Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс принятия управленческих решений




Формирование решения - это логико-мыслительный, эмоционально-психологический, информационный, организационно-правовой процесс, выполняемый сотрудником в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.

Для этого процесса характерными являются следующие операции: - информационные, связанные со сбором, хранением сведений, необходимых для формирования решения;

- логико-мыслительные, предусматривающие умственную переработку исходных и хранящихся в памяти сведений;

- организационные, охватывающие такие действия, как подбор, расстановку, инструктаж конкретных лиц, привлекаемых к выработке решения, согласование подготовленного проекта заинтересованными сотрудниками.

С точки зрения последовательности действий весь процесс формирования решения можно представить в виде совокупности трех относительно самостоятельных этапов:

- определение проблемы (задачи) и проблемной ситуации;

- выработке вариантов действий;

- выбор наилучшего варианта и принятия решения.

Во-первых, проблема может задаваться извне, например в результате:

- получения решения вышестоящего уровня (приказ, указание, распоряжение, план работы и т.д.), для исполнения которого требуется принять частичное, более конкретное решение на своем уровне;

- поступления от сотрудников (подразделений), а также из различных ведомств, учреждений, организаций и частных лиц разнообразных вопросов (запросов), касающихся таможенного дела;

- постановки нижестоящими уровнями конкретных практических вопросов и проблем.

Во-вторых, проблема выявляется самостоятельно сотрудником на основе анализа разнообразной информации с которой ему приходится иметь дело.

Выработка вариантов действий. Вслед за определением проблемы, изучением и прогнозированием проблемной ситуации возникает вопрос, как, какими путями можно решать данную задачу.

Наибольшее применение в таможенной практике находят эвристические приемы определения предположительных действий, как декомпозиция проблемы, выдвижение параллельных задач, определение ключевых подзадач, соотнесение выдвинутых задач (подзадач) с силами и средствами, аналогия, использование прогноза развития ситуации, определение и учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий.

Декомпозиция проблемы - предполагает выделение в выдвинутой проблеме составляющих ее подпроблем.

Выдвижение параллельных задач сводится к тому, чтобы реализуя проблему, решить, можно ли складывающуюся ситуацию одновременно использовать для решения другой проблемы.

Определение ключевых подзадач - предусматривает отыскание в общем ряду таких подзадач, которые максимально приближают к решению всей проблемы, либо являются наиболее трудоемкими, либо в наибольшей степени влияют на решение всех других подзадач.

Соотнесение выдвинутых задач (подзадач) с силами и средствами по праву считается одном из важнейших приемов выработки решений, а по сути своей означает вопрос о ресурсах, необходимых для решения проблемы в целом и ее частностей. Чтобы достичь должной адекватности задач и средств, надо уяснить, какими ресурсами мы располагаем, насколько имеющиеся ресурсы соответствуют предъявляемым требованиям (по количеству и качеству).

Аналогия предполагает учет опыта практической реализации задач, сходных с подлежащей решению, причем опыта как положительного, так и отрицательного. Ведется сравнение того, что было, с тем, что предстоит сделать, и на этой основе отыскиваются действия, которые можно повторить или которые повторять не следует.

Использование прогнозов развития ситуаций предполагает учет возможных изменений исходных обстоятельств независимо от будущего решения и предстоящих действий исполнителей. Иначе говоря, следует задуматься над тем, как могут развиваться события без вмешательства таможенников и что в связи с этим следует предпринять.

Определение и учет гипотез о возможных последствиях предполагаемых действий означает отыскание ответа на вопрос о том, к чему могут привести вырабатываемые действия и как на это следует реагировать.

Выбор наилучшего варианта и принятия решения проводится на основе оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необходимых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы.

Сложнее выбирать предпочтительные действия когда следует принимать во внимание степень риска, т.е. учитывать соотношение предполагаемых отрицательных последствий с ожидаемым результатом. При оценке риска должны приниматься во внимание две переменные: характеристика самих последствий и вероятность их наступления.

Чтобы окончательно остановиться на одном варианте, необходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии.

Воля субъекта помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.

В процессе принятия решения уточняются детали выбранного проекта, определяются границы решений, желаемый уровень его гибкости, уточняющая форма, после чего оно фиксируется и приобретает силу управленческого решения, подлежащего исполнению.

Форма решения должна соответствовать его содержанию.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание подготовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюций на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений, заданий, поручений и др.

После того как решение принято, его необходимо обеспечить организационной работой, которая, как правило, включает мероприятия по своевременному доведению решений до исполнителей, кадровому и материально-техническому обеспечению, а также по контролю процесса реализации решений. Такой контроль требует организации, четкого определения целей, процедуры, создания соответствующего механизма.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений – это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшим компонентом системы управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся.

Организация процесса управления, как и любая другая организация, предполагает распределение операций в пространстве и времени. На современном этапе совершенствования управления роль организации управления неизмеримо возросла, она даже превзошла роль рационального построения организационных структур.

Организация управления является и важнейшим фактором в обеспечении единства системы управления. Она позволяет компенсировать определенные недостатки в реализации других компонентов системы управления таможенными органами, оценить и способствовать реализации основных путей совершенствования управления в качестве которых можно выделить:

1. Внедрение во все элементы системы управления таможенными органами достижений научно-технического прогресса (технология, техника и др.);

2. Всемерное улучшение использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов управления.

 

1. Тема 7: Организация и регулирование как функция управления в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.