Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетика природы




ДОДАТКОВА

ОСНОВНА

1. Борев Ю.Б. Эстетика: Ученик. – М.: Высш. шк., 2002 – 511 с.

2. Эстетика: Учеб. пособие для вузов/Под. ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000. – 240 с.

3. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 464 с.

4. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 434 с.

5. Левчук Л.Т. Західноєвропейська естетика XX століття: Навч. Посібник. – К.: Либідь, 1997. – 224 с.

6. Этика и эстетика: Учебное пособие для самостоятельного изучения дисциплины / Сост., Пальм Н.Д., Гетало Т.Е., Тарасенко И.В. и др. – Х.: ЧП Попов А.И., ИД «ИНЖЭК», 2004. – 184 с.

1. Эстетика / Под. ред. Левчук Л.Т. – К., 1991.

2. Жаринов В.М. Эстетика. Раскрытие эстетической тайны: Краткий учебник для школьников, студентов, преподавателей. – М., 2001.

3. Киященко Н.И. Эстетика жизни: Учеб. пособие в 3 ч. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2000.

4. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. – 512 с.

5. Современная западно-европейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г. Яковлева. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 224 с.

6. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Кн. 1, 2. Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. – Кн. 1. – 348 с., Кн. 2. – 316 с.

7. Зарубежная эстетика и теория литературы. – М., 1988.

8. Гадонер Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

9. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М., 1965.

10. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти тт. – М., 1962-1970 гг.

11. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989.

12. Краткий словарь по эстетике / Под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.

13. Філософський енциклопедичний словник (Будь-яке видання, починаючи з 1989 р.).

Змістовний модуль7. ПРИКЛАДНА ЕСТЕТИКА

 

1. Естетика природи.

2. Естетика труда.

3. Технічна естетика: дизайн.

4. Естетика ринку: стайлинг, мерчандайзинг.

Мир природы естественное лоно жизни человека. Все, что окружает его на Земле и в обозримом Космосе актуально или потенциально способно вызывать эстетические переживания, стать объектом эстетического отношения. Между тем, сами по себе природные предметы и явления в своей собственной данности ни красивы и ни уродливы. Их формы, цвета, звуки и запахи изначально несут в себе возможность воздействия на человека оптически, акустически и т. п. Однако подобного рода физические, физиологические и другие их естественные свойства не тождественны их эстетической ценности. Как справедливо подметил еще Л. Фейербах, «чувством овладевает не звук как таковой, а только звук полный содержания, смысла и чувства».

В. Соловьев, определяя красоту в природе, говорил, что она есть ни что иное как «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала». Например, пение соловья в своей физиологической основе есть преображение полового инстинкта, но оно способно вызывать глубокое эстетическое переживание, так как оно воплощает в себе идеальное начало, идею любви.

Следовательно, эстетическая значимость природных предметов и явлений открывается человеку лишь в процессе их материально-духовного освоения, то есть по мере того, как посредством труда он преобразует природу, ставит ее силы на службу своим потребностям. Лишь включение природных предметов и явлений в общественную практику способно придать им собственно человеческое содержание, тот особый смысл и чувства, которые и составляют основу эстетического отношения.

Потребность человека в эстетическом взаимодействии с природой относится к духовным потребностям. Эстетическое созерцание – высший вид духовной деятельности, способствующий саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию личности. Общение с природой, ее созерцание укрепляет жизненные силы человека, дает положительный заряд, человек испытывает восторг, восхищение, изумление.

Красота природы открывалась человеку постепенно. На ранних этапах его становления и развития, отмеченных тотальной зависимостью человека от игры стихийных сил, природа оставалась как бы закрытой для эстетического переживания.

Неосвоенная и непознанная, она противостояла человеку как чуждая и неприступная сила, власти которой необходимо было подчиняться. И лишь вовлекая постепенно в сферу своего практического преобразующего воздействия самые многообразные природные предметы и явления, он утверждал таким образом свое материальное и духовное господство над ними, запечатлевал в них свои познавательные и созидательные способности. В этом процессе освоения и познания природа становилась выразителем человеческого содержания, его чувств и мыслей.

Благодаря очеловечиванию природы, ее превращению в человеческую действительность, собственно, и стало возможным не только ее узкоутилитарное, но и духовное, в том числе эстетическое освоение. Видя в преобразуемом мире свою собственную сущность, человек и по отношению к еще неосвоенным в труде природным предметам и явлениям, применяет человеческую меру, замечая в них то, что соответствует его жизненному опыту, его представлениям о красоте. Эстетическое отношение позволяет преодолевать чуждость, внеположенность природных и, в частности, космических объектов.

Красота в природе, ее содержание и критерий являются, таким образом, изначально общественными, человеческими и по своему происхождению, и по сути. Воспитанное культурой ощущение человеком красоты природы есть его универсальное свойство, в основе которого заложено родовое стремление к гармонии и целесообразности. М. Горький, имея в виду универсальность этого свойства, отметил, что «Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту».

Итак, красота природы для человека состоит не в чисто внешней формальной красивости ее явлений, а в выражении в этих явлениях положительного человеческого содержания. Не случайно, восприятие и переживание человеком красоты природы во все исторические периоды обнаруживает свою связь с господствующими идеалами и нормами, концентрированно выражающими характерные представления людей той или иной эпохи о гармонической взаимосвязи явлений, о понимании их существенности для человека и в связи с человеком. Данное положение хорошо иллюстрируется примерами отражения природы в искусстве.

Так, например, сформировавшийся в ХVII-ХVIII вв. у придворно-аристократической части французского общества идеал «подстриженной», «украшенной» природы, нашел свое отражение в искусстве классицизма.

Позднее, руссоистский идеал естественной, гармоничной, умиротворенной природы, противостоящий искусственности и испорченности цивилизации, явился выражением эстетической позиции просветителей XVIII в. и их политического отрицания французского абсолютизма. Далее, в первой трети XIX в. характерные для романтиков настроения индивидуалистического бунтарства против «прозы» и пошлости буржуазной жизни нашли свое эстетическое выражение в их искусстве, воспевавшем идеал возвышенной дикой, буйной и необузданной природы. Русское классическое искусство XIX в., тесно связанное с гуманистическими настроениями и чувствами передовых людей, исповедовало идеал природы как свободной стихии, как цветения богатой и многообразной жизни.

Данная закономерность продолжает действовать и на протяжении XX века – века научно-технической революции. Общепризнанным является тезис о том, что развитие человечества в этот период поднялось на качественно новый уровень овладения силами природы, и использования в своих интересах. Весьма далекое от рационального подхода использование природных ресурсов, сопровождаемое при этом прогрессирующим загрязнением природной среды всевозможными вредными для человека отходами, по существу, поставили Землю на грань экологической катастрофы. Человечество должно осознать, что одностороннее использование достижений науки и техники только для производства, без достаточной заботы о самой природе, заключает в себе самые разрушительные последствия, вплоть до самоуничтожения. В русле такого осознания и понимания необходимости принципиально новых взаимоотношений человека и природы, общества и окружающей среды ныне формируется и подход к вопросу о красоте природы, ее роли в эстетической организации среды обитания современного человека. На стыке наук — экологии и традиционной эстетики возникают новые направления исследований, в частности, экзоэстетика и экологическая эстетика.

Первое направление связано с практическим освоением космоса, с необходимостью его включения в систему нашего эстетического отношения.

Представители экологической эстетики считают свою науку частью философии окружающей среды. Данное направление достаточно широко представлено исследованиями западных ученых. Оно строится на стыке эстетической и неэстетической (моральной, религиозной, интеллектуальной и т.п.) трактовки прекрасного. Причем акцент делается на активности эстетического отношения к природе и тесной взаимосвязи с этикой, конкретными науками и общественной практикой. Знание об окружающей среде углубляет и регулирует эстетический опыт, ставит его в этические рамки.

Природа как эстетический объект, обладает самоценностью и все в ней заслуживает охраны. Безобразное в ней не исключается, однако трактуется оно как следствие нарушения жизненных процессов: заболевания животных и деревьев, разрушения в результате ураганов, пожаров и наводнений и т. п. В месте с тем, естественные жизненные процессы, включающие гибель как элемент необходимости поддержки биологической стабильности экосистемы, в целом воспринимаются как прекрасные.

Таким образом, можно сделать вывод: объективным источником ощущения красоты в природе всегда выступает та или иная непосредственно воспринимаемая гармоническая взаимосвязь явлений, в которой проявляется всеобщее диалектическое единство развивающейся природной действительности. Нарушение этой взаимосвязи, возникающее в результате экологического ущерба, наносимого природе человеком, либо стихийными бедствиями, способно порождать ощущение безобразного, дисгармоничного, уродливого.

Воспитание эстетического отношения к природе — своеобразный барьер на пути совершения насилия над ней в угоду эгоистических материальных потребностей. Сегодня, как никогда, важно утвердиться людям в принципах гуманной эстетической жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.