Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ораторское искусство как социальное явление




МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Тема №6

 

1.1. Ораторское искусство как социальное явление

1.2. Подготовка к выступлению

1.3. Произнесение речи

 

Особенности ораторского искуссгва. Публичная речь как особая форма речевой деятельности. Характеристика личности оратора, его знания, умения и навыки. Основные характеристики аудитории каксоциально-психологической общности людей.

Особенности ораторского искусства. Термин оратор­ское искусство латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Ораторское искусство — искусство построения и публич­ного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторскои речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство пост­роения и публичного произнесения речи сцелью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Многие современные исследователи рассматривают ора­торское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан сустным словом.

Что обусловило появление ораторского искусства? На этот вопрос пытались ответить многие его теоретики.

Объективной основой зарождения ораторского искусства, как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную знач;змость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слсва, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями ло жизненно важным проблемам являются демократическиз формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».

Это обнаружилось еще в Древней Греции. Наглядным примером служит сравнение двух наиболее значительных городов-государств - Спарты и Афин, имевших различное государственное устройство. Спарта была типичной олигархической республикой, а в Афинах был установлен строй рабовладельческой демократии.

По свидетельству историков, казарменное спартанское государство не оставило ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с их демократическими спорами на ялощадях, в суде и на народных собраниях в короткий срок выдвинули выдающихся ораторов, мыслителей, ученых, по-этов, создали бессмертные произведения культуры.

Наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся. Новый всплеск общественного интереса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, про-исходящими в нашей стране.

Каковы же особенности ораторского искусства?

На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической, деловой и др. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности. Как свидетельствует история, многие крупные политические деятели были известными ораторами. Примером служат знаменитые ораторы Древней Греции.

Так, Перикл в течение 15 лет правил Афинами. С его именем связаны законодательные акты, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государства. Высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла. Говорили, что «на его устах почивала богиня убеждения», что «он пускал стрелы-молнии в души своих слу­шателей».

Крупным политическим деятелем был и самый замечательный оратор Древней Греции Демосфен. Он был защитником афинской рабовладельческой демократии. В течение 30 лет с гневом и изумительным упорством про-износил он речи против македонского царя Филиппа, главного врага Афин, призывая граждан прекратить между собой все раздоры и объединиться против Македонии. Речи Демосфена производили огромное впечатление на слуша­телей. Рассказывают, когда Филипп получил доставленную речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слышал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну про­тив себя.

Крупной политической силой ораторское искусство было и в Древнем Риме. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя будущем правителями государства. Не случайно, когда в середине II века до н.э. в Риме появились греческие рито­ры и открыли там первые риторские школы, в них устремилась молодежь. Ораторская карьера в Древнем Риме была и почетной, и доходной.

Одним из первых римских ораторов являлся государственный деятель Рима III—II веков до н.э. Марк Катон Старший. Непримиримый враг Карфагена, Катон каждую речь в Сенате заканчивал фразой, которая стала крылатой: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Это выражение употребляется как призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.

Самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Туллий Цицерон.

Есть два искусства, — писал Цицерон, — которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно — это искусство хорошего полководца, другое — искусство хо-рошего оратора.

Это изречение раекрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство - это функция политики.

И в последующие периоды крупными ораторами становились видные политические деятели.

Следует иметь в виду также, что ораторское искусство всегда обслуживало и обслуживает интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, использоваться не только в нравственных, но и в безнравственных целях. Кому и как служит ораторское искусство — вот основной вопрос, который решался на протяжении всей истории ораторского искусства, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

Ораторское искусство - явление историческое. Каждая эпоха предъявляет к оратору свои требования, возлагает на него определенные обязанности, имеет свой риторичес-кий идеал. Оценивая деятельность того или иного орато­ра, следует учитывать ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был.

Важной особенностью ораторского искусства является то, что оно имеет сложный синтетическии характер. Фи­лософия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается ора­торское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лин­гвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации, как пользоваться богатствами родного язы­на, соблюдать нормы литературного языка и т. д.

И еще одна существенная особенность. Ораторское ис­кусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). Каждый род объединяет соответствующие виды речи с учетом функ-ции, которую выполняет речь с социальной точки зрения, а также ситуации выступления, его темы и цели.

Ораторская (публичная) речь - это особая форма речевой деятельности, протекающая в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудито-рии. Она произносится с целью информирования слущате-лей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру ораторская речь представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции. Крупный ученый-лингвист В. В. Виноградов писал: «Ораторская речь — особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского «действа».

Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто моно­лог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та идругая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

Особенности публичной речи:

■наличие обратной связи;

■устная форма общения;

■сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением;

■использование различных средств общения.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность:

1. Наличие «обратной связи» (реакция на слова ора­тора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказан-ному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, ив соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, яв-ляется важным средством установления контакта со слу­шателями.

2. Устная форма общения. Публичная речь представляет собой живой непосредственный разговор со слуша­телями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь вотличие от письменной обращена кприсутствующему собеседнику иво многом зависит от того, кто икак ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Ученые установили, что при восприятии письменной речи воспроизводится лишь 50 % полученной информации. То же сообщеиие, изложенное устно и воспринятое на слух, воспроизводится до 90 %.

3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее
устным воплощением. Ораторская речь, как правило, тща-
тельно готовится. В процессе обдумывания, разработки и
написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная,
публицистическая, художественная литература, словари,
справочники идр.), поэтому подготовленный текст — это,
по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор
должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а
произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда
появляются элементы разговорной речи, выступающий
начинает импровизировать с учетом реакции слушателей.
Выступление становится спонтанной устной речью. И чем
опытнее оратор, тем ему лучше удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной
речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам пись-
менный текст выступления должен готовиться по законам
устной речи, с расчетом на его произнесение.

Таким образом «книжность иразговорность — вот те опасности, которые постоянно подстерегают оратора» [36; 108]. Выступающий должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный вариант речи.

4. Использование различных средств общения. Поскольку публичная речь - это устная форма общения, в ней
используются не только языковые средства, хотя язык —
это главное оружие выступающего, и речь оратора долж-
на отличаться высокой речевой культурой. Важную роль
в процессе выступления играют также паралингвистиче-
ские,
невербальные средства коммуникации (интонация,
громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности
произңошения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой
позы и др.).

В современной литературе по ораторскому искусству также выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства — ло­гика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слуша­телеи своей эмоциональностью.

Конечно, деление ораторов на типы в определенной мере условно, но имеет под собой научную основу. Академик И.П. Павлов в своих трудах обосновал наличие у человека двух крайних типов высшей нервной деятельности - художественного и мыслительного. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь и воспринимает ее. Когда говорят о разных типах ораторов, то учитыва-ют, какая сторона речи у человека преобладает — әмоцио-нальная или логическая.

Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть и логичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с болыним пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слушателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, но эмоционально.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 3584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.