Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Актуальность исследования воспитательного потенциала семьи как научного понятия обусловлена социальной тенденцией




 

Актуальность исследования воспитательного потенциала семьи как научного понятия обусловлена социальной тенденцией, связанной с признанием значимости и приоритетности семьи в вопросах воспитания подрастающего поколения, с одной стороны, и с кризисным положением, в которой оказалась современная семья, с другой.

 

На новое осмысление возможностей воспитательного потенциала семьи значительное влияние оказывает переустройство общественной жизни, характерное для современного этапа развития страны, ориентированное на повышение социально активности, самостоятельности и ответственности семьи, успешное ее функционирование как полноправного субъекта собственной жизнедеятельности. Значительная часть российских семей испытывает трудности в актуализации и развитии своего воспитательного потенциала. Это обусловливает необходимость поиска оптимальных форм поддержки воспитательных возможностей семьи, адекватных современным социально-экономическим реалиям.

 

Можно отметить тот факт, что в последние десятилетия в обществе сформировалась достаточно устойчивая установка на сознательное и эффективное родительство, на приоритет семейных ценностей. В связи с этим в современных психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблемам семьи, значительное внимание уделено отдельным аспектам развития ее воспитательных возможностей. Достаточно большое количество современных исследований посвящено проблеме развития педагогической культуры родителей (Л.Е.Васильева, Ю.И.Гладкова, А.Т.Кокоева, О.О.Копнина, Н.А.Леванькова, О.С.Нестерова, Е.Н.Сорокина, С.Н.Щербаков и др.), развитию осознанного родительства ( М.О.Ермихина,Е.А.Нестерова,Е.Г.Смирнова и др.).Какпоказывает анализ литературы и практики семейного воспитания, в последние годы наибольшую актуальность приобретает феномен развития родительской компетентности (Л.П.Алексеева,В.Н.Бушина,Н.В.Кузьмина,Ю.Н.Кузнецова,Н.Н.Мизина, С.С.Пиюкова, В.В.Селина, Н.А.Хрусталькова и др.).

 

Воспитательный потенциал семьи как феномен и научное понятиерассматривается в исследованиях Е.П.Арнаутовой, Н.В.Додокиной, В.М.Ивановой, Л.Н.Константиновой, А.А.Чуприной и др.

 

Различные аспекты развития воспитательного потенциала семьи, его отдельные структурные компоненты представлены в трудах - А.И.Антонова, В.А.Болотова, А.Т.Бардиан, Т.А.Гурко, М.Ф.Дементьевой, И.Климентович, А.Т.Кокоевой, О.В.Кучмаевой, М.Медкова, Л.А.Никитиной, Е.Н.Пивненко, Р.К.Сережниковой, И.А.Хоменко, Е.А.Чередовой и др.

 

Вместе с тем анализ научной литературы показал, что понятие «воспитательный потенциал» не получило полного и окончательного


 


 

определения, неоднозначны подходы к определению компонентного состава данного феномена. Также можно констатировать, что специальных исследований, посвященных проблеме развития воспитательного потенциала семьи, в педагогической теории и практике не проводилось вообще.

 

Все вышесказанное подтверждает значимость развития воспитательного потенциала современной семьи для государства, личности и необходимости сущностного и содержательного анализа рассматриваемого феномена.

В первой главе учебно-методического пособия представлен исторический анализ теоретических взглядов на феномен воспитательного потенциала семьи в отечественной педагогике, исследованы теоретические подходы к определению сущности понятий «воспитательный потенциал семьи» и «развитие воспитательного потенциала семьи».

 

Во второй главе рассматривается содержательная характеристика воспитательного потенциала семьи с точки зрения его структурно-компонентного состава. Дан подробный анализ компонентов воспитательного потенциала семьи, которые систематизированы и приведены в соответствие с изменившимися научными представлениями и социальными условиями, в которых оказалась современная семья.

 

Третья глава посвящена проблеме диагностики воспитательногопотенциала современной семьи по выявлению уровня сформированности отдельных компонентов и оценке развития воспитательного потенциала семьи в целом. В предлагаемом учебно-методическом пособии собраны наиболее востребованные и показавшие свою эффективность методики, которые можно использовать при оценке воспитательного потенциала современной семьи. На наш взгляд, представленный комплекс диагностических методик делает данное пособие весьма полезным для практического использования при создании условий для развития воспитательного потенциала семьи в современной образовательной практике.

 

Учебно-методическое пособие адресовано студентам и аспирантам педагогических вузов, учителям, классным руководителям, социальным педагогам и психологам общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования детей, специалистам центров психолого-медико-социального сопровождения, осуществляющим взаимодействие с семьей, а также родителям.


 

 


 

Глава 1. Теоретические подходы к определению сущности понятия «воспитательный потенциал современной семьи»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.