КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критериально-уровневая модель оценки развития воспитательного потен 2 страница
8. Самоорганизация семьи в бытовой, трудовой, игровой, учебно-познавательной, культурно-общении:
«Социально-неприемлемый» (очень низкий уровень). Данный уровеньхарактеризуется непризнанием гуманистических идеалов, общечеловеческих норм морали всеми членами семьи. Отсутствуют взаимопонимание и поддержка в отношениях. Очень низкий уровень семейной самоорганизации: семейные дела не планируются, уклад жизни и быта дезорганизован, совместное времяпрепровождение, доверительный контроль и самоконтроль, координация между членами практически отсутствуют. Родители: не испытывают потребности в семье как в личностной ценности,не признают уникальность и ценность своего ребенка, безответственно относятся к своей родительской роли. Проявляют сильнейшую мотивационную ограниченность в родительском самообразовании и решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Имеют элементарные представления об особенностях личности своего ребенка, организации взаимодействия с ним. Не способны изменить систему требований по отношению к детям. Проявляют нетерпимость, очень низкий уровень эмпатийности, не рефлексируют свое родительское поведение.
Дети: не признают социальную ответственность,собственную ценность какчлена семьи и общества. Психологическая установка на сотрудничество и доверительные отношения с родителями отсутствует. Не умеют выделять приоритеты жизнедеятельности в семье. Имеют скудные знания в области психологии личности и межличностного взаимодействия. Характерны социальная неадекватность поведения, проявления агрессивности, нетерпимости к окружающим, бесцельное, социально вредное времяпрепровождение. Не стремятся к поиску оптимальных, оригинальных решений выхода из трудных ситуаций и к анализу своего поведения в семье.
«Интуитивно-ситуативный» (низкий уровень). Данный уровеньхарактеризуется ситуативным проявлением общечеловеческих норм морали и гуманистических ценностей. Преимущественно конфликтный характер внутрисемейного общения, отсутствие взаимности, доверия, сплоченности между членами семьи. Наличие межличностной дистанции в отношениях. Эпизодический, неустойчивый характер самоорганизации семьи: планирование семейных дел, быта, уклада жизни носит формальный характер; контроль, корректировка поведения, координация непоследовательны и осуществляются в грубой форме, «по интуиции». В семье ослаблена трудовая атмосфера, отсутствуют семейные традиции, совместный досуг организуется редко. Родители: признают уникальность и ценность ребенка в зависимости отдостигнутых ребенком успехов или от собственного настроения. Проявляют ситуативную ответственность в выполнении родительской роли. Характерны неосознанность мотивов воспитательной деятельности и неустойчивый интерес к самообразованию в области семейного воспитания. Знания об организации взаимодействия с детьми сформированы благодаря включению «интуитивной родительской дидактики». Не умеют целенаправленно использовать
педагогические средства и методы воспитания. Родительское поведение зависит от настроения. Творческий характер применения воспитательных стратегий очень редок. Родители не согласованы в выборе стиля воспитания. Потребность в рефлексии родительского поведения эпизодична. Проявляют низкий уровень эмпатийности, неумение создавать обстановку доверия и эмоционального комфорта.
Дети: ситуативно проявляют ответственное отношение к родителям,имеютслабо выраженную установку на сотрудничество и доверительные отношения с ними. Имеют неустойчивые стремления совершенствования себя как члена семьи и общества. Не умеют самостоятельно формулировать приоритеты жизнедеятельности в семье. Имеют фрагментарные познания в области психологии личности и межличностного взаимодействия. Ситуативны в поиске оптимальных, оригинальных решений выхода из трудных ситуаций. Избирательно анализируют свое поведение в семье, проявляют социальную адекватность поведения, доброжелательность, эмпатию и терпимость к другим.
«Социально-нормативный» (средний уровень). Данный уровеньвоспитательного потенциала семьи характеризуется осознанным отношением к соблюдению общечеловеческих норм морали на основе признания
доброжелательность, основанная на любви и желании быть вместе. Видимых конфликтов не наблюдается, однако встречаются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи. Семейная самоорганизация стабильна: планирование и координация достаточно сформированы, семья является благоприятной средой воспитания; контроль и самоконтроль присутствуют, но недостаточно развиты.
Родители:признают ценность личности ребенка,уважают его право насвободное развитие. Иногда проявляют излишнее внимание к ребенку. Имеют устойчивое стремление к ответственному выполнению воспитательной функции, критично относятся к своей родительской роли. Осознают цели и задачи воспитательной деятельности, проявляют устойчивый интерес к самообразованию в области воспитания детей. Имеют общие знания об индивидуальных проявлениях личности своего ребенка. Обладают достаточными познаниями о способах конструктивного взаимодействия с детьми. Применяют современные психолого-педагогические технологии во взаимодействии с детьми. Но не всегда способны изменить систему требований и правил в зависимости от растущей компетентности детей. Ориентированы на позитивный характер взаимодействия с ребенком, проявление эмпатийности к детям. Имеют устойчивую потребность в педагогической рефлексии родительского поведения.
Дети: осознают ответственность перед родителями,выполняютобязательства перед ними на достаточном уровне, имеют выраженную установку на сотрудничество и доверительные отношения с родителями. Умеют выделять и
самостоятельно формулировать приоритеты жизнедеятельности в семье. Проявляют стремление к совершенствованию себя как члена семьи и общества. Имеют достаточные знания в области психологии личности и межличностного взаимодействия. Стремятся к поиску оптимальных, оригинальных решений выхода из трудных ситуаций. Дети осознанно включаются в самоорганизующуюся деятельность (игры, досуг, общение, труд и т.п.). Способны проявлять социальную адекватность поведения, эмпатию, терпимость к другим. Имеют достаточно устойчивую потребность к анализу своих поступков, к урегулированию взаимоотношений в семье, но не всегда способны к их проявлению.
«Креативно-деятельностный» (высокий уровень). Данный уровеньхарактеризуется осознанным стремлением к соблюдению общечеловеческих норм морали. Развиты ценности интеллектуального, духовно-нравственного, личностного развития и социальной активности всех членов семьи. Ярко выражена ориентация на ценности семьи и рода, на взаимосвязь со старшим поколением. Полная согласованность внутрисемейных отношений. Высокий уровень семейной самоорганизации: осознанное планирование семейных дел осуществляется всегда. Ярко выраженный позитивный уклад семейной жизни и быта с рациональной регуляцией управления, с устоявшимися традициями. Имеются систематические совместные увлечения, занятия, хобби. Разумный, демократический контроль и взаимоконтроль за деятельностью всех членов семьи, построенный на доверии. Корректирование происходит безболезненно. Координация процесса самоорганизации ярко выражена. Активная субъектная позиция всех членов семьи во всех сферах ее жизнедеятельности. Родители: признают ценность,неповторимость личности ребенка,его правона свободное развитие и проявление своих способностей, безусловно принимают ребенка. Четко осознают внутренний долг перед обществом, детьми, самим собой и творческий характер воспитательного процесса в семье. Положительно оценивают свою родительскую роль. Правильно понимают цели и задачи семейного воспитания. Проявляют осознанное стремление к самообразованию в области семейного воспитания. Имеют глубокие знания об индивидуальных проявлениях личности своего ребенка и организации взаимодействия с ним. Творчески применяют современные психолого-педагогические технологии во взаимодействии с детьми. Всегда готовы к изменению системы требований к детям. Умеют создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества с детьми, проявляют высокую эмпатийность по отношению к ним. Постоянно рефлексируют родительское поведение.
Дети:на высоком уровне осознают внутренний долг,ответственность передобществом, родителями, самим собой в выполнении своей роли как равноправного члена семьи. Проявляют ярко выраженную установку на сотрудничество и доверительные отношения с родителями. Умеют выделять и самостоятельно формулировать приоритеты жизнедеятельности в семье. Признают ценность совершенствования себя как члена семьи и общества. Имеют
систематические знания в области психологии личности и межличностного взаимодействия. Стремятся к поиску оптимальных, оригинальных решений выхода из трудных ситуаций на основе сотрудничества. Владеют приемами творческой самореализации в семье и социуме. Постоянно анализируют свое поведение в семье. Проявляют на высоком уровне доброжелательность, эмпатию и терпимость к другим.
Данную модель можно использовать в качестве метода независимых характеристик, фиксируя уровень сформированности и динамику развитиякомпонентов воспитательного потенциала семьи. Экспертами могут выступить родители, педагоги, психологи и т.п. Кроме названного выше метода, для определения изменений в каждом компоненте воспитательного потенциала семьи в соответствии с критериями нами подобран комплекс диагностических методик, отвечающих следующим требованиям: - апробированность отбираемых методик,включение в процедуруобследования методик, традиционно применяемых для психолого-педагогического изучения семьи и апробированных в других экспериментальных исследованиях; - экономичность, выбор портативных методик,не требующих сложногометодического обеспечения и специальной подготовки при обработке данных; - возможность качественного анализа проявления индивидуальныхособенностей членов семьи и их количественная оценка; - направленность как на констатацию, так и на фиксирование динамики развития компонентов воспитательного потенциала семьи. В соответствии с представленным комплексом педагогических средств, предлагается использовать различные виды анализа накопленных эмпирических данных: - комплексный:основан на вычленении и отслеживании компонентов,входящих в структуру воспитательного потенциала семьи; - уровневый: основан на выявлении уровня развития каждого структурногокомпонента воспитательного потенциала семьи; - сравнительный: основан на сопоставлении уровней развитиявоспитательного потенциала семьи в условиях современной образовательной практики и на сопоставлении начальных и конечных результатов. Рассмотрим методику диагностики по каждому компоненту воспитательного потенциала семьи, исходя из названных видов анализа (табл. 2).
Таблица 2
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |