Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реинтродукция редких и исчезающих растений




Интродуктор имеет дело с двумя различными аспектами интродукционного эксперимента;

1-сохранение генетического фонда исчезающего вида с последующей его реинтродукцией в исконные обитания (эта деятельность во имя спасения исчезающего вида);

2-работа с интродуцентом -ресурсным видом, когда ставится цель ввести вид (или конкретную популяцию) в культуру, сохраняя его в природе (здесь нет альтернативы).

Весь процесс выстраивается в следующую цепь эталон в интродукционном эксперименте: природная популяция – интродукционная популяция -культурная популяция и сортопопуляция в случае проведения целенаправленного отбора.

Именно этот раздел разработан достаточно глубоко, конечном итоге этот путь апробирован веками. Здесь нет опасения сохранится ли генетический фонд вида. Напротив, интродуктор используя различные приемы, усиливает тот или иной признак, изменяет его в том или ином направлении для достижения цели.

Особенно серьезного внимания заслуживает вопрос возвращения вида туда, где он возник в процессе сопряженной эволюции с другими видами в каком-то фитоценозе, где он в качестве конкретной популяции.

С помощью реинтродукции возможно восстановление определенного вида лекарственного, декоративного или видов полезных растений.

Первостепенное значение имеет место, куда возвращается спасенный в ботаническом саду вид -в границы своего местообитания или далеко за их пределы, где создаются новые или восстанавливаются старые, но уже совершенно иные искусственные популяции. Последнее недопустимо.

Очень важно, где выращен материал для воссозданной популяции -в данном регионе из собранных остатков местной популяции и размноженных в ботаническом саду или привезен из другого региона, других условий. Последний вариант не может даже обсуждаться в аспекте рассматриваемого нами вопроса.

Если ставить цель восстановления популяции, то речь может идти только о данной популяции, формировавшейся как совокупность особей вида в конкретном фитоценозе и изолированной от других популяций экологическими или какими-либо иными барьерами.

Исходный материал для восстановления популяции получен путем размножения семенами или получения клонов особей этой популяции, перенесенных в резерват, размноженных там и возвращенных в экотоп своей популяции или в непосредственную близость, если этот экотоп полностью нарушен.

Ведя исследования по интродукции, а затем и реинтродукции редкого или исчезающего вида, интродуктор имеет дело не с отдельными особями, а с популяциями вида, и говорить здесь о реинтродукции популяции вполне правомочно.

Перед исследователем стоит важный вопрос сохранять ли спасенные виды на территории сада при соблюдении всех методических условий (размеры площадок, условия изоляции, объем выборок, репрезентация материала) или, сохранив исчезающий вид (популяцию), реинтродуцировать его в исконные места обитания.

При реинтродукции вида, как и в интродукции, необходимо исходить из теории микроэволюции, разработанной основоположником популяционной генетики С.С. Четвериковым (1956). В условиях изоляции и действия естественного и искусственного отборов идет непрерывное накопление геновариаций, что становится причиной внутривидовой дифференциации.

Отсюда весьма ответственным для интродуктора является то, какой материал он возвращает в природу -ту популяцию, которая некогда была интродуцирована в ботанический сад, или измененную условиями культуры, т.е. "интродукционную" (Некрасов, 1980). А.К. Скворцов (1986) на примере видов родов эхиноцистиса, жимолости, клена, абрикоса на обширном исходном материале и в широком географическом и экологическом диапазоне в свете теории микроэволюции и выявления закономерностей внутривидовой изменчивости показал этапы формирования, как он называет, "культурной" популяции. Эти исследования подтверждают положение о том, что если популяция вида не выращивается в условиях изоляции, она должна возвращаться в природу. И правильнее будет переносить исчезающую популяцию в ботанический сад не навечно, а для последующей реинтродукции. Материал при этом должен быть изучен с позиций порогов адаптации вида и нормы реакции, за пределами которых возникают качественные изменения. Семена или клоны I и II репродукций этой популяции должны быть реинтродуцированы в природу. Конечно, перенос вида может осуществляться и не для сохранения генофонда, а для восстановления, например, зарослей лекарственных растений, тогда важно не то, насколько генетически вид связан с ценозом, а то, что ценоз близок ему по своему видовому составу.

Таким образом, реинтродукция -сложный процесс, подобный интродукции, но идущий по принципу "обратной связи"-восстановления разорванных исторически сложившихся взаимосвязей ценопопуляций.

Контрольные вопросы:

1. Что необходимо делать для сохранения генофонда растений?

2. Что дает редким и исчезающим растениям жвиотных, растений и грибов включение их в Красные книги?

3. Какие вопросы необходимо решать при сохранении редких и исчезающих растений?

4. Какие существуют категории растений, учитывающие при определении мер по их сохранению?

5. Какие методы интродукции растений используются при спасении исчезающих видов?

6. Какие меры необходмио предпринимать при охране редких и исчезающих растений?

7. Что возможно при реинтродукции редких и исчезающих растений?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.