Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационно-коммуникативная модель политической системы




Коммуникативная модель политической системы была создана американским теоретиком Карлом Дойчем. В своей книге «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1966) он исходит из представления о политической системе как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей.

1 См.: Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А. Социология, поли гика, международные отношения. М., 1974. С. 176.

118 Глава 6. Теория политической системы

Этот процесс он разделил на четыре последовательно расположенных блока-субпроцесса, составляющих единый информационно-коммуникативный процесс управления обществом (рис. 6.3). В первом блоке расположены многочисленные принимающие элементы, в которые поступают непрерывные потоки информации из внешней и внутренней среды, т. е. из самых разных источников: государственных и общественных, официальных и неофициальных, открытых и закрытых. Здесь производятся отбор необходимых данных и их кодирование. Во втором блоке происходят сравнение полученной информации с доминирующими в государстве ценностями, традициями и нормами и ее отбор в соответствии с предпочитаемыми целями, а также ее накапливание и хранение. Варианты возможного развития процессов и вызванные ими изменения передаются в третий блок, или в центр принятия решений. Готовые решения для их реализации передаются в блок реализации решений, т. е. исполнителям, которые не только выполняют решения, но и информируют систему о результатах реализации решений и о состоянии самой системы, или, говоря другими словами, подают на вход системы сигнал обратной связи.

Обратная связь играет в системе важную роль: она стабилизирует эту динамичную и готовую к неожиданным изменениям конструкцию. Именно поэтому некоторые авторы1 причисляют систему-процесс Дойча к кибернетическому типу моделей.

Из рис. 6.3 видно, что эффективность и стабильность функционирования политической системы зависит от количества и качества поступающей информации и состояния ее коммуникационных сетей. При этом в политическую систему должна поступать как внешняя информация, т. е. весь необходимый для управления объем данных о состоянии общества и окружающей среды, так и внутренняя, т. е. информация о состоянии и динамике изменений самой системы. Дойч, как и многие ученые и политики до него, уподоблял процесс управления обществом управлению кораблем, которое строится на основании зна-

Рис. 6.3. Информационно-коммуникативная модель политической системы К. Дойча

1 См., например, Соловьев А. И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001. С. 233.

6.4. Информационно-коммуникативная модель политической системы 119

ния окружающей среды (в данном случае моря, атмосферы), точного местоположения судна, элементов его движения и расстояния до цели. Целью, а точнее, целями политической системы, по Дойчу, являются обеспечение стабильного развития и динамического равновесия между интересами всех политических групп. На достижение этих целей системой оказывают воздействие следующие движущие силы:

♦ информационная нагрузка на систему, которая определяется масштабом правительственных программ, частотой и скоростью изменений, заложенных в этих программах;

♦ запаздывание реакции системы на поставленные задачи и изменяющиеся условия функционирования;

♦ величина приращения реакции самой системы на изменения (чем сильнее реакция системы на новое, тем более система отклонилась от поставленной цели);

♦ способность системы к упреждению, т. е. готовность решать новые проблемы, появившиеся на пути к цели.

Анализируя функционирование политической системы в процессе управления обществом с использованием вышеприведенных переменных, Дойч вывел три закономерности:

1)при достижении цели возможность успеха обратно пропорциональна информационной нагрузке и запаздыванию реакции системы;

2) успешность функционирования системы зависит от величины приращения реакции на изменения, но при достижении порогового значения изменений эта закономерность становится обратной;

3) успешная работа системы зависит от способности к упреждению, т. е. способности правительства видеть перспективу и предпринимать необходимые действия в случае появления угроз достижению цели.

Дойч считал, что, используя информационно-коммуникативную модель, можно объективно и достоверно оценить эффективность реальных политических систем, которые сегодня во многом зависят от качества самых разнообразных коммуникаций, т. е. передачи политической информации от управляющих к управляемым и обратно, между блоками политической системы, между политической системой и окружающей средой. Коммуникаторами здесь служат все участники политического процесса. На качество и скорость коммуникации оказывает влияние тип политической системы. В демократических политиях про-

120 Глава 6. Теория политической системы

изводство, передача и использование информации не встречают искусственных препятствий в виде секретных служб, цензуры, ограничения свободы слова, собраний, деятельности партий, общественных организаций и средств массовой информации. В недемократических странах информированность граждан о решениях политической системы, особенно об истинных основаниях тех или иных решений, намного ниже. Скорость передачи информации ввиду постоянного контроля коммуникаций и цензуры информации здесь намного ниже, зато намного выше скорость распространения слухов, которые частично компенсируют недостаток правдивой внешней и внутренней информации, но не способствуют адекватной и эффективной коммуникации в системе и обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.