Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика сформированности аксиологического компонента воспитательного потенциала семьи




Компоненты, критерии и методики диагностики воспитательного потенциала современной семьи

 

Компоненты   Критерии Диагностический инструментарий Стра-  
              ница  
                 
             
  1. Соблюдение и выполнение Диагностика «Ролевая модель цели      
  членами семьи духовно- воспитания» (для родителей и детей)    
  нравственных норм и              
  принципов поведения      
аксиологический Опросник для детей «Диагностика отношения    
    к жизненным ценностям»      
           
2. Ценностное отношение Тест-опросник родительского отношения    
родителей к семье (ОРО) (А.Я.Варга,В.В.Столин)      
         
    Методика изучения отношения родителей к    
      детям и своей воспитательной роли    
      (У.Г.Егорова)          
  3. Ценностное отношение детей Тест «Отношение детей к семье»      
  к семье              
компетентностный 4. Педагогическая Опросник «Осознанное родительство»    
компетентность родителей (М.О.Ермихина)        
           
    Опросник «Какой Вы родитель»?      
         
5. Социальная компетентность Тест «Могу ли я быть лидером-организатором    
детей в быту и семейной жизни в семье?»            
                 
                   
  6. Характер внутрисемейных Опросник   для супругов «Изучение    
эмоционально-коммуникативный отношений удовлетворения потребности в уважении,    
    заботе, признании личного достоинства»    
    Анкета для родителей «Внутрисемейные    
    взаимоотношения»        
    «Кинетический рисунок семьи» (КРС) ( Р.Бернс,    
    С.Кауфман)          
7. Стиль семейного воспитания Анкета «Стиль семейного воспитания»    
   
           
операционально-деятель-ностный 8. Уровень социально- Опросник «Изучение самоорганизации семьи»    
педагогической              
самоорганизации семьи Диагностика сплоченности и гибкости    
    семейной системы ( Д.Олсон, Д.Портнер,    
    И.Лави)            
                 
                   

 


 

 

Исследование уровня соблюдения и выполнения членами семьи духовно-

нравственных норм и принципов поведения

Диагностика «Ролевая модель цели воспитания»

(для родителей и детей)

 

Инструкция:

 

Оцени себя и соседа по парте по перечисленным в таблице характеристикам личности.

 

Каждое качество можно оценить от 0 до 3 баллов: 0 баллов – качество отсутствует;

 

1 балл – качество слабо сформировано;

2 балла – качество в основном сформировано;

 

3 балла – качество хорошо сформировано.

 

* Качество диагностируется по самооценке и другим человеком (внешняя оценка родителем, педагогом)

 

«Гражданин» Самооценка Внешняя оценка «Работник» Самооценка Внешняя оценка «Семьянин» Самооценка Внешняя оценка  
       
                   
Выполнение     Общие, специальные,     Ответственное и      
гражданских     экономические     уважительное      
обязанностей –     знания, умения     отношение к      
чувство долга перед           своим родителям      
страной,                  
обществом,                  
родителями                  
Чувство     Творческое     Опрятность,      
национальной     отношение к труду     чистоплотность      
гордости и                  
патриотизма                  
Береженое     Умение сотрудничать     Здоровье,      
отношение к     с людьми     привычка к      
природе           здоровому      
            образу жизни      
Уважение прав и     Самостоятельность и     Умение      
свобод других     инициативность     воспитывать      

 


 

людей           детей (братьев,    
            сестер)    
Уважение к     Трудолюбие     Уважение к    
народам других           старшим    
стран                

 

Интерпретация:

 

При анализе результатов самооценки и внешней оценки соблюдения духовно-нравственных норм и принципов поведения следует иметь в виду, что общий показатель по каждой из шкал («гражданин», «работник», «семьянин») может находиться в диапазоне от 0 до 15 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень соблюдения духовно-нравственных норм и принципов поведения как одного из критериев аксиологического компонента воспитательного потенциала семьи.

 

При интерпретации показателей по каждой шкале («гражданин», «работник», «семьянин») можно использовать следующие ориентировочные оценки:

 

§ 0-3 баллов –очень низкий уровень;

§ 4-7 баллов -низкий уровень;

 

§ 8-12 баллов –средний уровень;

§ 13-15 баллов –высокий уровень.

 

Для определения уровня сформированности аксиологического компонента воспитательного потенциала семьи (по всем шкалам) следует иметь в виду, что общий показатель может находиться в диапазоне от 0 до 45 баллов. При интерпретации можно использовать следующие ориентировочные оценки:

 

§ 0-10 баллов –очень низкий уровень соблюдения и выполнениячленами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения;.

 

§ 11-22 балла –низкий уровень;

§ 23-34 балла –средний уровень;

§ 35-45 баллов – высокий уровень.

 

 

Опросник для детей «Диагностика отношения к жизненным ценностям»

Инструкция:

 

Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из десяти желаний, из которых можно выбрать только пять. Выберите, пожалуйста, пять самых главных желаний, об исполнении которых вы мечтаете.

 

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

 

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

 

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.


 


 

8. Иметь доброе сердце.

 

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

 

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

 

Интерпретация:

 

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

 

§ 0-1 положительных ответов –очень низкий уровеньсформированности нравственных ценностей;

 

§ 2 положительных ответа –низкий уровень;

 

§ 3-4 положительных ответа –средний уровень;

§ 5 положительных ответов –высокий уровень.

 

 

Исследование ценностного отношения родителей к семье

(отношение к ребенку как к ценности)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО)

(авторы - А.Я. Варга, В.В. Столин)

 

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств поотношению к ребенку; поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним; особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

 

Структура опросника: Опросник состоит из 5 шкал.

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы

 

и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

 

2. «Кооперация» – социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

 

3. «Симбиоз» –шкала отражает межличностную дистанцию в общении сребенком. При высоких баллах по этой шкале можно судить, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается


 


 

так — родитель ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

 

4. «Авторитарная гиперсоциализация» –отражает форму и направление контроляза поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

 

5. «Маленький неудачник» –отражает особенности восприятия и пониманияребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя наблюдаются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель воспринимает ребенка младше, чем есть на самом деле. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

 

Текст опросника:

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

 

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

 

3. Я уважаю своего ребенка.

 

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

 

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

 

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

 

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

 

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

 

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, не вызывают никаких чувств, кроме презрения.

 

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

 

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

 

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка.


 


 

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

 

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

 

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я проявляю участие к своему ребенку.

 

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

 

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

 

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее

 

и по поведению и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

 

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

 

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

 

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в

 

жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от

 

него.

 

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

 

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

 

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

 

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

 

39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

 

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

 

4l. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

 

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

 

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

 

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

 

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

 

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

 

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

 

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.


 


 

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

 

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

 

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от

 

него.

 

61. Желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Ключи к опроснику:

1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

 

2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25 31, 34, 35, 36.

3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

 

5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

 

Порядок подсчета тестовых баллов:

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

1. «Принятие-отвержение».

 

2. «Кооперация» («Образ социальной желательности поведения»).

3. «Симбиоз».

 

4. «Авторитарная гиперсоциализация».

5. «Инфантилизация (инвалидизация, «маленький неудачник»).

 

Интерпретация:

 

Тестовые нормы оформляются в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

 

Исходя из характеристики типов родительского отношения можно определить уровень софрмированности ценностного отношения родителей к ребенку:

 

§ «кооперация» и «принятие» как типы родительского отношениясвидетельствуют о высоком уровне ценностного отношения к ребенку;

 

§ «симбиоз» как тип родительского отношения характеризует среднийуровень сформированности ценностного отношения к ребенку;

 

§ «авторитарная гиперсоциализация» как тип родительского отношениясоответсвует низкому уровню ценностного отношения к ребенку;

§ «инфантилизация (инвалидизация, «маленький неудачник») и «Отвержение» как типы родительского отношения соответствуют оботсутствии отношения к ребенку как к ценности, т.е. очень низкому уровню ценностного отношения к ребенку.


 


 

Исследование ценностного отношения родителей к семье (ответственное

отношение к родительской роли)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.167 сек.