Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гонения при Декии




ТРЕТИЙ ПЕРИОД ГОНЕНИЙ

С половины III века, именно со времени царствования имп. ДЕКИЯ ТРАЯНА (249-251), Римское государство вступает в третий и последний фазис историй гонений на христиан.

Римское правительство теперь само берет на себя инициативу в преследовании христиан и ведет преследование своими средствами. Гонения теперь принимают характер систематичности и всеобщности, объявляются повсеместно, т.е. преследуются все христиане без различия пола, возраста, общественного положения и на пространстве всей империи. Это была последняя борьба Римского государства с христианством.

Против Богооткровенной христианской религии, против последователей Христа Спасителя, кротких и смиренных, вооружилась и восстала целая мировая империя, вооруженная с ног до головы. Что могли противопоставить этому страшному натиску христиане, вооруженные только горячей верой в Христа Спасителя и строгостью своей жизни? Они могли выставить в противовес только свою геройскую стойкость в испытаниях, свою кровь, свою жизнь. Церковь чтит большое количество мучеников этого временя, известных по имени, а также и тех, имена коих ведомы только Господу. Вот краткая характеристика третьего периода история гонений на христиан.

Начало такому повороту в отношениях между христианством и Греко-Римской империей положено имп. Декием Траяном. Это был храбрый воин, опытный полководец и разумный государственный деятель. Единственной своей целью он ставил сохранение древних римских учреждений и обычаев. Главное препятствие к возвращению к старым порядкам он видел единственно в христианстве. Отсюда Декий был первым убежденном противником христианства, хорошо понимавшим его универсальное стремление. Партии языческих фанатиков такой государь и был нужен. С христианами, отступившими от древней языческой религии и стремившимися заменить ее новою, Декий задумал поступить очень просто — истребить их совершенно.

Первый эдикт, поднявший гонение на христиан, был издан в 250 г. Характерной особенностью данного гонения было, во-первых, то, что эдикт распространялся на каждого христианина, кто бы он ни был по своему полу и возрасту; женщины и дети так же подлежали его действию, как взрослые мужчины. Во-вторых, предписывалось всем властям производить розыски христиан. Раньше этого не было (разве только при Марке Аврелии), по закону Траяна христиане властями не разыскивались.

Теперь же в помощь местным президам назначались по провинциям специальные комиссии из пяти человек. Эти комиссии назначали определенный день, когда все должны были явиться в комиссию для засвидетельствования своих религиозных убеждений. Отрекавшимся от Христе выдавались удостоверения. Упорствующих христиан отсылали на пытки. Третьей характерной чертой является привлечение к ответственности предстоятелей Церкви. В это время пострадали и скончались в тюрьмах еп. Римский Фабиян, еп. антиохийский Вавила, еп. Александр Иерусалимский, перенес разные истязания знаменитый учитель Церкви Ориген.

Четвертой особенностью гонения было то обстоятельство, что власти, получив распоряжение применять пытки, начали приговаривать к смерти. Пытками надеялись вынудить отречение. Отсюда, в это гонение было много исповедников, но многие, не выдержав пыток, отрекались. Высшие сановники отрекались добровольно, иные по трусости, иные же после пыток.

Пятою особенностью гонения было бегство христиан от преследования в пустыни. Св. Григорий Неокисарийский удалился в недоступные места со своей паствой. Св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский также удалились в пустыни и оттуда руководили своей паствой. Имущество бежавших конфисковывалось.

Гонение христиан при Декии превосходило все предшествующие. Полиция по всем уголкам разыскивала христиан и приводила их к комиссии. К счастью хритистиан, гонение продолжалось только два года — Господь хранил свою Церковь. В конце 251 года Декий был убит во время войны с готами, и гонение на короткое время стихло.

Гонение при Галле и Валериане; эдикт Галлиена

При ГАЛЛЕ, преемнике Декия (252-253), снова было гонение на христиан, т.к. христиане отказались от языческих жертвоприношений, назначенных императором для умилостивления богов по случаю общественных бедствий, по скоро прекратилось.

Император ВАЛЕРИАН (253-260) вначале был благосклонен к христианам. Но впоследствии, под влиянием язычников, начал преследовать христиан. Он издал эдикт, которым приказывал ссылать в заточение епископов, пресвитеров и диаконов, с запрещением остальным христианам составлять собрания. Однако христиане продолжали собираться для богослужения. Поэтому вскоре последовал второй эдикт, которым повелевалось епископов, пресвитеров, диаконов, а также христиан-сенаторов казнить. Знатных женщин-христианок лишать имущества и ссылать в заточение, находящихся на службе при дворе лишать прав и в оковах отправлять на работы.

О низших классах общества в эдикте даже не упоминалось, т.к. с ними всегда поступали жестоко. После такого распоряжения началось страшное избиение христиан. В это время пострадало много епископов.

В 260 г. на престол вступает ГАЛЛИЕН (260-268), который счел за лучшее изменить политику по отношению к христианам. Двумя эдиктами он объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованные раньше имущества, молитвенные дома, кладбища и т.п. Таким образом, римское правительство представляло христианскому обществу права религиозного общества, дозволенного в империи, признавая за ним право имущественного владения.

После гонения Валериана с 260 года гонения почти прекратились на 40 лет. Перед последним и самым страшным гонением св. Церковь испытывала мир и, несмотря на свое бесправное положение, с успехом распространялась, имела храмы, недвижимое имущество, собирала соборы.

Гонения при Диоклетиане (284-305),
его соправителях и преемниках (до 313 г.)

Последнее страшное гонение произошло при имп. ДИОКЛЕТИАНЕ, которого история считает одним из лучших императоров. Диоклетиан поставил своей задачей восстановить блеск Римской империи, но этому, с его точки зрения, мешала христианская религия. Диоклетиан задумал гигантское предприятие — совершенно подавать христианство, искоренить самое имя христианства.

Сознавая трудность управления обширным государством, Диоклетиан западную часть империй отдал в управление Максимиану Геркулу с титулом августа, а вскоре избрал в помощники еще двух кесарей: Констанция Хлора и Галерия — своего зятя. Последний, заклятый враг христианства, имел сильное влияние на Диоклетиана.

Первые 20 лет своего правления Диоклетиан был занят государственными делами и не преследовал христиан. Галерий же, будучи подчиненным кесарем, не мог произвести всеобщего и открытого гонения на христиан и ограничивался частными преследованиями. Но наконец Галерий достиг своей цели. Он склонил старого своего тестя к преследованию христиан.

С 303 по 305 годы последовали один за другим четыре эдикта относительно христиан, один другого страшнее. Приказывалось: разрушать все христианские храмы, книги Св. Писания должны быть отбираемы и сжигаемы (особенность гонения), христиан лишать всех гражданских прав, широко применять пытки и не принимать со стороны христиан никаких жалоб, всех духовных лиц заключать в темницы, при помощи пыток требовать отречения от христианства, наконец, четвертым эдиктом, самым страшным, предписывалось всех христиан поголовно осуждать на пытки и мучения с целью отречения. Удар был страшным и неожиданным. Перед этим Церковь находилась почти 40 лет в покое. Христианство быстро распространилось вплоть до императорской фамилии (жена и дочь Диоклетиана, по преданию, были христианками). Ни одно гонение не отличалось такой беспощадной жестокостью и суровостью, как это. Но христиане показали себя достойными последователями Христа, и в это гонение, сравнительно с гонением Декия, было малое число отпадших.

Восток терпел более всех других провинций, т.к. здесь действовал Галерий. На Западе положение было легче. Благосклонный к христианам Констанций Хлор допустил лишь для формы разрушение нескольких храмов.

Особенностью этого гонения является то, что языческое общество теперь уже не видело в христианах человеконенавистников, не требовало их крови, а относилось к христианам умеренно, иногда благожелательно. Диоклетианово же правительство начало преследовать христиан со всей яростью и жестокостью. Пытки, бичевания, колесования, распятие, скобление тела когтями, обрезание тела всего ножами, сожжение — все, что могла придумать злоба языческая, все это было применено к кротким последователям Христа.

Второй особенностью этого гонения был взрыв большого религиозного энтузиазма у христиан; они не бегали от мучений, не скрывались от преследований. Несмотря на невиданную доныне жестокость преследований, христиане стойко и мужественно переносили мучения.

Между тем, в управлении империею произошла перемена. В 305 г. Диоклетиан и Максимиан Геркул удалились от дел правления.

Востоком стал управлять ГАЛЕРИЙ со своим кесарем Максимином, а Западом — Констанций Хлор с кесарем Максентием. Вскоре после смерти Констанция Хлора титул императора на Западе принял его сын Константин.

Галерий, став императором Востока, не был стеснен никем и продолжал преследование с прежней жестокостью. Для христиан западной части империи наступило теперь более или менее спокойное положение.

Но, наконец, силы нападающих язычников истощились. Галерий убедился, что христианство уничтожить нельзя, к тому же он был поражен тяжелой болезнью. Незадолго перед своей смертью Галерий, выбрав себе преемником ЛИКИНИЯ, издал в 311 г. вместе с Ликинием и Константином эдикт о прекращении гонений на христиан. Из эдикта свидетельствовало, что правительство открыто сознается в бесплодности борьбы с христианством и предоставляет ему право на существование. “Пусть снова будут христиане, — говорилось в эдикте — пусть они строят свои молитвенные дома, с тем только, чтобы ни в чем не поступать против порядка”. Темницы отворились, толпы освобожденных христиан шли по всем дорогам с пением псалмов. Гонение почти всюду прекратилось. Впрочем, оба кесаря, западный и восточный (Максентий и Миксимин), не подчинились эдикту. Но в 312 г. Константин, поразивший Максентия, стал полновластным императором Запада, в в следующем году Ликиний на Востоке низверг и Максимина.

СХЕМА ПРАВЛЕНИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.