КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ответить на вопросы конечного уровня знаний – 15 минут
Производные зародышевых листков – 25 минут Способы дробления яйцеклетки – 15 минут Работа № 5. Образование мезодермы – 15 минут Работа № 4. Способы гаструляции – 30 минут Изучить и зарисовать с таблицы в альбом способы гаструляции (образование 2-х зародышевых листков). Обозначьте на рисунках: вегетативный и анимальный полюса гаструлы, зародышевые листки, бластомеры, бластопор, гастроцель (где это возможно). Укажите для каких типов яйцеклеток характерен каждый способ гаструляции. Изучить и зарисовать с таблицы в альбом способы образования третьего зародышевого листка – мезодермы. Обозначьте все зародышевые листки. Подпишите названия способов закладки мезодермы. Укажите, для каких организмов они характерны. Работа № 6. Стадия нейрулы – 25 минут На постоянных микропрепаратах рассмотрите зародыш на стадии образования нервной трубки. Нервная трубка закладывается на дорзальной стороне зародыша в виде впячивания эктодермы – нервной пластины. Под ней проходит плотный тяж – хорда. Слева и справа от хорды видны мезодермальные карманы. Под хордой располагается кишечная труба. Зарисуйте в альбом, обозначьте – эктодерму, нервную пластинку, хорду, кишечную трубку, мезодерму. Работа № 7. Заполните в альбоме таблицы – 40 минут Отметить знаками «+» или «–».
1. От чего зависит способ дробления зиготы? 2. Чем отличаются бластомеры, расположенные на анимальном и вегетативном полюсе? 3. У каких животных гаструляция идет путем инвагинации, эпиболии, деляминации, иммиграции. 4. Из какого зародышевого листка развиваются сомиты? 5. Перечислите какие сомиты вы знаете. 6. Влияние факторов внешней среды на развитие организма?
Выполнив все задания, подпишите альбом у преподавателя.
ТЕМА. ОНТОГЕНЕЗ. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Организация самоподготовки: 1,5 часа. 1. Повторите по учебникам и лекциям следующую информацию – понятие о росте, дифференцировке, периодизацию онтогенеза, размножение организмов. 2. Выучите по учебникам и конспектам раздел: «Онтогенез. Постэмбриональный период» – прямое и непрямое развитие, формы метаморфоза, факторы, регулирующие развитие, стадии постэмбрионального развития, теории старения, смерть, как завершающий этап индивидуального развития. 3. Подготовьте реферат на одну из предложенных тем. Литература: Основная 1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. 2. Конспекты лекций. 3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. – Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2007. 4. Сайт кафедры. Дополнительная: 1. Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек: в 2 кн.: учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003 – Кн. 1 / В.Н. Ярыгин. – 432 с.: ил. всего 745: АМК (745). 2. Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек: в 2 кн.: учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003 – Кн. 2 / В.Н. Ярыгин. – 334 с. 3. Биология / под ред. Ярыгина В.Н. – М.: Высшая школа, 2003, т. 1, 2. 4. Общая эмбриология. Б.П. Токин. – изд. 3-е. – М.: «Высшая школа», 1977. 5. Молекулярно-генетические механизмы старения. Б.Ф. Банюшин, Г.Д. Бердышев. – М., «Медицина», 1977. 6. Гилберт С. Биология развития в 3 т.т. – М., Мир, 1994. 7. Персин Л.С. Ортодонтия, диагностика, виды зубоврачебных аномалий. – М.: Изд-во «Интер», 1996. 8. Материалы интернет-сайтов. Вопросы для самоконтроля: - Какие особенности характерны для каждого периода постэмбрионального развития? - Периодизация постнатального периода онтогенеза у человека. - Возрастная классификация постнатального периода онтогенеза у человека. - Какие факторы внешней среды влияют на рост и развитие организмов? - Каковы механизмы внутренней регуляции роста и развития? - Как происходит гормональная регуляция процессов роста и развития? - Какие особенности характерны для клеток злокачественной опухоли? - Какие факторы обладают бластомогенными свойствами? - Какие признаки характеризуют процесс старения? - Какие взгляды лежат в основе теории ортобиоза? - В чем заключается основная концепция теории В. Ружечки? - Какой системе отводил преобладающую роль в старении И.П. Павлов? Основная концепция его теории. - На чем основана теория старения Л.А. Богомольца? - Чем объясняет процесс старения мутационная теория? - В чем суть эндокринной теории старения? Кто ее автор? - Как объясняет процессы старения организмов М. Рубнер? - В чем заключается концепция теории старения А.В. Нагорного? - Как объясняет старение адаптационно-регуляторная теория? - Что понимают под клинической смертью? - Что включает в себя понятие биологической смерти? - Чем занимается наука реанимация? Значение реанимации для медицины.
Методические указания по выполнению практической работы
Тема: «Постэмбриональное развитие».
Работа № 1. Прямое развитие – 20 минут Используя влажные макропрепараты, изучите прямое развитие рептилии, птиц, млекопитающих.
Работа № 2. Развитие с полным метаморфозом – 15 минут На макропрепарате изучите и зарисуйте в альбом стадии развития комнатной мухи. Рекомендуемые темы рефератов: 1. Гормональная регуляция в онтогенезе (влияние гормонов гипофиза, щитовидной железы, половых желез на рост и дифференцировку). 2. Отклонения в течении эмбрионального развития (тератогенные факторы и вызванные ими аномалии, пороки, уродства). 3. Продолжительность жизни разных видов животных и растений. 4. Продолжительность жизни человека. Долгожительство (продолжительность жизни в разных странах, в разные эпохи; влияние различных факторов на продолжительность жизни). 5. Теории старения: эндокринная, нейрогенная, ортобиоза (когда и кем были сформулированы, суть теорий; доказательства в пользу этих теорий). 6. Теории старения: энергетическая, А.А. Богомольца, В. Ружечки. 7. Теории старения: мутационная; митотического лимита. 8. Теории старения: А.В. Нагорного, адаптационно-регуляторная. 9. Геронтология и гериатрия (определение понятий; задачи, стоящие перед этими науками; разделы и достижения). 10. Биологические аспекты здорового образа жизни (труд и отдых, питание, оздоровление организма, отказ от вредных привычек). Питание и долголетие.
ТЕМА. РЕГЕНЕРАЦИЯ. ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ
Организация самоподготовки: 1,5 часа. 1. Повторите по учебникам и лекциям следующую информацию: понятие о росте и дифференцировке; влияние внешних и внутренних факторов на рост развитие; злокачественный рост; продолжительность жизни человека. 2. Изучите по учебникам и лекциям следующую информацию: регенерация, ее формы, способы; регенерация органов у млекопитающих; стимуляция регенерации; виды трансплантации; трансплантология как наука; проблема тканевой несовместимости. Литература: Основная 1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011. 2. Конспекты лекций. 3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2007. 4. Сайт кафедры. Дополнительная: 1. Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек: в 2 кн.: учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003 – Кн. 1 / В.Н. Ярыгин. – 432 с.: ил. всего 745: АМК (745). 2. Биология. Жизнь. Гены. Онтогенез. Человек: в 2 кн.: учеб. для медиц. спец. вузов / В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н. Ярыгина. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003 – Кн. 2 / В.Н. Ярыгин. – 334 с. 3. Биология / под ред. Ярыгина В.Н. – М.: Высшая школа, 2003, т. 1, 2. 4. Петров Р. «Я или не я», серия «Эврика». – М., 1983. 5. Кнышев В. «Иммунитет. За и против». – М., 1986. 6. Белоусов К.Г., Газарян Л.В. Биология индивидуального развития животных. – М., «Высшая школа», 1983. 7. Виленчик М.М. Биологические основы старения и долголетия. – М., «Знание», 1987. 8. Мэттсон П. Регенерация – настоящее и будущее. – М.: «Мир», 1980. 9. Лопухин Ю.М. Экспериментальная хирургия. – М.: «Медицина», 1971. Самоконтроль. Подготовка к занятию достаточна, если вы можете: 1. Дать определение следующих понятий:
2. Ответить на следующие вопросы: - Какие формы регенерации выделяют? - Что называют физиологической регенерацией? В чем состоит ее биологическое значение? - Каким образом проявление регенерационной способности в филогенезе связано с повышением организации? - Что понимают под явлением соматического эмбриогенеза? - Как проявляется способность к регенерации при аутотомии? - Что называют репаративной регенерацией? - Какие формы репаративной регенерации различают? - Как происходит восстановление путем эпиморфоза? - Каким путем осуществляется морфаллаксис? - Как происходит восстановление путем эндоморфоза? - Как проявляется регенерационная способность у человека? - Какие виды патологической регенерации различают? - Что включает регенерация на молекулярном уровне? - Какие факторы влияют на регенерацию? - Чем занимается трансплантология? Ее значение как медико-биологической дисциплины? - Какие виды трансплантации различают? - Как называют трансплантации в зависимости от места пересадки? - Какие проблемы связаны с трансплантацией жизненно важных органов? - Каким путем возможно преодоление тканевой несовместимости? - Какое значение имеет культивирование изолированных органов вне организма? - Какое значение имеет метод культуры тканей в биологии и медицине? - Что понимают под гомеостазом живых систем? - Какова роль эндокринной и нервной систем в обеспечении постоянства внутренней среды и адаптивных изменений?
Записать в альбоме тему и задание. Тема: «Регенерация. Трансплантология».
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |