Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические подходы к определению структуры воспитательного потенциала семьи




 

В педагогике к настоящему времени сделано множество попыток рассмотрения структуры воспитательного потенциала. Однако, как уже было отмечено выше, ученые рассматривают различные качественные характеристики и составляющие воспитательного потенциала семьи, не делая попыток систематизировать их, что создает некоторые трудности для диагностики воспитательного потенциала семьи и процесса его развития в современных условиях.

 

Следуя логике нашего исследования, считаем необходимым определить структуру воспитательного потенциала семьи, включив в нее совокупность необходимых и достаточных компонентов, раскрывающих многоуровневую, интегративную природу воспитательного потенциала семьи, его целостный и развивающий характер.

 

Для описания компонентного состава рассматриваемого феномена мы прежде всего проанализировали позиции современных исследователей, актуализирующих проблему развития воспитательного потенциала семьи и рассматривающих воспитательный потенциал семьи в качестве самостоятельного предмета исследования. Особую ценность для нас составили работы

 

Н.В.Додокиной, М.И.Кириковой, Л.Н.Константиновой А.А.Чуприной и др.

 

Следует отметить, что современные исследователи наряду с обозначенными ранее в педагогической теории и практике компонентами воспитательного потенциала семьи (в работах И.В.Гребенникова, Р.Г.Гурова, С.Э.Карклиной, А.М.Низовой, А.Я.Студенте и др.), такими как: педагогическая культура родителей, образовательный уровень родителей, нравственная направленность родителей, морально-психологический климат семьи, социально-экономический статус семьи и др.,называют и ряд других,убедительно доказывая их значимостьна сегодняшний день. При этом уже известные в литературе компоненты приобретают несколько иную характеристику.

 

Так, Л.Н.Константинова (1999) выделяет компоненты воспитательного потенциала семьи, описывая их как факторы, влияющие на семью, –

 

социокультурный статус семьи, степени освоения родителями своих социально-педагогических ролей, образ жизни семьи, состав семьи, стиль отношений в семье, характер отношений к ребенку, родительскую позицию, ценности семьи, ценностные ориентации родителей.

 

А.А.Чуприна (2005) выделяет четыре компонента рассматриваемогофеномена: биологический (наследственность, генограмма семьи), психологический


 


 

(наличие или отсутствие структурных единиц в семье, психологический климат в семье, наличие или отсутствие социальных ролей для каждого члена семьи, выполнение ролевых функций членами семьи и т.п.), экономический (материальный фактор – уровень доходов, наличие жилья, другие материальные блага), социальный (принадлежность к этнической группе, социальный статус родителей, их образование, профессия, культурный и духовный уровень) [130].

 

В исследовании Н.В.Додокиной (2006) выделено три компонента воспитательного потенциала семьи: педагогический (наличие определенного уровня педагогической культуры, направленность семьи на взаимодействие с ДОУ), социально-психологический (осознание родителями социальной ответственности, способности родителей в формировании самооценки личности ребенка, характер внутрисемейных отношений), культурно-досуговый (наличие культурно-ценностных ориентаций семьи, традиций в организации семейного досуга) [42].

 

М.И.Кирикова (2009) рассматривает уровни проявления воспитательного потенциала семьи, что представляет для нас исследовательский интерес: 1) мировоззренческий (то,что определяет воспитательные перспективы семьи,родителей, их личностные возможности в педагогическом самопроявлении, ценности семьи, родительские представления, установки, позиции); 2) отношений (сложившиеся и повседневно проявляемые отношения родителей к себе как родителям, своему ребенку, к воспитательной деятельности); 3) эмоциональный (определяющее отношение к ребенку и его воспитанию; развитость родительских чувств к своим детям); 4) социокультурный (то, что родитель может передать ребенку в процессе его воспитания; социально-ролевая адекватность семьи, образованность, духовная и нравственная культура); 5) деятельностный (технологический) (авторитет родителей,взаимодействия;собственныйприобретенный опты жизни и воспитания детей, усвоенное искусство воспитания, стиль семейного воспитания). Учитывая это, М.И.Кирикова выделяет пять компонентов: мотивационно-ценностный (понимание целей и задач воспитания внеполной семье, ответственность родителей за воспитание детей); гностический (степень психолого-педагогической просвещенности), эмоционально-позитивный характер внутрисемейных отношений), операционально-деятельностный (умение применять на практике методы и средства воспитания; наличие положительного примера и авторитета со стороны матери); координационно-деятельностный (согласованность семьи – школы – Центра в воспитании детей) [57].

Обстоятельный анализ выделенных компонентов воспитательного потенциала семьи позволяет охарактеризовать их как компоненты

педагогической культуры родителей,а не семейной системы как воспитательной среды. Еще раз подчеркнем,что ведущей идеей нашегоисследования является понимание семьи как самоорганизующейся системы (родители, дети, старшие члены), способной при изменяющихся условиях менять


 

 


 

свою внутреннюю активность и осознанно преодолевать трудности в плане

жизнеобеспечения и воспитания детей.

Итак, мы видим, что в литературе нет единого подхода к определению компонентного состава воспитательного потенциала семьи. Современные авторы многосторонне исследовали содержание данного феномена, а выделение компонентов соответствует задачам лишь конкретного исследования (развитие воспитательного потенциала неполной семьи, развитие воспитательного потенциала семьи через организацию досуга, развитие воспитательного потенциала семьи как одно их условий становления духовно-нравственного становления личности подростка и т.п.).

 

Глубокий анализ источников по проблеме содержания и структуры понятия воспитательный потенциал семьи сделан в исследовании М.Б.Шеиной, которая делает вывод, что в целом в структуру данного феномена исследователи разных лет и разных подходов (психологического, социально-экономического, социально-культурного, педагогического, интегративного) включают следующие составляющие,условно объединенные в следующие блоки:

 

1) биологический (генограмма семьи,наследственность,наследственноесостояние психики);

2) экономический (уровень доходов,жилищно-бытовые условия,материальные блага, необходимые для жизнедеятельности семьи);

3) социальный (принадлежность семьи к определенной этническойгруппе, социальный статус родителей: прирожденный – социальное происхождение, национальность и достижимый – образование, квалификация, занимаемая должность, культурный уровень развития);

4) организационный (структура семьи–полная или неполная,однодетнаяили многодетная, однопоколенная или многопоколенная);

5) нравственно-ценностный (уровень соблюдения и выполнения в семьенравственных норм и принципов поведения, наличие духовно-нравственных социально значимых целей, направленность семейного воспитания);

 

6) психолого-педагогический (психолого-педагогическая культурародителей, уровень знаний и умений, интеллектуального развития для эффективной реализации воспитательной функции семьи, психологический климат в семье);

7) коммуникативный (характер внутрисемейных отношений–супружеских, детско-родительских; система взаимоотношений с социумом (друзьями, образовательными учреждениями, учреждениями культуры и досуга)) [59].

Важно отметить, что содержательный и структурный анализ воспитательного потенциала семьи приводит исследователей (Л.Н.

Константинова, О.В. Кучмаева и др.) к заключению о том,что ряд егосоставляющих (структура семьи,образование родителей,социальный иматериальный статус семьи и т. д.) являются достаточно устойчивыми на


 


 

протяжении длительного времени и относятся к объективным факторам, влияющим на реализацию воспитательного потенциала семьи, но не определяющим ее эффективность. Одновременно эти аспекты жизнедеятельности семьи неподвластны педагогическому влиянию, а следовательно, с педагогической точки зрения встает вопрос о целесообразности их включения в структуру воспитательного потенциала семьи.

Таким образом, не вступая в противоречия с вышеуказанным подходом к выделению компонентного состава, опираясь на методологические основы нашей работы и на современные психолого-педагогические исследования, актуализирующие проблему развития воспитательного потенциала современной семьи, мы выделяем четыре основных структурных компонента

 

воспитательного потенциала семьи:

 

1) аксиологический;

2) компетентностный;

3) эмоционально-коммуникативный;

4) операционально-деятельностный.

 

Важно подчеркнуть, что данная структуризация весьма условна, но она дает возможность теоретически осмыслить феномен воспитательного потенциала семьи и служит базовым материалом для практического преломления.

 

Перед тем, как представить содержательную характеристику выделенных компонентов, остановимся на методологических подходах к рассмотрению сущности воспитательного потенциала семьи, которые явились базовыми для нашего исследования.

Новизна нашей исследовательской позиции в рассмотрении семейного воспитания основана на авторском понимании структурных компонентов воспитательного потенциала семьи с точки зрения синергетического, системного и компетентностного подходов.

Философским основанием феномена воспитательного потенциала семьиявляются положения синергетического подхода. Синергетика (в переводе с греч.) означает совместное или кооперативное действие (И.Р. Пригожин). Синергетика представляется как теория самоорганизации сложных социальных систем. Синергетика формирует новые идеалы и принципы мышления, выявляет иное взаимодействие с реальностью жизнедеятельности. В основе данного подхода – самоорганизация и саморегуляция,осуществляемые на основе постоянного,открытого и активного взаимодействия системы с внешней средой. Самоорганизация как феномен и как педагогическая категория исследуется во многих трудах современных ученых (О.А.Козлова, А.О.Прохоров,

В.И.Слободчиков, Ю.В.Шаронин, Е.А.Ямбург). Как трактуется в философскомсловаре, самоорганизация это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамичной системы. Семья со своей уникальной и неповторимой структурой, связями, традициями принадлежит типу самоорганизующихся систем. Вслед за


 


 

М.М.Прокопьевой,под самоорганизацией семьи мы понимаем ее организаторскуюдеятельность, направленную на обеспечение собственного самопроизводства и саморазвития как неповторимого самобытного, уникального социально-исторического субъекта. Семейная самоорганизация имеет решающее значение для родителей, так как обусловлена наличием у семьи имманентно присущего потенциала самоорганизации собственной поддержки, который может быть в той или иной степени реализован ею. Важность самоорганизации для ребенка заключается в том, что она способствует становлению семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Семья как

самоорганизующаяся социально-педагогическая система выступает как идеал, как перспективная цель воспитательной системы, поскольку являетсяусловием для воспитания самоорганизованной, самоактуализирующейся личности (А.Маслоу, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, О.М.Орлов и др.).

 

На общенаучном уровне методологии основой исследованиявоспитательного потенциала семьи является системный подход, раскрывающий целостность семьи как педагогической системы. Основные положения данного подхода раскрыты в исследованиях А.Г.Асмолова, И.В.Бестужева-Лады,

И.А.Вальковской, К.Витека, С.И.Голода, И.В.Гребенникова, А.С.Макаренко, А.Б.Орлова, В.Н.Садовского, В.П.Симонова, Э.Г.Юдина и др. Данный подходпредполагает, что семья является открытой системой. Кроме того, что семья – это самоорганизующаяся система; она является и педагогической системой. Признаками семьи как педагогической системы являются целостность, стабильность, открытость, способность к самоорганизации, саморазвитию, синтезогенезу. В целом педагогическая система семьи складывается из следующих компонентов: цели, субъектов воспитания, социокультурной среды; педагогического взаимодействия как средства воспитания; управления обеспечением жизнедеятельности семьи, как решающего фактора стабилизации состояния семьи как системы. Системный подход к проблеме развития воспитательного потенциала семьи в современных условиях имеет значительное отличие от традиционного подхода к решению данной проблемы. Так, традиционно предполагалось, что повышение уровня воспитательного потенциала семьи происходит за счет формирования педагогической культуры родителей.

Фактически анализ литературы показывает, что можно говорить о
тождественности процессов развития воспитательного потенциала семьи и
         
         

формирования педагогической культуры родителей. Но,с точки зрения

системного подхода, где дети являются активными субъектами семейной педагогической системы, мы считаем что на развитие воспитательного потенциала семьи можно влиять, работая с детьми по формированию у них ценностного отношения к семье.

Конкретно-научный уровень теоретико-методологических основпонимания феномена воспитательного потенциала семьи представлен


 


 

компетентностным подходом,получившим развитие в исследованияхпоследних лет. Он характеризуется: во-первых, деятельностью по развитию педагогической компетентности родителей, а во-вторых, формированием и развитием компетентности детей, которая может быть выделена в логике документа «Стратегия модернизации содержания общего образования РФ», и в логике «Новых федеральных государственных образовательных стандартов» как

«компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья,

 

семейного бытия и проч.». Безусловно,приоритетной составляющей являетсяродительская компетентность. Необходимо отметить, что проблема педагогической компетентности родителей только еще начинает разрабатываться в педагогической науке и самостоятельным предметом исследования выступает лишь в отдельных работах (Л. П. Алексеева, В.Н.Бушина, Н. В. Кузьмина,

 

С.С.Пиюкова и др.). По мнению современных исследователей феноменакомпетентности родителей, предшествующий опыт сотрудничества с родителями был основан на когнитивных стратегиях взаимодействия, основная задача которых

 

– сообщать знания, формировать представления, убеждения, иными словами «педагогическую культуру родителей». Аффективно-эмоциональный и поведенческий репертуар родительского опыта был недооценен. Современные психолого-педагогические исследования стремятся ликвидировать данный пробел. На основе анализа исследований по проблеме психолого-педагогической компетентности родителей (В.Н. Бушина, В.В. Селина, Н.Ш.Тюрина и др.) мы определяем ее как готовность и способность родителей на основе знаний,

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.