Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитания – воспитания взаимоотношениями




Характерные способы отношений родителей и ребенка, применяющие определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Второй критерийи не менее важный аспект эмоционального компонента вструктуре воспитательного потенциала семьи – стиль семейного воспитания.

Опираясь на исследовательские позиции В.М.Миниярова, И.А. Койшибаевой, под стилем семейного воспитания мы понимаем наиболее

Анализируя стиль семейного воспитания с психологической точки зрения, следует отметить, что современные авторы – О.Ермихина, Н.Н.Мизина, Р.В.Овчарова, Е.Н.Спирёва –определяют его как совокупность компонентов:

 

родительское отношение, родительские позиции и чувства, родительская ответственность [80] (прил. 3)

Данные компоненты легли в основу описания различных классификаций стилей семейного воспитания (прил. 2). В педагогических исследованиях выделено несколько подходов к анализу стилей взаимодействия с ребенком. Наибольшее распространение в получила классификации стилей семейного воспитания (авторская концепция Д.Баумринд, Э.Маккоби, Д.Мартина), которая взята за основу нашего исследования: 1) авторитетный стиль: характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка, высоким уровнем контроля с признанием развития автономии детей; родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований, правил с учетом растущей компетентности детей; 2) авторитарный стиль: характеризуется отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка; высоким уровнем контроля; командно-директивным стилем воспитания; не готовы изменять систему требований и запретов, правил; 3) либеральный стиль характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Правила и запреты практически отвергают, уровень руководства недостаточный; 4) индифферентный стиль: характеризуется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью воспитательных отношений с ребенком, низким уровнем контроля в форме игнорирования потребностей ребенка.

В целом, анализ литературы показал, что вышеперечисленные стили семейного воспитания, объединены в две большие группы: гармоничный идисгармоничный стили воспитания. Гармоничный стиль предполагает: взаимноеэмоциональное принятие, эмпатию, эмоциональную поддержку; высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи, признание права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрение автономии ребенка; отношения взаимного уважения, равноправия в принятии решения в проблемной


 


 

ситуации; признание самоценности личности; адекватное преувеличение системы требований ребенку; систематический контроль с последующей передачей функций контроля ребенку. Дисгармоничный стиль воспитанияпредполагает: недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможно эмоциональное отвержение; отсутствие взаимности; низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей; высокий уровень противоречивости, непоследовательности в детско-родительских отношениях, ограничения в различных сферах жизнедеятельности детей; завышение требований к ребенку или вседозволенность; неконструктивный характер контроля; конфликтность в общении; неудовлетворение потребностей ребенка.

Вслед за многими авторами (Я.Корчак, Е.А. Нестерова, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, Л.В.Петровский, А.С.Спиваковская, Н.М.Марковская и др.) мы считаем, что именно приоритет сотрудничества как основа гармоничного стиля воспитания,является характеристикой«эффективного родительства»,этонаиболее успешный стиль воспитания По мнению Н.М.Марковской, сотрудничество проявляется в признании за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию и лучшее взаимодействие в семье. Анализируя взгляды Н.Н.Букиной, Е.И.Захаровой, Т.А.Куликовой, Е.А.Нестеровой, В.Я.Титаренко, Г.Т.Хоментаускас и других, сотруднический стиль воспитания предполагает: последовательность в реализации воспитательных воздействий; ориентацию на состояние ребенка; оказание эмоциональной поддержки; согласованность и сплоченность членов семьи по вопросам воспитания; стремление к самообразованию в области родительства; осознание родительской ответственности.

Итак, в нашем исследовании при характеристике стиля семейного воспитания как наиболее эффективного мы будем ориентироваться на описание взаимодействия родителей и детей с позиций сотрудничества как основы гармоничных отношений в семье, опираясь на показатели: 1) эмоциональное принятие ребенка родителями; 2) заинтересованность в ребенке; 3) забота о нем; 4) требовательность к ребенку; 5) демократизм (а не авторитаризм) в семейных отношениях.

 

Кроме того мы будем опираться на традиционную для педагогики семьи классификацию стилей семейного воспитания: 1) авторитарный, 2)

 

демократический 3) либеральный (попустительский).

 

При этом, опираясь на системный подход к пониманию семьи, будем понимать, что чем старше ребенок, тем в большей степени влияние типа семейного воспитания определяется активностью и личностной позицией самого ребенка.

Важным для описания сущностной характеристики эмоционально-коммуникативного компонента в структуре воспитательного потенциала семьи, на наш взгляд, является вывод о том, что стиль взаимоотношений родителей с


 


 

ребенком является не просто средством поддержания контакта с ним, а в связи с относительной устойчивостью этих отношений, и своеобразным методом

 

 

Таким образом, характеризуя эмоционально-коммуникативный компонент, отметим, что его считают ведущим в структуре воспитательного потенциала семьи. Важным для нас является положение о том,что система

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.