КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Контрольные вопросы для закрепления материала
Контрольные вопросы для закрепления материала 1. Какие группы лексики современного русского языка с точки зрения сферы её употребления вы знаете? 2. Дайте определение диалектной лексики. 3. Расскажите о фонетических, морфологических, синтаксических и лексико-семантических особенностях диалектной лексики. 4. Расскажите об использовании диалектной лексики в речи, в литературных произведениях, публицистике. 5. Дайте определение профессиональной лексики. 6. На какие группы делятся профессионализмы по способу их образования? Расскажите о каждой из них. 7. Расскажите об использовании профессиональной лексики в речи, в литературных произведениях, публицистике. 8. Какие слова относятся к терминологической лексике? 9. Назовите способы образования терминов. 10. Расскажите об использовании терминов в речи, в литературных произведениях, публицистике. 11. Дайте определение жаргонной лексики. 12. Какие жаргоны вы знаете? Приведите примеры жаргонной лексики. 13. Расскажите об использовании жаргонной лексики в речи, в литературных произведениях, публицистике.
Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1 Найдите терминологическую лексику в данных текстах. Определите, к терминологии какой области знаний она относится. Укажите: 1) термины узкоспециальные и общепонятные; 2) общенаучную лексику; 3) термины, которые могут быть многозначными в пределах разных терминологий; 4) термины-интернационализмы.
1. Газовые гидраты - это твердые молекулярные соединения газов и воды, образующиеся и существующие в устойчивой форме при определенных давлениях и температуре. Физическая способность этих соединений в том, что молекулы газа в них заполняют структурные ячейки кристаллической решетки, образованной молекулами воды (М. Толкачев).
2. К числу устойчивых личностных черт относятся самоуважение, степень принятия или неприятия себя, застенчивость, потребность в достижении, потребность в принадлежности к группе, уровень самораскрытия и особенно экстраверсия и интраверсия - обращенность личности преимущественно вовне, на других людей и окружающий мир, или вовнутрь, к собственному «я» (И. Кон).
3. Срединно-океанические хребты протянулись на шестьдесят тысяч километров, ширина рифтовой зоны - гигантской расщелины, которая разрезает хребты вдоль, - до семи километров. Сейсмические колебания непрерывно сотрясают срединные хребты, вновь образованные базальты дробятся, постоянно увеличивается и обновляется поверхность контакта с водой (В. Друянов).
Упражнение 2
Определите пути появления следующих лингвистических терминов: 1) придание терминологического значения общенародному слову; 2) заимствование; 3) использование терминов из «мертвых» языков (греческий, латынь) или составление их из морфем этих языков. При необходимости справляйтесь о значениях терминов в «Словаре лингвистических терминов».
Алфавит, время глагола, интонация, корень, местоимение, многозначность, окказионализм, окончание, оксюморон, орфограмма, переразложение, предложение, род, согласование, топонимика, транскрипция, ударение, фонема.
Упражнение 3
Найдите специальную лексику в отрывках из книги И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада». Укажите, являются ли выделенные вами слова: 1) терминами; 2) профессионализмами; 3) профессиональными жаргонизмами.
1. «Положили марсель на стенгу», «взяли грот на гитовы», «ворочали оверштаг», «привели фрегат к ветру», «легли на правый галс»... А там следует «утлегарь», «ахтерштевень» - «шкоты», «брасы», «фалы» и т.д. ...Кроме этих терминов, целиком перешедших к нам при Петре Первом из голландского языка и усвоенных нашим флотом, выработалось в морской практике еще свое особое, русское наречие. Например, моряки говорят и пишут: «приглубый берег», то есть имеющий достаточную глубину для кораблей. Это очень хорошо выходит по-русски.
2. Мне кажется, если б я теперь воротился домой, то первые дни бы жил непременно под влиянием нынешних моих впечатлений. Я бы не мог равнодушно смотреть на свободно стоящую мебель: мне все казалось бы, что ее надо принайтовать, а окна задраить... При первом свежем ветре я, забывшись, ждал бы, что сейчас засвистят всех наверх брать рифы, то есть уменьшать паруса.
3. Назначено было отвалить нам от фрегата в одиннадцать часов утра... Вы улыбаетесь при слове «отвалить»: в хорошем обществе оно не в ходу, но у нас здесь «отваливай» - фешенебельное слово.
4. Туман едва распался в половине пятого утра, и мы тронулись дальше. Над водой плавало густейшее «молоко», которое, как говорят моряки, скоро собьется в «сметану»... В такой «сметане» закопаться днищем на что-либо - пара пустяков.
5. «Если б пришлось драться с ними, ваше высокоблагородие, неужели нам ружья дадут?» — «А как же?» — «По лопарю бы довольно». (Лопарь - конец толстой веревки.) Упражнение 4
Найдите специальную лексику. Определите, к какой области знаний она относится. Найдите термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы.
1. Герман выдвинул несколько ящиков в сооружении, похожем на комод, и перед глазами открылась картина, которая, как я теперь понимаю, ввергла бы в трепет любого рыбака....Мормышки «клопики», мормышки «гробики», мормышки «капельки»,
2. Набирались ума-разума опытным путем, искали средства защиты от радиоактивности, пробовали; немудрено, что сами «мазались», «хватали дозы» - несмотря на все предосторожности, болели (Гран.).
3. Яркой группой были борзятники, окружавшие своры борзых собак. Разговор их не всякий поймет со стороны. Так и сыплются слова: - Пазонки, выходец, переярок, щипцы, прибылой, отрыж. Вот, кажется, знакомое слово «щипцы», а это, оказывается, морда у борзой так называется.
4. Пульт управления шахтного ствола. Официально он называется пультом управления механизированной эстакадой, а в обиходе короче - рукояткой (Из газ.).
5. В один из апрельских дней со станции К. выехал легковой автомобильчик ГАЗ-67, а попросту «козел».
Упражнение 5
Найдите слова и выражения, имеющие социально ограниченную сферу употребления. Укажите, к какому типу жаргонов относится данная лексика: 1) профессиональному; 2) молодежному; 3) арго (тайной, намеренно зашифрованной для непосвященных разновидности речи).
1. Около камбуза на дубовом чурбане кок Жеребцов рубит на части бычью тушу (Н.-Пр.). 2. Не знаю почему, но он произвел на меня впечатление человека, который носит в кармане две пачки сигарет: хорошие - для себя, а плохие - «для стрелков». Внешне он строг, всегда при галстуке и, как говорится, «не стиляет» (С. Устинов).
2. - Товарищ начальник! - заорал Мишка и - доверительно тихо: - Лопни мои глаза — вы здесь кого-то пасете. - Поберегите глаза, Миша. Я ищу розы. - У кого-то взяли «розы»? - деловито осведомился Мишка. Я захохотал, сообразив, что Мишка меня неправильно понял - на блатном языке «розы» означают драгоценные камни (Вайн.).
3. А мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью словами: спокуха, иормалек, не кисло, резко, клево и структура момента (Ток.).
4. Тринадцать человек совхозных - молодых мужиков и холостых парней - направили на «кубы» (на лесозаготовки) (Шукш.).
5. Щегольская одежда Олега, геометрического узора джинсы, разные цепочки, бляшки и запонки мало у кого вызывали зависть, чаще снисходительную иронию. Лет десять - пятнадцать назад про заметно одетого парня говорили «стиляга», а теперь на Упражнение 6
Найдите диалектизмы в данных текстах, определите их лексическое значение и тип.
1. Ах! какой это был дом! Одних только жилых помещений внем было четыре: изба-зимовка, изба-летница, вышка с резным балкончиком, горница боковая. А кроме них были еще сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь саженей семь в длине - на нее, бывало, заезжали на паре - да внизу, под поветью, двор с разными стайками и хлевами (Сол.).
2. Безбоязненно отправлялись мы, оснащенные глиняными кринками, к которым матери приделали удобные державки из веревочки: несешь кринку, как ведерко на поцепке (Сол.).
3. Молодуха взяла рогач, достала посудину, отлила в ковш кипятку (Пришв.).
4. - Нездоровится мне ноне, - виновато потупился Павел. - Да уж как ни нездоровится, а до угора-то, думаю, мог бы дойти. И сено... с утра валяется. Сам не можешь - дочи есть, а то бы сестрицу дорогую кликнул. Невелика барыня! - День ангела у Онисьи сегодня. - Большой праздник! Отпали бы руки, ежели бы брату родному пособила (Абр.).
5. - Да разве ты первый раз на пекарне? - стала она отчитывать дочь. - Не видала, как матерь делает? - Ладно, - отмахнулась Алька, - исть захотят - слопают. - Да ведь сегодня слопают, завтра слопают, а послезавтра и пекариху взашей! - Испужали... Нашла чем стращать... (Абр.).
6. - Я у дочери в городе-то гостевала - дивля: тут тебе, с места не сходя, и Ангара, и лес, и уборна-баня, хоть год на улицу не показывайся. Крант, так же от как у самовара: повернешь - вода бежит, в одном кранту холодная, в другом горячая....А уж хлебушко не испекчи, нет хлебушко покупной. Я с непривычки да с невидали уж и поохала возле крантов этих - оне надо мной смеются, что мне чудно (Расп.). Упражнение 7 Прочитайте статью «Музыкальное потрясение» (см. Приложение 22) и проанализируйте её с точки зрения сферы употребления слов.
Упражнение 8
Прочитайте статью Ю. Долина «Вопрос об экологии современного литературного языка и его защите» (см. Приложение 21).
Ответьте на следующие вопросы:
- Каким образом происходит засорение современного русского литературного языка? - Чем сегодня «засоряется» русский язык? - Почему так остро встает вопрос об экологии современного литературного языка? - Кто из известных людей России вставал и встает на защиту русского языка? - Какие пути существуют для защиты русского языка сегодня в России? - Что вы можете предложить для сохранения русского литературного языка?
Упражнение 9 Прочитайте статью Михаила Сергеева «Услышь себя, Россия!» (см. в Приложении 23).
Ответьте на следующие вопросы:
- Что автор вкладывает в словосочетание «лингвистический вирус»? - Что включает в себя понятие «грамотный русский язык»? - Почему автор статьи считает, что едва ли не главным инициатором всероссийской безграмотной разговорной речи выступают средства массовой информации? Докажите его правоту или опровергните её. - В чем автор видит деградацию родного языка?
Упражнение 10 Прокомментируйте известную ораторскую мудрость, которая гласит: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Упражнение 11 Прочитайте заметку Юрия Долина «О культуре нашей речи» (см. Приложение 24). Ответьте на следующие вопросы:
- Почему вопрос о культуре нашей речи, о засорении современного русского литературного языка и его защите в последнее десятилетие приобрел особую актуальность и даже остроту? - В чем говорящие по-русски допускают ошибки? - Что угрожает нашему литературному языку? - Почему современные учёные-филологи поставили на повестку дня вопрос об экологии современного русского литературного языка? - Почему автор заметки обращает особое внимание на речь современных СМИ? - Какие пути существуют для сохранения русского языка? - Почему у автора особую обеспокоенность вызывает речь подростков и молодежи? Упражнение 12
Прокомментируйте слова А.П. Чехова: «Для каждого интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». Упражнение 13 Прочитайте статью Л. Крысина «Жив ли «живой как жизнь»?», раздел: «Языком урок заговорили ТВ и радио» (см. Приложение 20).
Ответьте на следующие вопросы:
- Что собой представляет процесс жаргонизации литературной речи? - Имеют ли жаргонизмы социальную базу? Почему? - Что собой представляют жаргонизмы и арго? - Есть ли им место в литературном языке? Почему?
Упражнение 14 Прочитайте статью Ю. Долина «Всем мат, коллеги!» (см. Приложение 25).
Ответьте на следующие вопросы:
- Что собой представляет русский мат? - Почему русские писатели боролись с проявлениями мата на страницах литературы? - Как эта борьба осуществляется сегодня? - Согласны ли вы с тем, что на современном этапе развития русского языка необходимо заботиться о его экологии?
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 4057; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |