Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Контрольные вопросы для закрепления материала




Контрольные вопросы для закрепления материала

Содержание темы

План темы

1. Однозначные и многозначные лексические значения.

2. Способы образования значений слов.

3. Традиционные типы переносных значений слов.

4. Использование в речи многозначных слов.

 

1. Какие слова называются однозначными?

2. Какие слова называются многозначными?

3. Что понимается под многозначностью слова, или полисемией?

4. Какие способы образования слов вы знаете?

5. Перечислите традиционные типы переносных значений слов.

6. Что такое метафора? Какие типы метафоры вы знаете?

7. Что такое метонимия?

8. Что такое синекдоха?

9. Что такое функциональный перенос?

10.Какие особенности использования в речи многозначных слов вы знаете?

 

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

 

Определите, в каких сочетаниях значения выделенных слов являются первичными, а в каких - вторичными. Укажите, какие свойства предметов и явлений действительности обусловили возможность появле­ния вторичных значений. В результате какого типа переноса они воз­никли?

 

1. Корень зуба, ели, зла, слова, квадратный. 2. Игла для инъек­ций, сосны, швейная, морского ежа, адмиралтейская. 3. Сладкие звуки, пирожки, улыбки. 4. Камень на дороге, в почках, на сердце. 5. Ковш экскаватора, для воды. 6. Каша манная, бетонная, в голове. 7. Мурлычет ручей, кошка. 8. Легкий ветер, запах, че­модан, испуг. 9. Хвост поезда, собаки, у студента. 10. Дворники подметают улицу, на стекле автомобиля.

 

Упражнение 2

 

В следующих предложениях употреблены слова, одни значе­ния которых являются первичными, а другие возникли в результате метонимического переноса. Определите, какие связи между предметами или явлениями сделали возможным подобный перенос.

 

I. Зал был убран еще с вечера. Весь зал аплодировал. 2. Андре Мари Ампер - знаменитый французский физик. Ампер - едини­ца измерения силы электрического тока. 3. Голубой песец все реже встречается в наших лесах. Шапочка из песца очень шла ей. 4. Топор совсем затупился. В лесу раздавался топор дрово­сека. 5. Бумага немного помялась. Несу бумагу на подпись. 6. Бронза - это сплав меди с другими металлами. Он всю жизнь собирал старинную бронзу. 7. Елочные украшения продаются во всех магазинах города. Весь город занялся украшением улиц.

 

Упражнение 3

 

Сравните значения выделенных слов, найдите среди них первичные и вторичные. Oпределите, в каких случаях вторичные значения слов, возникшие в результате синекдохи, обозначают: 1) часть вместо цело­го. 2)целое вместо части.

 

1. У него большой рот. У них в семье пять ртов. 2. Он с дет­ства умел починить любую машину - и швейную, и стиральную, и счетную. Шофер протирал лобовое стекло машины. 3. Свою боевую саблю он повесил над диваном. Проскакал эскадрон в сто сабель. 4. Выловленный утром окунь плавал в ведре. Окунь нынче не тот пошел: мелкий, вялый.

 

Упражнение 4

 

В каких случаях значения выделенных слов возникли в резуль­тате переноса названия? Укажите тип переноса. Аргументируйте свой ответ.

 

1. Основная функция языка коммуникативная. Языки пламени охватили весь дом. Девочка засмеялась и показала язык. Раз­ведчики подвели к костру связанного языка. У него такой острый язык!

2. У него светлая голова. Городской голова задумался. Он у нас голова. На голове у нее была маленькая шапочка. В стаде было пятьдесят голов скота. На столе лежало несколько голов сыра.

3. Он был в поездке как частное лицо. Лицо его бледнело на глазах. Режиссер старался сохранить лицо театра. Гладить эту ткань с лица нельзя.

4. Мартышка к старости слаба глазами стала (Кр.). За ним глаз да глаз нужен. У него были добрые близорукие глаза.

 

Упражнение 5

 

Найдите в данных текстах слова, употребленные в значениях, возникших в результате переноса названия. Определите тип переноса.

 

1. Отрядом книг уставил полку, читал, читал, а все без тол­ку (П.). 2. Полны вином кипели чаши, кипели с ними речи на­ши (П.). 3. Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла - все кипит (П.). 4. И ты, любовник бранной славы, для шлема кинувший венец (П.). 5. А в обычные дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица (Н.). 6. Тихо рассыпалась в небе раке­та, запад погас, и вздохнула земля (Бл.). 7. Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо, как будто мира наступил конец, как навсегда исчерпанная тема, в смертельном сне покоится дво­рец (Ахм.). 8. В некой разлинованности нотной нежась наподо­бие простынь - железнодорожные полотна, рельсовая, режущая синь (Цв.). 9. Тишины было сколько угодно, холодной, мерт­вящей. Аудитории не было (Кав.). 10. Борода стоит у ворот отеля, а во всех номерах уже второй год не работают звонки (Ильф и Петров). 11. Сарафан за кафтаном не бегает (Посл.).

Упражнение 6

 

В стихотворении И. Токмаковой «В чудной стране» обыгрывается связь между первичными и вторичными значениями слов. Опре­делите, на основании какого типа переноса возникли вторичные зна­чения слов и являются ли они прямыми или переносными.

 

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку...

 

Упражнение 7

 

Пользуясь приведенными контекстами, сформулируйте значения выделенных слов. Опишите семантическую структуру данных много­значных слов: выделите первичные и вторичные значения; определите тип переноса названия, обусловивший появление вторичных значе­ний; укажите, являются ли вторичные значения прямыми или перенос­ными.

 

1. Торжественный обед начался в два часа дня. Она приго­товила вкусный обед. Он приехал в самый обед.

2. Через поле тянули телефонную линию. Он вцепился в ве­ревку и тянул ее к себе. Надоело тянуть двоечников. Меня тянет ко сну. Они тянут с ответом.

3. В его словах чувствовался открытый протест. Состоялся день открытых дверей. Они провели открытое собрание. Из от­крытого окна дуло. Метро прокладывают открытым способом.

 

Упражнение 8

 

Найдите в стихах Б. Пастернака случаи общеязыковых и инди­видуально-авторских употреблений слов в переносных значениях.

 

Открыли дверь, и в кухню паром

Вкатился воздух со двора,

И все мгновенно стало старым,

Как в детстве в те же вечера.

Сухая, тихая погода.

На улице, шагах в пяти,

Стоит, стыдясь, зима у входа

И не решается войти.

Зима - и все опять впервые.

В седые дали ноября

Уходят ветлы, как слепые

Без палки и поводыря.

Во льду река и мерзлый тальник,

А поперек, на голый лед,

Как зеркало на подзеркальник,

Поставлен черный небосвод.

Пред ним стоит на перекрестке,

Который полузанесло,

Береза со звездой в прическе

И смотрится в его стекло.

 

Упражнение 9

 

Определите лексические значения выделенных слов в следующих словосочетаниях. В каких случаях данные слова имеют свободные зна­чения, а в каких - фразеологически связанные?

 

1. Белый медведь, белые стихи, белая армия, белая ворона, белый платок, белый танец, белый билет. 2. Зеленые щи, зеленая тоска, зеленая молодежь, зеленая трава, зеленая улица, зеленый персик.

 

Упражнение 10

 

Определите лексические значения выделенных слов. Какой фак­тор влияет на появление того или иного значения многозначного слова? Как называется такой тип свободного значения слова?

 

1. Я вдруг увидел в сумраке прямо перед собой человек пять мужиков, вооруженных дубинами (П.).Что взял? башка упрямая! Дубина деревенская! Туда же лезет в спор! (Н.).

2. Обе, мать и дочь, были в соломенных шляпах с широкими полями, пригнутыми к ушам (Ч.). Шляпа вы, замечает он тон­ким певучим голосом, - вы же своего подводите таким ходом (Купр.).

3. Блеск молнии заставлял его то и дело щурить глаза. Погода сегодня - блеск!

Упражнение 11

Определите лексические значения выделенных слов. Проанали­зируйте, в каких грамматических конструкциях выступает то или иное значение слова. Как называются такие типы лексического значения?

 

1. Мечтать о море, благодаря морю, жить около моря, наслаж­даться морем - море восторга, море цветов, море хлебов, море красок, море звуков. 2. Вздыхать громко, вздыхать в уголке, взды­хать и плакать, вздыхать вспоминая - вздыхать по соседу, вздыхать по прежней работе.

 

Упражнение 12

 

Определите, какие значения, свободные или несвободные, имеют выделенные слова. У несвободных значений укажите их тип.

 

1. Он баба - но ведь тебе же лучше. Жалкая, впрочем, баба: его совсем не стоило бы любить женщине (Дост.). 2. Санин пови­новался. Марья Николаевна глянула на него: - А вы, я вижу, шелковый. Вашей жене будет с вами легко (Т.). 3. Когда она щурила глаза, выражение их становилось очень ласковым и не­много насмешливым (Т.). Кисель я был, недоросль балован­ный, от первой в жизни беды распустил слюни (О. Форш). Каж­дый про себя вспоминал прошедшие бои, которые, канув в веч­ность, казались теперь еще более великими, чем тогда, когда мы держали оборону (Каз.). - Тюфяк! -повторил ротмистр. Пропустил такой случай расквитаться с этим наглецом! (Пауст.).

Упражнение 13

 

Проанализируй различные значения многозначных слов по сле­дующей схеме:

1) первичное или вторичное значение (если вторичное, укажите, в результате какого типа переноса возникло);

2) прямое или переносное;

3) свободное пли несвободное (если несвободное, укажите его тип).

 

Нить. 1. Тонко скрученная пряжа Шелковая нить. 2. Что-нибудь, нанизанное на нить, Нить жемчуга. 3. Предмет, по форме напоминающий нитку. Нервные нити. 4. О том, что связно разви­вается, образуя как бы единую линию, цепь. Нить воспоминаний.

Огонь. 1.Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя. Огонь в печи. 2. Свет от осветительных приборов. Огонь фонаря. 3. Стрельба. Открыть огонь.

Поле. 1.Безлесная равнина, пространство. Гулять по полю. 2. Обрабатываемая под посев земля. Ржаное поле. 3. Простран­ство, в пределах которого проявляется действие каких-либо сил. Электромагнитное поле. 4. Область деятельности, поприще. Об­ширное поле деятельности. 5. Основа под узором. Цветы по го­лубому полю. 6. Чистая полоса вдоль края листа вкниге. Заметки на полях. 7. Край шляпы. Шляпа с маленькими полями.

 

Упражнение 14

 

Определите, в каких случаях слова левого столбика сочетаются со словами правого столбика по законам семантической сочетаемости, а в каких - по законам лексической сочетаемости.

 

Груда     Песок    
ворох камни
кипа одежда
куча бумага
   
плыть быстро
ехать медленно
бежать стремительно
ползти еле-еле
   
продавец доброжелательный
сосед злой
студент заносчивый
прохожий унылый
   
пучок цветы
горсть редиска
букет соль
щепотка орехи    
   
навести выстрел
придать порядок
осуществить блеск
произвести реорганизация

 

 

Упражнение 15

 

В стихотворении В. Маяковского «Товарищу Нетте - пароходу и человеку» (см. Приложение 5) определите метонимию. Докажите, что данный тип переносного значения слов является метонимией.

Упражнение 16

Из толкового «Словаря русского языка» проф. С.И. Ожегова выпишите 5 многозначных слов.

 

Упражнение 17

 

Приведите примеры, в которых слова употреблены в переносном значении. Укажите способ переноса (метафора, метонимия, синекдоха) (по 2 примера).

Упражнение 18

 

Прочитайте стихотворение Владимира Остена «Дорога» (см. Приложение 9). Найдите все значения к слову «дорога», имеющиеся в тексте.

 

Упражнение 19

 

Прочитайте стихотворение В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.)» (см. Приложение 4). Какой тип переносного значения слова использует поэт в своем стихотворении? Докажите это примерами.

 

Упражнение 20

 

Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (см. Приложение 6) и отрывки из поэм А.С. Пушкина «Медный всадник» и «Полтава» (см. Приложения 7, 8). Какой тип переносного значения слова использует поэт в данных отрывках? Докажите это примерами.

 

Упражнение 21

Прочитайте стихотворение С. Есенина «Отговорила роща золотая…» (см. Приложение 10). Какой тип переносного значения слова использует поэт в своем стихотворении? Докажите это примерами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.