Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сотворение человека




В «Бытие» содержится два рассказа о сотворении человека – в 1 и во 2 главах. Библейская критика объясняет это наличием нескольких авторитетных редакторов библейского канона. Религиозная традиция видит в первом рассказе общий план Творения (человек в нем создан в один день с животными, по образу и подобию Бога, сотворены последовательно мужчина и женщина). Во втором же рассказе приводятся более подробные сведения, показана частная история человека. В Библии не раз используется подобный прием общего-частного.

Человек создан в один день с животными, что подчеркивает их родство, но в то же время он создан по образу и подобию Бога, что кардинальным образом отличает человека от любого другого существа. Человек, таким образом, обладает божественной искрой, нравственной и интеллектуальной потенцией, творческим началом, он не просто может, но и должен быть со-творцом Бога: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). Таким образом, Библия уже на первых своих страницах провозглашает активную, преобразовательную роль человека в мире.

Интересно, что первоначально все животные и человек были созданы вегетарианцами (Быт. 1:29-30). В созданном мире не было ни жестокости, ни уничтожения, ни убийства, ни соперничества – все жили в мире и согласии. Возможно, о возвращении к таким временам, когда придет Мессия, говорит пророк Исайя:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.

И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. (Исайя 11:6-8)

Второй рассказ о сотворении человека сначала описывает создание мужчины «из праха земного» (возможно, подразумевается глина, которая была универсальным материалом в Месопотамии, создание людей из глины – распространенный сюжет в мифах разных народов), а уже потом творение женщины: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Мужчина был погружен в сон, во время которого Бог взял у него ребро и сотворил из него жену. Возможно, здесь мы имеем дело с неточным переводом: древнееврейское слово «цела» означает не только «ребро», но и «сторона», «грань». Женщина могла быть сотворена из какой-то «грани» Адама, нашедшей в ней наиболее полное воплощение. С другой стороны, этот сюжет мог быть заимствован евреями из шумерского эпоса. В шумерском мифе у бога Энки болело ребро («ти» на шумерском языке). Богиню, которую позвали вылечить ребро, называли Нинти, то есть «женщина от ребра». «Нинти» означает также «дать жизнь». Заимствования становятся очевидны, если вспомнить, что имя первой женщины Ева означает «дающая жизнь».

Так или иначе, именно второй рассказ о сотворении мужчины и женщины из его ребра лег в основу средневекового христианского мировоззрения, согласно которому женщина являлась творением второго порядка, производной от мужа, а, значит, должна была во всем беспрекословно ему подчиняться. Ко всему прочему, далее в Библии женщина вопреки запрету, данному Богом людям, вкушает сама и дает попробовать мужу плод с древа познания добра и зла, что становится причиной изгнания людей из Эдема. Впоследствии эти сюжеты использовали в качестве доказательства изначальной порочности и легкоискушаемости женщины, слабости ее духа и частой дружбы с дьявольскими силами.

В библейском каноне существует рассказ о Еве как о первой женщине. Однако в каббале (еврейская мистика) и некоторых христианских апокрифах упоминается Лилит, которая была создана до Евы, но не смогла найти общий язык с Адамом. Лилит связалась с павшими ангелами и породила бесчисленное воинство демонов. В различных культурах мира она часто ассоциируется с женой Дьявола, демоницей, мужской соблазнительницей и убийцей младенцев.

Вопросы:

1) В чем исключительное своеобразие человека?

а. В чем, по вашему мнению, более всего проявляется сходство человека с Богом?

б. Какие требования накладывает это сходство на поведение человека?

в. В чем проявляется сходство между человеком и животным?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.