Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: личность и группы




План:

I. Понятие группы и их классификация.

П. Дифференциация в группе.

Ш. Межличностные отношения в группах и коллективах.

IV. Эффективность групповой деятельности.

V. Структура взаимоотношений в современной семье.

VI. Психолого-педагогическое взаимодействие.

 

I. Человек, его поведение и развитие зависит от социальной среды. Последняя представляет собой сложноустроенное общество, делящееся на группы.

Группы - более или менее устойчивые соединения людей, объединяющиеся по определенному признаку (социальная принадлежность, характер деятельности).

Группы классифицируются на малые и большие; реальные (контактные) и условные (формальные), официальные и неофициальные.

Большие группы - это государства, народности, партии. Они выделяются по признакам: профессия, возраст, пол, культура, образование, религия. Большие группы могут быть реальными (члены группы контактируют между собой), либо условными (люди, входящие в группу, не контактируют).

Малые группы - это всегда контактные общности, связанные с реальным взаимодействием. Они могут быть официальными (иметь юридические права и обязанности, структуру, руководство, социально заданную деятельность), или неофициальными (характеризуются сложившейся системой межличностных отношений - дружба, симпатия, доверие).

Важной характеристикой групп является уровень их развития. Параметрами развития групп являются:

- Время существования группы

- Число людей, входящих в группу

- Наличие отношений власти-подчинения

- Деятельность, ее важность для общества

- Ценности группы

- Цели группы

В зависимости от этих параметров выделяются следующие уровни развития групп:

1) Коллектив - это группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности (высокая степень опосредованности).

2) Просоциальная ассоциация - минимальная степень опосредования при максимальном просоциальном факторе (например: дружеская компания).

3) Диффузная группа - соединение людей при отсутствии совместной деятельности (пассажиры в автобусе)

4) Асоциальная ассоциация - минимальная степень опосредования совместной деятельностью при максимальной степени асоциальных факторах (например: хулиганы)

5) Корпорация - объединение с максимальной степенью опосредования деятельностью и максимальным антиобщественным, реакционным характером опосредующихся факторов (например: мафия).

 

П. Люди, входящие в группу, имеют разное положение, позицию по отношению к друг другу, в зависимости от деловых и личностных качеств, статуса (характеризуется имеющимися у человека правами и обязанностями) и престижа (характеризуется признанием или непризнанием группой заслуг ее члена). Таким образом, каждая личность имеет определенное положение в системе групповых межличностных отношений. Все это составляет пеструю картину дифференциации в группе.

В психологии выделяют две системы дифференциации в группе: социометрические и референтометрические предпочтения и выборы.

Социометрия - это система выявления эмоционального предпочтения в группе (симпатия и антипатия, привлекательность и предпочтительность).

Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.д. Вопросы и желание человека совместно с кем-нибудь участвовать в определенной деятельности называть критериями выбора. Различают слабые и сильные критерии. Чем важнее для человека совместная с другим лицам деятельность, чем более деятельные контакта с этим человеком предполагаются, тем сильнее критерий выбора. В исследованиях используют вопросы разных типов, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности.

1. Кого из членов вашей группы пригласили бы вы на свой день рождения?

2. С кем из членов вашей группы вы охотнее всего стали бы выполнять совместное задание?

3. С кем из членов вышей группы, вы могли бы поделиться своими переживаниями?

Результаты социометрической методики могут быть представлены в виде матриц, социограмм, шкалы. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социальный статус". Люди, получившие наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "звездами" Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего - к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения - то к категории "отвергаемых".

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:

К уд. = число взаимных выборов

число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из них никто, а из них никто не хочет общаться с этим человеком, то коэффициент удовлетворенности равен 0:3=0.

Но коэффициент удовлетворенности может быть равен нулю, а статус (количество полученных выборов равен, например, трем у одного и того же человека - эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы.

В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «принебрегаемых» и «изолированных». Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства: «звезды» + «предпочитаемые» = «принебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные». Низкий уровень

(УБВ) отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается «индекс изоляции» - процент людей, лишенных выбора в группе.

Референтометрия - это способ выявления отношений значимости, связывающих субъекта с другим человеком.

Для личности имеет значение не только его симпатия или антипатия к человеку, но и то, какого мнения, оценки, позиции он придерживается. Человек к одним людям прислушивается, мнение других - ему безразлично, позиции третьих - не принимает.

Люди, которых человек выбивает, чтобы справляться с их мнениями, по ним оценивать себя, называются референтной группой.

В референтной группе личности тоже занимают свое положение. На верхней ступени «иерархической вестницы» референтной группы стоит лидер. Лидер - это личность, за которой все члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы, определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Если провести анализ- лидера с помощь социометрического метода, то он может быть социометрической «звездой», но может и не вызывать должной симпатии. Исходя их этого, лидера можно определить как формального и неформального. Если личность является лидером по результатам референтометрии, то ее можно назвать формальным лидером. Если человек является «социометрической звездой», то считается неформальным лидером. Если субъект получает большинства выборов и в социометрии и в референтометрии, то объединяет в себе формального и неформального лидера.

 

Ш. В группе людей складываются разнообразные отношения: официально-неофициальные, деловые - личные, рациональные - эмоциональные.

Официальные - отношения, возникающие на должностной основе. Неофициальные - отношения, возникающие на основе частных взаимоотношений.

Деловые - отношения, возникающие на базе совместной деятельности. Личные - отношения, независящие от выполняемой работы.

Рациональные - отношения, в которых на первый план выступает знание людей друг о друге и объективная оценка, которую им дают окружающие.

Эмоциональные - отношения, строящиеся на основе субъективной оценки, основанные на индивидуальном восприятии человека человекам.

Отношения руководства-подчинения означают, что эти отношения основаны на иерархии престижа и статуса в группе, где важную роль играет лидер.

 

Совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на членов группы, называется стилем лидерства.

Существует три основных стиля лидерства:

1. Авторитарный - характеризуется властностью лидера, единоначалием в принятии решения, систематическим контролем за действиями подчиненных. Не допускает вмешательства в руководство, подвергать сомнению свои решения. Характерно четкое распределение прав и обязанностей. Идеал подчиненного при данном стиле лидерства - дисциплинированный человек.

2. Демократический - лидер обращается к мнению группы, привлекает каждого члена к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении. Руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, склонности, особенности. Он ценит - самостоятельных и инициативных людей, творческий подход к делу. Уделяет внимание не только деловым, но и личностным взаимоотношениям в группе.

3. Либеральный - это такой стиль, при котором лидер уходит от своих обязанностей лидера и ведет себя так, как будто он член группы. Все вопросы в группе решаются коллективным мнением - этому мнению следует и группа, и лидер; фактически лидер лишь номинально им является. Долгое время считалось, что демократический стиль лидерства единственно правильный, лучший. Но в некоторых ситуациях более эффективным являются авторитарный и либеральный стиль управления (например: авторитарный стиль лидерства необходим в критических ситуациях). Поэтому на практике наиболее целесообразным считается сочетание всех стилей руководства, их гибкость и комбинированность.

 

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

- бытовой стиль лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье)

- социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзных движениях, в различных обществах: спортивных, творческих)

- политический тип лидерства (государственные)

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ, модель лидера требует от реального лидера, с одной стороны соответствия ей, а с другой от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не только идут за своим лидером, они хотят за ним идти.

 

IV. Познание психологических закономерностей взаимодействия и отношений людей помогает повысить эффективность групповой работы.

Существует три основных критерия эффективности деятельности:

  1. образовательный (включает знание своего предмета, дополнительные знания вне программы, культуру поведения личности)
  2. профессиональный (включает профессиональную квалификацию, профессиональное мастерство, профессиональное творчество)
  3. воспитательный (включает политическое сознание, нравственное сознание, активную жизненную позицию)

Перечисленные критерии и компоненты эффективности деятельности являются основными задачами общества, заказом общества на развитие личности. Причем 1 и 2 - это специальная задача сферы образования, а 3 - общесоциальная задача.

Решая вопрос о соответствии деятельности группы предъявляемым требованиям, надо учитывать два уровня соответствия: правовой - соответствие деятельности и ее результатов обязательным требованиям общества, и моральный - соответствие социальным ожиданиям.

Каковы же пути повышения эффективности групповой деятельности?

- Величина группы (может оказывать различное влияние).

Положительное влияние: появление большого количества разнообразных мнений, легче распределить обязанности, переработка большего количества информации, повышается «ресурс талантов». Отрицательные моменты: уменьшение сплоченности, трудности управления группой, расхождения во мнениях, вклад каждого человека снижается.

- Задачи, которые стоят перед группой.

- Композиция, то есть индивидуальный состав группы: совместимость - несовместимость, сплоченность-разрозненность.

- Стиль лидерства.

- Личные взаимоотношения - симпатия и антипатия влияет на качества деятельности.

- Форма организации деятельности - коллективная, индивидуальная, скоординированная. Выбор формы зависит от задачи и развития группы.

V. Семья - это группа, наиболее важная для человека, выполняющая свои функции: репродуктивную, воспитательную, досуговую, функцию эмоциональной защиты.

Семья часто имеет многоступенчатую структуру (объединяет разные поколения). В семье можно выделить 4 тактики воспитания (тип семейных взаимоотношений):

1. Диктат - подавление одними челнами семейства инициативы и чувств собственного достоинства у других. Конечно, необходимо предъявлять требования к человеку, но виды воздействия должны быть разумно подобраны. Приказ и насилие, принуждение и угрозы, характерные для диктата, вызывают лицемерие, грубость и обман со стороны другого человека.

2. Опека - это система отношений, при которой родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от каких-либо усилий, трудностей, принимая их на себя. Эта чрезмерная забота делает из ребенка «маленького божка», лентяя, неприспособленного к жизни. В подростковом возрасте, когда формируется чувство взросления, появляются конфликты с родителями, протест против опеки.

3. Невмешательство - это система отношений, строящихся на признании возможности независимости существования родителей и детей. Характерна обособленность: взрослый, но, встав на путь индивидуалиста, он пожинает вскоре свои плоды. Семейного очага для ребенка не существует, жизнь родителей для него закрыта, но вскоре родители почувствуют равнодушие со стороны ребенка.

4. Сотрудничество - предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами с совместной деятельности, ее организацией, нравственными ценностями. В таком отношении семья похожа на коллектив. Здесь есть деятельность, соучастие людей в ней, нет равнодушия, эгоизма, потому что каждый нуждается друг в друге. Семья - «очаг», характерна теплота взаимоотношений, взаимопомощь, нет ограждения от проблем, радости и горести делятся пополам. Характерна сплоченность, справедливость, взаимозаменяемость.

VI. Психолого-педагогическое взаимодействие - это взаимное воздействие педагога и детей друг на друга, в результате которого осуществляется процесс личностного роста изменения.

Можно выделить три модели этих взаимоотношений:

1. Учебно-дисциплинированная модель - характеризуется субъект-обьектными связями (главенствует авторитарный стиль управления). Ребенку отводиться пассивная роль; даже вопреки желаниям ребенок должен овладевать знаниями, умениями и навыками. Личность формируется в процессе постоянного преодоления себя. Педагог ценит в воспитанниках дисциплинированность и исполнительность.

2. Личностно-ориентированная модель взаимодействия - характеризуется субъект-субъектными связями (демократический стиль управления наиболее близок к данной модели). Педагог ориентируется на индивидуальность ребенка. Ребенок занят самопостроением личности, педагог - помощник, сотрудник в саморазвитии ребенка. Такие отношения между педагогом и ребенком называют педагогикой сотрудничества. Воспитание - это не принуждение, а создание предпосылок для приобретения собственного опыта, роста и совершенствования, как со стороны ребенка, так и со стороны воспитателя.

3. Модель свободного, спонтанного развития личности. Педагогика спонтанного развития личности базируется на обьект-субъектные связях (связь с либеральным стилем лидерства). Педагог играет пассивную роль, его задача - приспосабливаться к желаниям ребенка. Это принуждение, но уже не ребенка, а взрослого. С точки зрения психологии такая модель основана на том взгляде, что в ребенке заранее все заложено, развитие его предопределено наследственностью, природой и не следует мешать созреванию этих механизмов.

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1. Что такое группа?

2. Раскройте классификацию групп.

3. Определите параметры развития групп.

4. Охарактеризуйте уровни развития группы.

5. Какие системы дифференциации группы выделяют в психологии?

6. Раскройте социометрическую методику.

7. Какие социометрические категории социального статуса Вы знаете?

8. Сформулируйте понятие референтометрия.

9. Перечислите виды взаимоотношений в группе.

10. Что называют стилем лидерства?

11. Охарактеризуйте стили лидерства.

12. От чего зависит эффективность групповой деятельности?

13. Раскройте типы семейных взаимоотношений

14. Что такое психолого-педагогическое взаимодействие?

15. Охарактеризуйте модели психолого-педагогического взаимодействия,

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Психологическая характеристика развитого коллектива.

2. Межличностные отношения в малых группах.

3. Влияние психолого-педагогического взаимодействия на формирование личности.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

1.Измерение социального статуса и престижа в группе (колледж, Д./с). Социометрия.

2.Выявления дифференциации в малой группе. Референтометрия.

 

Дополнительная литература:

1. Барлас ТВ. Популярная психология: От конфликтов к обретению "Я". - М.: Изд. центр "Академия, 1997. - 160с.

2. Кантан. Социология в детском саду. //Дошкольное воспитание, 1973. № 9.

3. Макаренко А.С. Ребенок приходит в коллектив. //Дошкольное воспитание, 1983. №9.

4. Переверзева. Воспитание авторитета детей в играх с правилами. //Дошкольное воспитание, 1980. №7.

5. Роберт М.А., Тильман В. Психология индивида и групп - М., 1988.

6. Сенько. Труд и признание в группе. Шестилетки. //Дошкольное воспитание, 1986. №7.

7. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. 100 экзаменационных ответов по психологии - Ростов н/Д: изд. центр "Март", 2001 - 120-156 с.

8. Терещук. Развитие популярности среди товарищей. //Дошкольное воспитание, 1983. № 9.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.