Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблему родительской компетентности, так как когда о проблеме и ее решениях говорят сами дети, то родители более склонны к определенным изменениям




Компетентность детей.Безусловно,приоритетной составляющейвоспитательного потенциала семьи является родительская компетентность. Однако на второй аспект рассматриваемого компонента – компетентность детей

Поведение, проявляющееся в готовности и способности родителей на основе знаний, умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему субъектную позицию собственной жизнедеятельности, решая проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях воспитательной практики.

Жизни.

Компетентностный компонент воспитательного потенциала семьи

 

Не менее важным компонентом, выделенным нами в структуре воспитательного потенциала семьи, является компетентностный. Внимание к данному компоненту обусловлено современными теоретическими исследованиями в свете компетентностного подхода в образовании (И.А.Зимняя,


 


 

В.В.Сериков, Дж.Равен, В.А.Сластенин, А.В.Хуторской и др.). Исходя из логикинашего исследования в русле системного подхода к определению воспитательного потенциала семьи компетентностный компонент включает в себя:

- во-первых, педагогическую компетентность родителей;

 

- во-вторых, социальную компетентность детей в быту и семейной

 

 

Характеризуя компетентностный компонент в структуре воспитательного потенциала семьи, следует отметить, что большинство исследователей связывают развитие педагогической компетентности родителей с развитием их

педагогической культуры.

 

Исследователи (Е.П.Арнаутова, М.М.Богомолов, Л.Е.Васильева, Ю.И.Гладкова, И.В.Гребенников, В.Н.Дружинин, А.Т.Кокоева, О.О.Копнина, Н.А.Леванькова, Т.В. Лодкина, Т.А.Маркова, Е.Н.Наседкина, О.С.Нестерова, Е.Н.Сорокина, И.А.Хоменко, О.Е.Черствая, С.Н.Щербаков и др.) убедительноподчеркивают, что успешность воспитательной деятельности родителей зависит от уровня педагогической грамотности, педагогической образованности, просвещенности, личностной зрелости родителей, их педагогической культуры

 

в целом.

 

Однако данные аспекты, на наш взгляд, не раскрывают в полной мере получившего распространение в современной жизни понятия «эффективный родитель», характеризуемого как «компетентный родитель» (в исследованииН.Н.Мизиной данные понятия рассматриваются как синонимы).

 

Следуя логике исследования, рассмотрим понятие «педагогическая компетентность», которое в нашем понимании составляет базу компетентностного компонента воспитательного потенциала семьи.

 

В последние годы в связи с современными представлениями о родительстве,

 

с социальной ситуацией, в которой государство ориентировано на поддержку семейных ценностей, в педагогике и психологии возрос интерес к исследованию феномена компетентного родительства. Необходимо отметить, что проблема педагогической компетентности родителей только еще начинает разрабатываться в педагогической науке и самостоятельным предметом исследования выступает лишь в отдельных работах (Л.П.Алексеева, Е.П.Арнаутова, Л.С.Барсукова, В.Н.Бушина, Г.А.Голицин, А.Д.Кошелева, Н.В.Кузьмина, Т.С.Леви, Н.Н.Мизина, И.Е.Панова, С.С.Пиюкова, В.В.Селина, Н.Ш.Тюрина, Н.А.Хрусталькова и др.).

 

Также отметим, что в существующих исследованиях вопрос о сущности и развитии педагогической компетентности родителей как структурного компонента воспитательного потенциала семьи не затрагивается.

 

Вслед за Н.Ш.Тюриной следует подчеркнуть, что если предшествующий опыт сотрудничества с родителями был основан на когнитивных стратегиях взаимодействия, основная задача которых – сообщать знания, формировать представления,убеждения, иными словами, «педагогическую культуру родителей», то в современных исследованиях наряду с когнитивной


 


 

составляющей уделяется внимание аффективно-эмоциональному и поведенческому аспектам родительского опыта. Действительно, в исследованиях подчеркивается интегративная природа педагогической компетентности родителей как свойства личности, объединяющего разум, чувства и действия родителя.

Подтверждением этого служат позиции Дж.Равена, И.А.Зимней по поводу сущностной природы понятия «компетентность». Согласно словарю С.И.Ожегова понятие «компетентность» определяется как осведомленность, авторитет в какой-либо области, обладающий компетенциями. Традиционно под компетентностью (от лат. сompetens – соответствующий – знания, опыт в той или иной деятельности) понимается готовность и способность личности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях и особенно в ситуациях неопределенности, с использованием знаний, жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Так, Дж.Равен подчеркивает, что знания, умения и навыки успешно актуализируются во всех видах деятельности человека только при личностном принятии и осознании их важности [99]. И.А. Зимняя считает,

 

что компетентность шире знаний и умений, она включает их; кроме того, в качестве составляющих компетентности следует выделить эмоционально-волевую регуляцию ее поведенческого проявления, и что особенно важно-содержаниекомпетентности всегда значимо для субъекта ее реализации [49].

 

Отмечают, что понятию «педагогическая компетентность родителей» близко по содержанию предложенное И.В.Гребенниковым понятие «педагогическая подготовленность родителей», т.е. определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей. Педагогическаяподготовленность родителей выступает как важный компонент педагогическойкомпетентности родителей, отражающий степень их зрелости как воспитателей и проявляющийся в процессе социализации и воспитания детей. С точки зрения С.С.Пиюковой,смысловое поле«подготовленности»в большей мере тяготеет кпонятию «готовность» как некой характеристике потенциального состояния субъекта, в то время, как «компетентность» может проявляться только в реальной деятельности, воплотившись из внутреннего во внешнее. Кроме того, говоря о «подготовленности» родителей можно охарактеризовать как пассивных объектов внешних «подготавливающих» воздействий, что противоречит современным принципам гуманной педагогики.

Исходя из анализа работ современных исследователей, мы выделили важное положение о том, что компетентность предполагает умение осуществлять выбор исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации. Следовательно в аспекте развития воспитательного потенциала семьи компетентный родитель

это не просто «знающий» человек, обладающий комплексом знаний, умений и навыков по воспитанию детей, но и способный применять их на практике в условиях семейного воспитания, умеющий выделять проблемы в процессе


 


 

семейного воспитания, анализировать и решать их, усваивать позитивный опыт по воспитанию детей. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, совершенствоваться.

 

Наиболее точную характеристику компетентного родителя, на наш взгляд,

 

дает Г.Г.Филлипова, определяя его как установившего с ребенком доверительный контакт, научившегося чувствовать состояние своего ребенка, понимающего его причины, умеющего точно определить, что и как надо сделать для своего ребенка именно сейчас, уверенного в себе и своих действиях [119].

 

Учитывая, что содержание компетентности всегда значимо для субъекта ее реализации, В.П.Дуброва и О.Л.Зверева определяют педагогическую компетентность родителей как способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка [47].

 

В этом же аспекте рассматривают «социально компетентных родителей» зарубежные авторы D.A.Wolfe, R.L.Burgess, определяя их как «способных определить адекватный ответ на ситуацию, основываясь на предварительных наблюдениях за своим родительским опытом взаимодействия с ребенком» [Цит.

 

по: 19].

 

Н.Н.Мизина, исследующая психологический аспект проблемы родительской компетентности, трактует ее как наличие у родителей знаний,

 

умений, навыков и опыта в области воспитания ребенка, навыков общения с детьми и разрешения конфликтных ситуаций, способности реализации оптимального стиля родительского поведения [80].

 

Ю.А.Гладкова, изучающая проблему педагогической культуры и компетентности родителей в условиях УДОД, лаконично трактует педагогическую компетентность как адекватную пропорциональную совокупность коммуникационных, личностных свойств родителей, позволяющих достигать качественных результатов в воспитании детей [29].

В исследовании С.С.Пиюковой, анализирующей проблему педагогической компетентности родителей, воспитывающих приемных детей, данный феномен представлен как совокупность личностных, гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных и рефлексивных компетенций, совокупность определенных характеристик личности родителя и его педагогической деятельности, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье. Следует отметить,что автор рассматриваетпедагогическую компетентность родителей в качестве структурного компонента педагогической культуры родителей; определяет ее через внутренний потенциал (готовность), соответствие результатов педагогической деятельности родителей требуемому уровню решения задач (адекватное выполнение задач), т.е. как


 


 

педагогическую подготовленность родителей, а также как состояние, соответствующее одновременно и наивысшему уровню взаимодействия, и абсолютному достижению (педагогическое мастерство).

 

Особый интерес представляет исследование В.Н.Бушиной, которая рассматривает коммуникативный аспект родительской компетентности,

определяя ее как способность родителей целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с ребенком, обеспечивающую ему становление в качестве субъекта собственной жизнедеятельности [16].

 

Достаточно обстоятельный анализ феномена педагогической компетентности, на наш взгляд, представлен в исследовании В.В.Селиной, которая характеризует педагогическую компетентность родителя ребенка раннего возраста как совокупность эмоционально-волевых, мотивационно-ценностных, когнитивных, коммуникативных и деятельностных характеристик их личности, проявляющихся в готовности и способности принимать ребенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями и использовать разнообразные способы сотрудничества с ребенком [105].

 

Таким образом, опираясь на традиционное определение компетентности и проанализировав различные исследовательские позиции по определению феномена педагогической компетентности родителей, признавая важность субъективного родительского опыта и значимость эмоционально-личностного начала в родительстве в реализации своего воспитательного потенциала, мы трактуем родительскую компетентность как эффективное родительское

 

 

Заслуживает внимания позиция Е.А.Нестеровой относительно определения

 

«эффективного родительства», предусматривающего такую систему

 

взаимоотношений родителя с ребенком, которая способствует развитию личности и эмоциональному благополучию обоих. Рассматривая психолого-

 

педагогические критерии эффективного родительства, автор выделяет 2 подсистемы: во-первых, подсистему отношений родителя (отношение к себе как к родителю, отношение к ребенку; стиль семейного воспитания); во-вторых, подсистему отношений ребенка (отношение к себе, отношение к родителям, отношение к окружающему миру). Эта позиция является ценной для нашего исследования, так как мы рассматриваем компетентностный компонент воспитательного потенциала семьи с точки зрения двух составляющих систем: родителей и детей.


 

 


 

Итак, для определения основных показателей компетентностного компонента воспитательного потенциала семьи необходимо,на наш взгляд,

 

рассмотреть педагогическую компетентность родителей в содержательном ключе, проанализировав основные составляющие данного феномена. Как показал аналитический обзор исследовательских позиций, в современных исследованиях не существует единого подхода к определению структурных компонентов педагогической компетентности родителей.

Следует отметить, что само понятие «педагогическая компетентность» не имеет однозначного толкования, особенно применительно к семье. В своей работе мы опираемся на исследовательские позиции В.Н.Бушиной, В.В.Селиной, Н.Ш.Тюриной и других в области педагогической компетентности родителей.Вслед за ними мы отмечаем, что для понимания сущности педагогической

 

компетентности родителей как составляющей воспитательного потенциала семьи необходимо рассматривать педагогическую компетентность родителей каксложную систему личностных образований индивида, включающую

 

мотивационную, когнитивную, поведенческую, эмоциональную и рефлексивную

 

составляющие.

 

Так, выделенные элементы в педагогической компетентности родителей, на наш взгляд, могут быть охарактеризованы следующим образом:

 

- мотивационная составляющая: осознание приоритетов в собственномродительском опыте, осознание воспитательных задач и проблем в процессе семейного воспитания, необходимости своего саморазвития и достижения большей эффективности в воспитательной деятельности;

 

- когнитивная составляющая: способность родителей к овладениюпсихолого-педагогическими знаниями в области воспитания и развития детей; знание современных методов и приемов реализации педагогических задач в контексте семейного воспитания; знание оригинальных приемов воспитания ребенка; осознание родителями себя в качестве субъекта творческой воспитательной деятельности;

 

- поведенческая составляющая: умение применять на практике методы исредства воспитания; создавать предметно-развивающую среду для ребенка; изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка в усвоении позитивного опыта по воспитанию детей; способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения; гибкое реагирование родителей на различные коммуникативные ситуации;

 

- эмоциональная составляющая: проявляется в устойчивостипсихоэмоционального состояния родителей, адекватной самооценке; умении создать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества, способностью к конструктивному преодолению стрессового


 

 


 

состояния, в позитивном характере взаимодействия с ребенком (положительный настрой, эффективная коммуникация);

- рефлексивная составляющая: проявляется в способности к педагогическому саморегулированию, саморефлексии, самоконтролю, самооценке родительского поведения. Отметим, что современные авторы (Г.А.Голицин, Т.С.Леви, М.А.Розов, Т.О.Смолева и др.)относят рефлексивные способностиродителей наряду с педагогической эрудицией к особой инновации современных технологий повышения воспитательной компетентности. Рефлексия родителями

собственного поведения выступает в качестве ценнейшей способности нетолько осознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом, но и изменять их средства и мотивы ради оптимизации качества контакта с ребенком. Рефлексия как особый вид мыслительной деятельности иоснова оптимального алгоритма осознанного родительства способствует более эффективному процессу саморегуляции собственных эмоций и поведения и выбору новых поведенческих программ в конкретных ситуациях общения с ребенком. Таким образом, рефлексивная составляющая компетентности родителей проявляется в умении анализировать свой опыт, прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий, в обладании опытом саморегулирования родительского поведения.

Итак, рассмотренные выше составляющие педагогической компетентности определяют готовность родителей к самоизменению и к развитию воспитательного потенциала семьи в целом.

 

Как отмечалось выше, в русле системного подхода к определению воспитательного потенциала семьи компетентностный компонент включает в себя: во-первых, педагогическую компетентность родителей, во-вторых,

 

 

– следует также обратить внимание.

 

Теория детской компетентности начала разрабатываться с 1960-х г.г. в США как цель и развитие детей (Д.Элкинд, Д.Ничоллс, Д.Брунер, В.Блум, Р.Стернберг, Н.Кантор, Х.Маркус и др.). Данные авторы сопоставляли компетентность с такими терминами, как «способности и интеллект» [135].

Данный феномен выделен нами исходя из логики компетентностного подхода в образовании, рассмотренного в документе «Стратегия модернизации содержания общего образования РФ» и «Стандартах нового поколения к образованию детей». Компетентность в различных областях жизнедеятельности рассматривается как основной результат образования человека. В рамках данных документов представлены следующие компетентности, формируемые с детского возраста: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнениеролей гражданина, избирателя, потребителя); в сфере социально-трудовой


 


 

деятельности (оценивать собственные возможности,навыки самоорганизации ит.д.); в сфере культурно-досуговой деятельности ( выбор путей и способов проведения свободного времени); в бытовой (забота о здоровье, умение строить жизнь в семье и пр.). Вслед за Е.А. Нестеровой,следует отметить,чтокомпетентность детская напрямую зависит от родительской: дети«эффективных

родителей» достоверно отличаются восприятием семейной ситуации как благоприятной, меньшей конфликтностью в отношениях со сверстниками, большей социальной адекватностью поведения и большим самопринятием».

 

Итак, в нашем исследовании в качестве одного из показателей компетентностного компонента мы определили социальную компетентностьдетей в быту и семейной жизни. Необходимо отметить,что формированиесоциальной компетентности детей в быту и семейной жизни, безусловно, ограничено возрастными рамками. Данные современных психолого-педагогических исследований доказывают, что формирование социальной компетентности детей в быту и семейной жизни возможно,начиная со старшегодошкольного возраста (О.Ф.Борисова, Л.В.Коломийченко и др.)

 

Опираясь на определение социальной компетентности детей в исследованиях (Г.Э.Белицкой, О.Ф.Борисовой, Л.В.Коломийченко, А.Б.Кулиной, В.Н.Куницыной, О.П.Николаевой, В.В.Цветковой и др.)под социальнойкомпетентностью детей в быту и семейной жизни мы будем понимать–

интегративное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию, самоизменению, с другой – проявлять себя частью семейного коллектива, уметь выстраивать отношениями с членами семьи и социумом, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих ценностей.

 

Кроме того, аналогично рассмотренному выше понятию педагогической компетентности родителей, под социальной компетентностью детей в быту и семейной жизни следует понимать также эффективное детское поведение какполноправных членов семьи, проявляющееся в их готовности, стремлениях целенаправленно создавать эмоционально комфортную, развивающую общность с членами семьи, обеспечивающую субъектную позицию собственной жизнедеятельности, решая проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях.

Содержательную характеристику компетентностного компонента с точки зрения детей мы определяем совокупностью следующих составляющих (аналогично родительской компетентности):

 

- мотивационная: осознание детьми целей и задач жизнедеятельности всобственной семье; необходимость своего саморазвития, самовоспитания и достижения большей социальной эффективности; отношение ребенка к себе как к полноправному члену семейного коллектива;

 

- когнитивная: знания,имеющие личностный смысл для детей в областипсихологии личности, психологии общения и межличностного взаимодействия;


 


 

осознание детьми проблем во взаимоотношениях с родителями и поиска оптимальных решений выхода из трудных ситуаций;

- поведенческая: владение приемами оригинальных решений выхода изтрудных ситуаций; владение приемами творческой самореализации в семье и социуме; социальная адекватность поведения (положительное восприятие ребенком школы и учения, системы своих взаимоотношений со сверстниками и педагогами, владение навыками межличностного взаимодействия);

 

- эмоциональная: устойчивость психоэмоционального состояния,адекватная самооценка детей; умение создать обстановку сотрудничества с членами семьи и социумом, готовность к эффективной коммуникации с партнером по общению, способность к эмпатии;

- рефлексивная: способность к саморефлексии,самоконтролю,самооценке,саморегулированию собственного поведения и эмоций; умение анализировать свой опыт, собственные поступки по отношению к родителям.

 

Сущностная характеристика компетентностного компонента воспитательного потенциала семьи приводит нас к пониманию необходимости в педагогической деятельности демонстрации родителям детского взгляда на

 

 

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет констатировать тот факт, что проблема формирования педагогической компетентности родителей и детей является актуальной для современной образовательной практики и нуждается в дальнейшем исследовании.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.