Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критериально-уровневая модель оценки развития воспитательного потен 2 страница





 

8. Самоорганизация семьи в бытовой, трудовой, игровой, учебно-познавательной, культурно-общении:

  а) Мотивация и Планирование семейных дел, Планирование семейных Планирование достат  
  планирование событий отсутствует. Семья дел, событий, быта сформировано. Преобл  
    живет «одним днем». Во всех сформировано личностно-семейн  
    компонентах недостаточно, носит мотивация поведен  
    самоорганизации формальный характер.    
    преобладает личная Семья «плывет по    
    мотивация поведения течению». Мотивация    
      поведения ситуативна,    
Операционально-деятельностный     чаще – личная    
б) Внутренняя Дезорганизация уклада Неустойчивый уклад жизни Стабильный уклад жи  
организация и жизни и быта. Для детей и быта. Уделяется быта. Семья как среда  
управление характерно бесцельное, внимание лишь отдельным организована, являе  
  социально и индивидуально компонентам благоприятной сред  
  вредное самоорганизации (либо воспитания. Дети осоз  
  времяпрепровождение. домашнему труду, либо включаются в  
  Совместное учебе и т.п.). В семье самоорганизующую  
  времяпрепровождение ослаблена трудовая деятельность (игры, д  
  отсутствует. Управление атмосфера, отсутствуют общение, труд и т.п  
  процессом самоорганизации семейные традиции. Однако имеются неко  
  развито слабо Совместный досуг трудности в организа  
    организуется редко, по отдельных видов  
    ситуации, либо отсутствует деятельности семьи (  
      общение, досуг и т.  
           
  г) Контроль и Отсутствие контроля и Контроль носит Контроль и самоконт  
  корректировка самоконтроля в процессе эпизодический, присутствуют, но  
    самоорганизации членов неразумный характер. При недостаточно развиты  
    семьи. Корректировка корректировке поведения корректировке повед  
    поведения детей проявляется детей применяются детей в самоорганиза  
    крайне редко и всегда с непедагогические методы родители иногда прим  
    применением воздействия. Данные авторитарные мето  
    непедагогических методов процессы осуществляются    
    воздействия в грубой форме    
           

 

 

             
             
      д) Координация Координация между членами Координация процесса Координация проце
        семьи практически самоорганизации развита самоорганизации доста
        отсутствует. Родители слабо, ситуативна. развита. Наблюдает
        замыкаются в своих Общение между членами стремление оказать по
        проблемах. Проблемы детей семьи затруднено; проявить заботу, терпи
        не всегда волнуют родителей отсутствие уступчивость. Иног
        и других членов семьи. согласованности в имеются мелкие ссоры
        Отсутствие контактов с ОУ, родительских требованиях. организации семейны
        УДОД и т.п. Эпизодические связи с ОУ, Систематические свя
          УДОД и т.п. ОУ, УДОД и т.п.
             

 

«Социально-неприемлемый» (очень низкий уровень). Данный уровеньхарактеризуется непризнанием гуманистических идеалов, общечеловеческих норм морали всеми членами семьи. Отсутствуют взаимопонимание и поддержка в отношениях. Очень низкий уровень семейной самоорганизации: семейные дела не планируются, уклад жизни и быта дезорганизован, совместное времяпрепровождение, доверительный контроль и самоконтроль, координация между членами практически отсутствуют.

Родители: не испытывают потребности в семье как в личностной ценности,не признают уникальность и ценность своего ребенка, безответственно относятся к своей родительской роли. Проявляют сильнейшую мотивационную ограниченность в родительском самообразовании и решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Имеют элементарные представления об особенностях личности своего ребенка, организации взаимодействия с ним. Не способны изменить систему требований по отношению к детям. Проявляют нетерпимость, очень низкий уровень эмпатийности, не рефлексируют свое родительское поведение.

 

Дети: не признают социальную ответственность,собственную ценность какчлена семьи и общества. Психологическая установка на сотрудничество и доверительные отношения с родителями отсутствует. Не умеют выделять приоритеты жизнедеятельности в семье. Имеют скудные знания в области психологии личности и межличностного взаимодействия. Характерны социальная неадекватность поведения, проявления агрессивности, нетерпимости к окружающим, бесцельное, социально вредное времяпрепровождение. Не стремятся к поиску оптимальных, оригинальных решений выхода из трудных ситуаций и к анализу своего поведения в семье.

 

«Интуитивно-ситуативный» (низкий уровень). Данный уровеньхарактеризуется ситуативным проявлением общечеловеческих норм морали и гуманистических ценностей. Преимущественно конфликтный характер внутрисемейного общения, отсутствие взаимности, доверия, сплоченности между членами семьи. Наличие межличностной дистанции в отношениях. Эпизодический, неустойчивый характер самоорганизации семьи: планирование семейных дел, быта, уклада жизни носит формальный характер; контроль, корректировка поведения, координация непоследовательны и осуществляются в грубой форме, «по интуиции». В семье ослаблена трудовая атмосфера, отсутствуют семейные традиции, совместный досуг организуется редко.

Родители: признают уникальность и ценность ребенка в зависимости отдостигнутых ребенком успехов или от собственного настроения. Проявляют ситуативную ответственность в выполнении родительской роли. Характерны неосознанность мотивов воспитательной деятельности и неустойчивый интерес к самообразованию в области семейного воспитания. Знания об организации взаимодействия с детьми сформированы благодаря включению «интуитивной родительской дидактики». Не умеют целенаправленно использовать


 


 

педагогические средства и методы воспитания. Родительское поведение зависит от настроения. Творческий характер применения воспитательных стратегий очень редок. Родители не согласованы в выборе стиля воспитания. Потребность в рефлексии родительского поведения эпизодична. Проявляют низкий уровень эмпатийности, неумение создавать обстановку доверия и эмоционального комфорта.

 

Дети: ситуативно проявляют ответственное отношение к родителям,имеютслабо выраженную установку на сотрудничество и доверительные отношения с ними. Имеют неустойчивые стремления совершенствования себя как члена семьи и общества. Не умеют самостоятельно формулировать приоритеты жизнедеятельности в семье. Имеют фрагментарные познания в области психологии личности и межличностного взаимодействия. Ситуативны в поиске оптимальных, оригинальных решений выхода из трудных ситуаций. Избирательно анализируют свое поведение в семье, проявляют социальную адекватность поведения, доброжелательность, эмпатию и терпимость к другим.

 

«Социально-нормативный» (средний уровень). Данный уровеньвоспитательного потенциала семьи характеризуется осознанным отношением к соблюдению общечеловеческих норм морали на основе признания

гуманистических идеалов. Достаточно выраженная ориентация членов семьи на
ценности семьи и рода. Во внутрисемейных отношениях преобладает

доброжелательность, основанная на любви и желании быть вместе. Видимых конфликтов не наблюдается, однако встречаются отдельные случаи отсутствия взаимопонимания между членами семьи. Семейная самоорганизация стабильна: планирование и координация достаточно сформированы, семья является благоприятной средой воспитания; контроль и самоконтроль присутствуют, но недостаточно развиты.

 

Родители:признают ценность личности ребенка,уважают его право насвободное развитие. Иногда проявляют излишнее внимание к ребенку. Имеют устойчивое стремление к ответственному выполнению воспитательной функции, критично относятся к своей родительской роли. Осознают цели и задачи воспитательной деятельности, проявляют устойчивый интерес к самообразованию в области воспитания детей. Имеют общие знания об индивидуальных проявлениях личности своего ребенка. Обладают достаточными познаниями о способах конструктивного взаимодействия с детьми. Применяют современные психолого-педагогические технологии во взаимодействии с детьми. Но не всегда способны изменить систему требований и правил в зависимости от растущей компетентности детей. Ориентированы на позитивный характер взаимодействия с ребенком, проявление эмпатийности к детям. Имеют устойчивую потребность в педагогической рефлексии родительского поведения.

 

Дети: осознают ответственность перед родителями,выполняютобязательства перед ними на достаточном уровне, имеют выраженную установку на сотрудничество и доверительные отношения с родителями. Умеют выделять и


 


 

самостоятельно формулировать приоритеты жизнедеятельности в семье. Проявляют стремление к совершенствованию себя как члена семьи и общества. Имеют достаточные знания в области психологии личности и межличностного взаимодействия. Стремятся к поиску оптимальных, оригинальных решений выхода из трудных ситуаций. Дети осознанно включаются в самоорганизующуюся деятельность (игры, досуг, общение, труд и т.п.). Способны проявлять социальную адекватность поведения, эмпатию, терпимость к другим. Имеют достаточно устойчивую потребность к анализу своих поступков, к урегулированию взаимоотношений в семье, но не всегда способны к их проявлению.

 

«Креативно-деятельностный» (высокий уровень). Данный уровеньхарактеризуется осознанным стремлением к соблюдению общечеловеческих норм морали. Развиты ценности интеллектуального, духовно-нравственного, личностного развития и социальной активности всех членов семьи. Ярко выражена ориентация на ценности семьи и рода, на взаимосвязь со старшим поколением. Полная согласованность внутрисемейных отношений. Высокий уровень семейной самоорганизации: осознанное планирование семейных дел осуществляется всегда. Ярко выраженный позитивный уклад семейной жизни и быта с рациональной регуляцией управления, с устоявшимися традициями. Имеются систематические совместные увлечения, занятия, хобби. Разумный, демократический контроль и взаимоконтроль за деятельностью всех членов семьи, построенный на доверии. Корректирование происходит безболезненно. Координация процесса самоорганизации ярко выражена. Активная субъектная позиция всех членов семьи во всех сферах ее жизнедеятельности.

Родители: признают ценность,неповторимость личности ребенка,его правона свободное развитие и проявление своих способностей, безусловно принимают ребенка. Четко осознают внутренний долг перед обществом, детьми, самим собой и творческий характер воспитательного процесса в семье. Положительно оценивают свою родительскую роль. Правильно понимают цели и задачи семейного воспитания. Проявляют осознанное стремление к самообразованию в области семейного воспитания. Имеют глубокие знания об индивидуальных проявлениях личности своего ребенка и организации взаимодействия с ним. Творчески применяют современные психолого-педагогические технологии во взаимодействии с детьми. Всегда готовы к изменению системы требований к детям. Умеют создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества с детьми, проявляют высокую эмпатийность по отношению к ним. Постоянно рефлексируют родительское поведение.

 

Дети:на высоком уровне осознают внутренний долг,ответственность передобществом, родителями, самим собой в выполнении своей роли как равноправного члена семьи. Проявляют ярко выраженную установку на сотрудничество и доверительные отношения с родителями. Умеют выделять и самостоятельно формулировать приоритеты жизнедеятельности в семье. Признают ценность совершенствования себя как члена семьи и общества. Имеют


 


 

систематические знания в области психологии личности и межличностного взаимодействия. Стремятся к поиску оптимальных, оригинальных решений выхода из трудных ситуаций на основе сотрудничества. Владеют приемами творческой самореализации в семье и социуме. Постоянно анализируют свое поведение в семье. Проявляют на высоком уровне доброжелательность, эмпатию и терпимость к другим.

 

Данную модель можно использовать в качестве метода независимых характеристик, фиксируя уровень сформированности и динамику развитиякомпонентов воспитательного потенциала семьи. Экспертами могут выступить родители, педагоги, психологи и т.п.

Кроме названного выше метода, для определения изменений в каждом компоненте воспитательного потенциала семьи в соответствии с критериями нами подобран комплекс диагностических методик, отвечающих следующим требованиям:

- апробированность отбираемых методик,включение в процедуруобследования методик, традиционно применяемых для психолого-педагогического изучения семьи и апробированных в других экспериментальных исследованиях;

- экономичность, выбор портативных методик,не требующих сложногометодического обеспечения и специальной подготовки при обработке данных;

- возможность качественного анализа проявления индивидуальныхособенностей членов семьи и их количественная оценка;

- направленность как на констатацию, так и на фиксирование динамики

развития компонентов воспитательного потенциала семьи.

В соответствии с представленным комплексом педагогических средств, предлагается использовать различные виды анализа накопленных эмпирических данных:

- комплексный:основан на вычленении и отслеживании компонентов,входящих в структуру воспитательного потенциала семьи;

- уровневый: основан на выявлении уровня развития каждого структурногокомпонента воспитательного потенциала семьи;

- сравнительный: основан на сопоставлении уровней развитиявоспитательного потенциала семьи в условиях современной образовательной практики и на сопоставлении начальных и конечных результатов.

Рассмотрим методику диагностики по каждому компоненту воспитательного потенциала семьи, исходя из названных видов анализа (табл. 2).


 

 


 

Таблица 2

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.