Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: самосознание личности




 

План:

I. Открытие "Я".

II. Образ "Я"

III. Самооценка и ее роль в становлении личности

IV. Самооценка и уровень притязаний личности

V. Психологическая защита личности

 

I. Появляясь на свет, человек попадает в систему общественных отношений, взаимодействуя и общаясь с людьми, он выделяет себя из окружающего мира. Он ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний (действует, чувствует).

Переживает своего «Я» означает понимание тождественности самом себе в настоящем, прошлом и будущем. Один из симптомов психических заболеваний - потеря своего «Я».

Осознание своего «Я» формируется постепенно.

Начинается в младенческом возрасте (как открытие «Я»). Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений своего тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися во вне предметами.

В 2-3 года малыш отделяет результат собственных действий от результата взрослого. Он начинает осознавать себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи этот этап развития самосознания характеризуется появлением личностного местоимения «Я» он не просто выделяет себя, но и противопоставляет себя другим) «Я сам», это не твое а «мое».

В 6 лет, при содействии взрослого, ребенок может подойти к оценке своих психических качеств («ругают меня потому, что я был не внимательным»).

В подростковом и юношеском возрасте начинает формироваться развернутая система социально - нравственной самооценки, завершается развитие самосознания и складывается образ «Я».

II. Повзрослев, человек осознает себя как субъект отношений с окружающими.

Формируется образ «Я».

Образ «Я» - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивидам самом себе, на основе которой он строит отношения, взаимодействует с другими людьми. В образ «Я» входит и отношение к самому себе.

Образ «Я» включает 3 компонента:

1. Когнитивный — представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.

2. Эмоционально-оценочный - это отношение к самому себе (самоуважение, самолюбие, самокритичность и т. д.)

З. Поведенческий - волевой - выражается в стремлении быть понятым, завоевать симпатию или уклонится от критики.

 

Образ «Я» тесно связан с формированием личности, с социальным взаимодействием. Одна из особенностей личностей - ее динамичность и устойчивость. Также образ «Я» изменяется, совершенствуется, но остается неизменной стержень осознания своего «Я».

 

Динамику образа «Я» можно проследить, ознакомившись с видами образа «Я»:

- реальное «Я» - представление о себе в момент переживания.

- идеальное «Я» представление о том, каким должен быть субъект для того, чтобы соответствовать нормам обществам и ожиданиям других.

- фантастическое «Я» - то, каким бы хотел стать человек, если это было бы возможным.

 

Все виды образа «Я» категории непостоянные, меняются на протяжении жизни человека - динамичны.

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении самооценки личности.

Ш. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.

С помощью самооценки происходит регуляция поведения. Человек оценивает все то, что сложилось в нем в процессе деятельности и общения с другими людьми;человек присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, анализирует то, как человек оценивает его - все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Личность сравнивает себя с неким эталоном и в зависимости от результата.

Остается довольна или недовольна собой. Создается впечатление, что у каждого человека есть '"внутренний манометр". Но человек не робот, поэтому часто встречаются ошибки в самооценке, которые проявляются в завышенной или заниженной самооценке. И тот, и другой вид самооценки может стать внутренним источником конфликта личности.

Выделяют следующие виды самооценки:

1. Завышенная самооценка - характеризуется тем, что человек переоценивает себя, свои силы, возможности, качества. В результате, встречает противодействие окружающих, озлобляется, становится подозрительным, мнительным, нарочито высокомерным, либо может утратить агрессию и замкнуться.

2. Заниженная самооценка - может свидетельствовать о развитии у человека комплекса неполноценности, т.е. устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличие к себе, самообвинение, тревожность.

3. Идеальным вариантом является адекватная самооценка - характеризующаяся верным истолкованием своих возможностей, уровня психического и физического развития.

 

Самооценку можно сравнивать с двумя эталонами: ожидаемая оценка (это оценка личности группой людей: знакомыми, друзьями, коллегами) и оценка группы личностью (то, как человек оценивает других людей). Если ожидаемую оценку предугадать трудно, то оценка группы личностью определяется отношением самого человека к коллективу, группе людей. Замечено что, чем больше ценит человек группу, тем больше ценит его она.

IV. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую инвалид ставит перед собой. Личность устанавливает уровень притязаний между легким и трудным заданием.

У человека возникает стремление повысить уровень притязания, чтобы испытать успех; с другой стороны снизить его, чтобы не испытать неудачу. Уровень притязаний необходимо учитывать при воспитании и обучении детей. В одном случае надо повысить уровень притязаний, пробудить тем самым уверенность в себе, своих возможностях; уважение к себе. В других случаях несколько снизить уровень притязаний, чтобы не развилось зазнайство, комплекс превосходства. Так как завышенная самооценка и уровень притязаний оказывают отрицательное воздействие не только на окружающих, но и провоцируют эмоциональные конфликты у самого ребенка; полученные в результате этого, особенности становятся чертами характера.

V. Человек через самосознание четко анализирует соотношение своих притязаний и достижений. Это компонент образа «Я» можно назвать самоуважением. Это качество можно выразить формулой: самоуважение = успех притязания. Если человек намеренно снижает притязания, то он прибегает к пассивной психологической защите своего «Я».

Существуют и другие психологические механизмы защиты:

- агрессия - реакция, которая возникает из-за невозможности преодолеть препятствия на пути к достижению цели. После агрессии возможны переживания фрустрации (подавленного эмоционального состояния)

- переключение - замена человеком одной деятельности на другую, вследствие неудачи первой деятельности.

Эти механизмы защиты личности были выделены не только психологами (Фрейд, Джемс - начало 20 века), но и литераторами (Толстой, Достоевский).

 

 

 

контрольный тест

1. Что такое переживание своего "Я"

2. Охарактеризуйте этапы осознания своего "Я"

3. Раскройте понятие образ "Я"

4. Какие компоненты входят в образ "Я"?

5. Раскройте взаимосвязь образа "Я" со свойствами личности.

6. Что такое самооценка?

7. Охарактеризуйте виды самооценки.

8. Что влияет на самооценку личности?

9. Что называют уровнем притязания?

10. Определите необходимость учета самооценки и уровня притязаний в процессе воспитания и

11. обучения.

12. Раскройте психологические механизмы защиты личности.

темы для рефератов и докладов

1. Закономерности развития образа "Я" в зависимости от формирования и развития личности, общественно-исторического развития.

2.Диагностика самооценки личности.

ТЕМЫ ДЛЯ самосТОЯТЕЛЬНых ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКих, ТВОрческих РАБОТ

1. Эссе "Самосознание и особенности моей личности"

2. Диагностика самооценки в группе (колледж, Д/с)

 

Дополнительная литература:

1. Барлас Т.В. Популярная психология: От конфликтов к обретению "Я" - М.: Изд. центр "Академия, 1997. - 160с.

2. Бернс Р.В. Я - концепция и воспитание - М., 1986.

3. Мерлин ВС. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу - Пермь, 1990.

4. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? - М.: Педагогика, 1988. - 160 с: ил. - /Познай себя: Психология - школьнику/.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.