Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертый этап,условно выделенный нами для исследования феноменавоспитательного потенциала семьи, – 1993 г. – начало XXI в




В этот период важной государственной и общественной задачей становится повышение педагогической культуры родителей и воспитательного потенциала семьи в целом. Это было связано с реформой образования, в основе которой было заложено признание приоритетной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В1993г.была принята Концепциягосударственной семейной политики Российской Федерации, а в 1996 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «Об основных направлениях государственной семейной политики». Так в Государственном докладе «О Положении детей в РФ» воспитательный потенциал семьи рассматривается как «возможности семьи не только в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает микросреда, образ жизни семьи в целом» («О положении детей в РФ». Государственный доклад. М., 1996. С.12).

 

В конце XX столетия исследователи вновь обращаются к проблеме воспитательного потенциала семьи. Воспитательные возможности семьи и их реализация исследуются в значительном числе статей. На эту тему защищен ряд диссертаций. Особого внимания в этой области заслуживают исследования

 

А.И.Антонова, Е.П.Арнаутовой, Я.Арцимовича, В.А.Болотова, Боговаровой В.А., А.Т.Бардиан, Н.Н.Букиной, И.В.Власюк, Т.А.Гурко, О.Л.Зверевой, В.М.Ивановой, И.Климентович, Л.Н.Константиновой, Т.А.Куликовой, М.Медкова, Л.А.Никитиной, Р.В.Овчаровой, Р.К.Сережниковой, И.А.Хоменко и др.

 

В отличие от предыдущего, советского, периода, взгляды теоретиков на развитие воспитательного потенциала семьи значительно изменились в связи с поворотом общества и науки к человеку, семья признавалась как важнейший уникальный социокультурный институт, выполняющий функции, важные для каждого человека, общества, государства. В связи с признанием необходимости взаимодействия с семьей по развитию воспитательных возможностей семьи,

 

именно в 1990-е гг. появляются исследования, раскрывающие новый подход к содержанию работы с родителями, основанный на субъект-субъектном взаимодействии (Н.Н.Букина, Е.В.Бондаревская, О.Л.Зверева, Т.А.Куликова, М.М.Прокопьева, И.А.Хоменко и др.).

На наш взгляд, в последнее десятилетие XX в. начинается новый период

 

в изучении феномена воспитательного потенциала семьи, в аспекте его развития. На переоценку воспитательного потенциала семьи значительное влияние оказывает, как отмечает Г.В.Сабитова, переустройство общественной жизни,


 


 

характерное для современного этапа развития страны, ориентированное на повышение социальной активности, самостоятельности и ответственности семьи, успешное ее функционирование как полноправного субъекта собственной жизнедеятельности. Эти вопросы вновь находят отражение не только в педагогических, но и социологических, психологических, философских и т.п. исследованиях. Подтверждением тому служат диссертационные работы

 

М.Ф.Дементьевой, Н.В. Додокиной, В.М.Ивановой, М.И.Кириковой, А.Т.Кокоевой, О.В. Кучмаевой, Е.Н.Пивненко, М.М.Прокопьевой, Г.А.Сабитовой,

 

И.В.Толстоуховой, А.А. Чуприной и др., рассматривающих различные аспектыразвития воспитательного потенциала семьи, его отдельные структурные компоненты.

 

Как отмечает Е.А.Чередова, начиная с XXI в. формируется новый подход к семейному воспитанию, обозначенный как развивающий, сущность которого заключается в понимании основной задачи в работе с родителями, в создании новых условий для актуализации воспитательного потенциала семьи, что позволит семье самостоятельно и эффективно разрешать существующие в семейном воспитании проблемы. Так, развитие воспитательного потенциала семьи рассматривается в современных исследованиях в контексте развития

 

партнерских взаимоотношений образовательных учреждений с родителями, развитии субъектности и активности семьи, способной самостоятельно актуализировать свои внутренние ресурсы.

 

Таким образом, несмотря на значительное количество социологических, философских, психолого-педагогических исследований, в которых рассматриваются различные аспекты проблемы развития воспитательного потенциала семьи, сама проблема не может считаться решенной. Это связано, прежде всего с тем, что динамика современного общественного развития выдвигает новые вопросы, а накопленный опыт в области развития воспитательного потенциала семьи требует дальнейшего осмысления семьи и семейных отношений. К тому же анализ научной литературы показал, что «воспитательный потенциал» как феномен и научное понятие не получило полного и окончательного определения. Следует отметить, что до настоящего времени специальных исследований, посвященных проблеме комплексного изучения феномена воспитательного потенциала семьи и путей его развития, в педагогической теории и практике не проводилось.

 

Анализ психологической, педагогической и социально-педагогической литературы позволил нам целостно представить сущностную и содержательную характеристику «воспитательного потенциала семьи» как педагогической категории.


 

 


 

1.2. Сущность понятия «воспитательный потенциал семьи»

 

Для достижения поставленной нами задачи – определения содержания и структуры феномена воспитательного потенциала семьи, обратимся к понятиям

 

«потенциал», «воспитательный потенциал», «воспитательные функции семьи», «воспитательные возможности семьи».

Современный анализ научных исследований показал, что категория «потенциал» (с лат. – potentialсила) относится к числу общенаучных понятий,введение которого принадлежит Аристотелю. В современных гуманитарных науках данное понятие применяется для обозначения средств, источников, предпосылок развития. Исследователи употребляют данный термин дляобозначения неких возможностей, которые могут проявиться или стать реальными. Потенциал представляет собой источник будущего действия, внутреннюю возможность,то,что в данный момент находится в«зарезервированном» виде. Для того чтобы мобилизовать возможности, потенциал индивида, группы или сообщества, актуализировать в действующее, нужна определенная сила (внутренняя или внешняя).

 

В справочной литературе понятие «потенциал» обозначает внутренне присущую тому или иному явлению, процессу, общественному или естественному организму источник, средство, запас, возможность дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостной системы [91].

 

Необходимо отметить, что в психолого-педагогических исследованиях категория «потенциал» активно стала употребляться в связи с необходимостью ученых и практиков в полной мере реализовать внутренние сущностные силы субъектов педагогического процесса. Исследователи используют данное понятие в различных аспектах: духовном (Р.Г. Григорян, И.Л. Носова); исследовательском (С.П. Арсенова, Н.М. Яковлева); творческом (Л.И. Гольдин, Е.А.Гуськова, В.В.Коробкова, М.В. Копосова, П.Ф. Кравчук, В.Г. Рындак, А.И. Санникова и др.),

образовательном (А.Ф.Лисс,Т.П.Грибоедова); воспитательном (А.С.Алексеев,

 

В.Г. Бочарова, А.В.Волохов, Г.В.Дербенева, А.А. Данилов, Б.З. Зульфов, Ю.С. Мануйлов, Н.А.Минулина, С.В.Попова и др.).

 

Традиционно «воспитательный потенциал» понимается как совокупность возможностей отдельных лиц, общества, государства в области использования воспитательных ресурсов, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения определенных задач и достижения поставленных целей в деле воспитания подрастающего поколения.

 

Анализ современных психолого-педагогических диссертационных

исследований позволяет сделать вывод о том, что в литературе уделяется
внимание   отдельным аспектам «воспитательного потенциала». Так, ряд
исследований посвящены «воспитательному потенциалу» отдельных учебных
дисциплин (Р.Ю.Велиханова, А.К.Быков, Г.Г.Габдуллин, Н.Н.Казначеева,
         

И.П.Коновалова С.В.Рыкова, Н.В.Самсонова, И.Э.Ярмакеева, М.В.Шманова и др.),


 


 

дополнительного образования и досуговой деятельности (И.Г.Гусейнов,

 

Н.В.Додокина, Н.А.Минулина, Д.Э.Симонов, И.В.Толстоухова и др.), народной педагогики (Р.Н.Абдулаева,Н.Н.Беспалова,А.Г.Гмырин,Е.Б.Макушина и др.), детских и молодежных объединений (И.В.Герлах,Г.В.Дербенева,Н.А.Курчанова,С.В.Попова, Д.Э.Симонов, М.И.Шиков, И.А.Юркина и др.) и т.п.

 

Анализ понятия «воспитательный потенциал» позволяет сделать вывод о том, что оно используется для характеристики возможностей той или иной общности людей, новых сил, рождающихся в процессе их совместной деятельности. Важными для нашего исследования являются работыА.В.Волохова, А.Н.Лутошкина, С.В.Поповой, М.И.Рожкова, Ю.П.Сокольникова и др., где понятие «воспитательный потенциал» как категория педагогики представлено с точки зрения теории коллектива.

 

Как отмечают авторы, существуют различные трактовки данного понятия. В одних случаях «воспитательный потенциал» рассматривается как множество связанных между собой коллективных воспитательных воздействий,

 

позволяющих разновозрастной среде целенаправленно влиять на формирование личности (И.П.Иванов, В.А.Караковский, О.С.Газман, А.С.Макаренко, Р.С.Немов,

 

С.Т.Шацкий). В других–как информационное поле,из которого сама личностьизвлекает и присваивает интересующую ее информацию, удовлетворяя

 

личностную потребность в саморазвитии (АС.Белкин, А.А.Бодалев, В.В.Давыдов, А.В.Меренков, А.В.Мудрик, В.Д.Семенов и др.).

На наш взгляд, представленные трактовки рассматриваемого феномена соответствуют содержательной характеристике воспитательного потенциала семьи. Вслед за А.Н.Лутошкиным [73], который вводит понятия «актуальная сфера коллектива» и «потенциальная сфера коллектива», применительно к семье можно выделить актуальную сферу семьи как воспитательного коллектива –

 

непосредственную деятельность всех членов семьи и взаимоотношения между ними, проявление их поведенческой активности. Потенциальная сфера семьи как воспитательного коллектива – своеобразная кладовая жизненных ресурсовсемьи, обеспечивающих развитие семьи как социальной системы.

 

Важным для нас в определении сущность воспитательного потенциала семьи является подход Ю.П.Сокольникова, утверждающего, что воспитательный потенциал является целостным явлением, определяющим суть, содержание и формирование воспитательного взаимодействия. По состоянию отношений такое взаимодействие всегда имеет функционирующий, т.е. материально выраженный и потенциальный характер,не действующий в данный момент,но приопределенных условиях превращающийся в функциональные в будущем.

 

В данном случае для нашего исследования важным является положение о том, что воспитательный потенциал семьи будет реализовываться в любом случае,вне зависимости от того,осознается он родителями,проходит ли этотпроцесс под контролем специалистов (педагогов, психологов, семейных консультантов и др.) или нет. Но важен и тот факт, что для более полной его


 


 

реализации необходима специальная организация этого процесса, создание

 

особых педагогических условий.

 

Сопоставив трактовки дефиниций «потенциал», «воспитательный потенциал», принятые в различных областях науки, обратимся к анализу понятия «воспитательный потенциал семьи». Важным для понимания данного феноменадля нас является положение о том, что семья - это уникальная социально-педагогическая среда, изначально обладающая потенциальными возможностями для развития личности подрастающего поколения. Анализ исследований относительно этих возможностей в становлении личности ребенка, его развития позволил выделить различные аспекты рассматриваемого феномена. Применительно к семье мы говорим о ее потенциале в целом. Так, исследователи рассматривают собственный потенциал семьи (В.С.Торохтий), репродуктивный потенциал семьи (Л.Э.Лалаева), ресурсный потенциал семьи (О.А.Белоусов, Э.С.Клюкина), реабилитационный потенциал семьи (А.А.Модестов),

предпринимательский потенциал семьи(И.В.Митрофанова), этнопедагогический потенциал семьи (Р.А.Алиханова), нравственный потенциал семьи

 

(З.Н.Монахова), социокультурный потенциал семьи (О.А.Немова, С.А.Тараник), социализирующий, социальный потенциал семьи(Г.А.Кантемирова,В.Е.Савка), педагогический потенциал семьи(Ж.А.Захарова,Ю.Н.Кузнецова,М.А.Скрыбченко), образовательный потенциал семьи (Т.П.Грибоедова, А.Н.Елизаров), образовательно-аксиологический потенциал семьи (Т.В.Геворкян),

 

а также воспитательный потенциал семьи в целом (Н.В.Додокина «Семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного потенциала семьи» (2006),М.И.Кирикова «Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях центра социальной помощи семье и детям» (2009),Л.Н.Константинова «Педагогические условия развития ориентации будущего учителя на взаимодействие «учитель-родители» (1999),И.В.Толстоухова«Социально-педагогическая деятельность детской библиотеки как фактор развития воспитательного потенциала семьи» (2000) и др.).

 

Важно отметить, что в психолого-педагогических исследованиях, посвященных семье как воспитательному институту, рассматриваются близкие по содержанию к воспитательному потенциалу семьи понятия такие, как образовательный, социально-педагогический, педагогический потенциал семьи.

 

Раскроем содержание данных дефиниций.

 

Вслед за Т.П.Грибоедовой и А.Н.Елизаровой под «образовательным потенциалом семьи» понимаем совокупность условий,направленных наполноценное осуществление ее образовательной задач, т.е. условий для раскрытия и развития возможностей ребенка, формирования его мотивации к самопознанию, саморазвитию и самообразованию, способностей, направленных на становление его личности и индивидуальности [37].

 

В исследованиях И.В.Гребенникова, Е.А.Андрющенко, М.М.Прокопьевой,

 

Л.Ф.Чупрова под«педагогическим потенциалом семьи» понимается


 


 

совокупность условий и средств, которую составляют педагогические возможности семьи. Наиболее точное определение педагогическому потенциалу семьи, на наш взгляд, дано в исследовании Ю.Н. Кузнецовой, которая характеризует данный феномен как «реальные воспитательные возможности семьи, готовность ее членов к успешному решению воспитательных задач, способность их к изменениям в соответствии с переменами во внешней среде, внутренних состояниях и внутрисемейных отношениях» [64].

 

В исследовании М.И.Кириковой уточняется понятие «социально-педагогический потенциал семьи». Автор рассматривает данное понятие какисточники и возможности, имеющиеся у конкретной семьи, создающие в ней условия, морально-психологический климат, а также воспитательные возможности родителей (родительский потенциал) в воспитании своих детей. По мнению автора, понятие «социально-педагогический потенциал семьи», характеризует, по сути, понятие «воспитательный потенциал семьи» [57].

 

И.А.Сидорина рассматривает понятие «психолого-педагогическийпотенциал семьи»,понимая под ним«совокупность психологических,образовательных и воспитательных возможностей и средств для решения определенных педагогических задач в формировании, становлении и развитии личности [108].

 

Таким образом, анализируя содержательную характеристику рассмотренных выше понятий, можно сделать вывод о том, что данные категории тождественны, но в нашем исследовании мы будем считать, что понятие «педагогический потенциал семьи» более узкое, оно является основой категории «воспитательный потенциал семьи» и его составной частью.

 

Заметим, что в психолого-педагогической литературе встречается понятие «собственный потенциал семьи» ( В.С.Торохтий),которое тесно взаимосвязано спонятием «воспитательный потенциал». С точки зрения В.С.Торохтия, «семья – это малая социальная группа, которая преимущественно адекватно реагирует на социальный опыт, и со временем, по мере реализации своих потенциальных возможностей, превращается в воспитывающий коллектив, ориентированный на процессы, происходящие в социуме [117].

 

Как показал проведенный нами анализ психолого-педагогических исследований, в научных публикациях последних лет значительное внимание уделяется вопросам стандартизации характеристик семейной среды и сделана попытка дать качественный анализ понятия «воспитательный потенциал семьи». При этом взгляды на воспитательный потенциал семьи у авторов весьма различны, что затрудняет процесс его диагностики и определения путей развития.

 

Согласно ряду исследователей, можно констатировать, что феномен воспитательного потенциала семьи определяется учеными через такие понятия,

 

как «воспитательная функция», «воспитательные возможности семьи», «комплекс условий, средств, факторов».


 

 


 

Так, авторы рассматривают «воспитательный потенциал семьи»каккомплекс условий и средств, факторов, определяющих педагогические(иливоспитательные) возможности семьи (И.В. Гребенников, Э.К.Васильева,

 

А.Я.Студенте, Г.М.Миньковский, А.М.Низова, О.В. Кучмаева, Т.А. Куликова, С.А.Расчетина, П.С.Роботова, В.А.Турьян и др.), определяющих возможностиранней социализации в семье как личности (А.В.Мудрик, Р.В.Овчарова, А.Г.Харчев и др.).

Как уже отмечалось выше, в исследованиях 1980-90-х г.г. (Э.К.Васильева,

 

Г.Миньковский, И.В.Гребенников, К.Е.Игошев, А.Г.Харчев и др.) «воспитательныйпотенциал семьи» определялся как наличие возможностей и условий осуществления каждой конкретной семьей своей воспитательной функции, характером возможной системы воспитательных отношений.

 

А.Я.Студенте (1981) понимает под данным феноменом«неоднородныепедагогические возможности семьи, активно проявляющиеся в процессе целенаправленного воздействия родителей на личность ребенка» [112].

 

В исследованиях И.В.Гребенникова (1971), А.М.Низовой (1976) под воспитательным потенциалом семьи понимается «внутренне присущие семье наличие возможностей в формировании личности, объективно и субъективно реализуемые как сознательно, так и стихийно». [34; 85].

М.И.Кирикова (2009), рассматривает проблему повышения воспитательногопотенциала неполной семьи: «совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно» [57].

 

В Государственном докладе «О Положении детей в РФ» воспитательныйпотенциал семьи рассматривается как «возможности семьи не только в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает микросреда, образ жизни семьи в целом» («О положении детей в РФ». Государственный доклад. М., 1996. С.12).

Характеристика феномена «воспитательного потенциала семьи» через воспитательную функцию представлена в работах современных исследователей.Так, Р.В.Овчарова (2004), Т.В. Лушпарь (2005) трактуют данное понятие с точки зрения «способности семьи реализовать функции воспитания, развития и социализации ребенка». В исследованиях воспитательная функция семьи рассматривается как «удовлетворение индивидуальных потребностей родителей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и в самореализации в детях» [90].

Н.В.Додокина (2006),исследующая проблему развития воспитательногопотенциала семьи средствами семейного театра, определяет его как «сложную совокупность педагогических знаний, умений, культурно-ценностных ориентаций, родительских внутрисемейных отношений, определяющую развитие воспитательной функции семьи» [42].


 

 


 

А.А.Чуприна (2005), исследующая семью как сферу духовно-нравственногостановления личности подростка, под воспитательным потенциалом понимает «обусловленную общественными отношениями степень возможностей семьи в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности и функции, в том числе и собственно воспитательную» [130].

 

Данная трактовка встречается и в исследовании Л.Н.Константиновой (1999), изучающей проблему развития воспитательного потенциала семьи вовзаимодействии учителей и родителей. Автор подчеркивает очень важную особенность данного феномена, что представляет наибольшую ценность для нашей работы: «воспитательный потенциал семьи – это наиболее продуктивное понятие, позволяющее достаточно полно, целостно рассмотреть не только реальные (актуальные, проявившиеся уже) возможности семейного воспитания, но и увидеть их потенциальные устремления и силу возможности прогнозировать взаимодействие семьи и школы с учетом разрозненных (единичных) функций, а целостного развивающего феномена» [58].

 

Однако мы полагаем, что данные авторы определяют «воспитательный потенциал семьи», исходя из традиционного понимания ее воспитательных возможностей. Содержание рассмотренных выше определений не до конца раскрывают сущностную характеристику воспитательного потенциала семьи и его целевую установку как целостного динамичного феномена.

 

Исходя из современного понимания проблемы наибольшую ценность для определения сущности понятия «воспитательный потенциал семьи» в нашей работе представляют исследовательские позиции М.М.Прокопьевой (2007), которая рассматривает семью с позиций синергетического подхода как саморазвивающуюся систему и утверждает, что воспитательный потенциал семьи представлен характером ее социально-педагогической самоорганизации [97].

 

Под «социально-педагогической самоорганизацией семьи»

 

М.М.Прокопьева понимает деятельность по развитию способности системы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.