Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия теории принятия решений




Теория принятия решений

В основе теории принятия решений лежит понятие проблемы. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) дает следующее определение понятия проблема: «Проблема (от греч. рroblema – задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для их разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка. Неверно поставленная проблема или псевдопроблема уводит в сторону от решения подлинных проблем».

В учебнике по разработке управленческих решений [2] дается с одной стороны более узкое, а с другой стороны более точное определение этого понятия: «Проблема - понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта». Применительно к задачам нашего изложения мы рассматриваем понятие проблемы в следующем виде: проблема - субъективно сформулированное описание ситуации, в которой имеется расхождение между действительным и желаемым состоянием объекта и разрешение которой позволяет получить некий эффект

При разрешении проблемы преследуется некая цель. Цель ‑ это один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью, то есть выявление проблемы. Достижение цели является процессом преодоления этого несоответствия и разрешения проблемы с получением эффекта.

Предполагается, что цель или цели недвусмысленно сформулированы, имеют сроки исполнения, мотивируют действия исполнителя в необходимом направлении и совместимы с интересами организации и отдельных групп исполнителей. Официальные цели определяют общее назначение организации, декларируются в уставе, а также заявляются публично руководителем. Они объясняют необходимость организации для общества, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж. Оперативные цели определяют, чем на самом деле в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации. Формой их выражения может быть план работы.

Операционные цели еще более конкретны и измеряемы. Они направляют деятельность конкретных работников и позволяют давать оценку их работе. Такие цели формулируются в виде конкретных заданий отдельным группам и исполнителям. Именно операционные цели легче всего формализуются и их достижение точнее всего фиксируется. В соответствии с БСЭ «операция (от лат. оperatio – действие), 1)законченное действие или ряд действий, направленное на решение определенной задачи, достижение поставленной цели, … 2)очередное периодически повторяющееся действие, входящее в круг функций, задач данного учреждения, предприятия или их отдела …».

Степень достижения цели операции удобно измерять критерием. По определению БСЭ «критерий (от греч. kriterion – средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки». Существуют и другие, более точные определения критерия. Так, в соответствии с [3], «критерием называется математическое выражение цели». Еще одно определение дается в книге [4]: «под критерием будем понимать некоторую функцию от состояния системы, отражающую цели функционирования системы в каждый определенный отрезок времени». Фактически критерий представляет собой некую математическую функцию, в том числе и функцию времени, значения которой могут быть вычислены. Очевидно, что далеко не для каждой цели можно подобрать математический критерий. С другой стороны, если такой критерий существует, то его величина характеризует степень достижения этой самой цели.

В теории принятия решений принято оперировать так называемыми альтернативами. По определению БСЭ «альтернатива (от лат. alter – один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей (эти возможности также нередко называются альтернативами) …». Тем не менее, количество альтернатив может быть и большим двух. Обычно в теории принятий решений оперируют таким определением: «Альтернатива - вариант решения задачи разработки управленческого решения». Таких вариантов может быть два, несколько или бесконечное количество. Таким образом, под решением понимается выбор альтернативы. С другой стороны, если альтернатива одна, то решение принимать не надо, поскольку выбор отсутствует.

Выбор альтернативы можно производить по самым разным правилам. Наибольший интерес представляет альтернатива, которая обеспечивает наилучшее значение критерия. Очевидно, что это решение соответствует максимуму или минимуму критериальной функции. Для обозначения такого решения обычно используют термин оптимальное. В соответствии с БСЭ «оптимальный (от лат. optimus- наилучший), наиболее благоприятный, лучший из возможных (напр., О. решение)». Тогда оптимальное решение - альтернатива, которая обеспечивает максимум критерия (критериальной функции) из числа всех возможных. Факт существования оптимального решения надо доказать. Это можно сделать, например, воспользовавшись ранее рассмотренными методами поиска экстремумов функций.

Оптимальные решения на практике достаточно редки. Это объясняется в первую очередь объективными сложностями записи выражений критериальных функций как функций аргументов и параметров решаемой задачи. В некоторых случаях это сделать просто невозможно, а в некоторых возникают проблемы с решением задачи поиска экстремума. Поэтому достаточно часто практики сталкиваются с необходимостью выбора из конечного набора альтернатив, полученных самыми разными способами. Делать этот выбор можно разными методами. Наиболее логичным и разумным представляется выбор той альтернативы из числа имеющихся, которая обеспечивает наилучшее значение критериальной функции.

В соответствии с БСЭ «рационализм (франц. rationalisme, от лат. ratkmalis - разумный, ratio - разум), филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей». Если делается разумный выбор, то возникает так называемое рациональное решение - альтернатива, которая обеспечивает максимум критерия (критериальной функции) из числа всех найденных. В отличие от оптимального решения, рациональное решение может быть улучшено, если каким-либо способом будет найдена альтернатива, обеспечивающая лучшее значение критериальной функции.

Кроме рационального может существовать еще большое количество других методов выбора вариантов решений. Очевидно, что любой отличный от рационального метод выбора альтернативы не может обеспечить значение критериальной функции лучшее, чем имеет место при рациональном и, тем более, оптимальном решении. Мотивы, побуждающие людей делать нерациональный выбор, могут быть самыми разными. Не вдаваясь в детали, будем называть нерациональные решения случайными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.