения лексического состава.
Упражнение 11 Прочитайте статью В. Пескова «На зрелый жёлудь смотришь…» (см. Приложение 3), выполните следующие задания: - проанализируйте её с точки зрения использования слов с определенным лексическим значением; - определите лексическое значение слова «жёлудь» и проанализируйте особенности его использования в тексте статьи.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |