КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция IX. Учения о праве и государстве в Нидерландах периода антифеодальной революции
Источникомсуверенитета, по Бодену, является народ: «суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ». Народ или властители могут отдать суверенную и вечную власть какому-нибудь лицу с тем, чтобы он по своему усмотрению распоряжался имуществом государства, лицами и всем государством. Носителемсуверенитета у Бодена является государь. 7* 99 УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ Ж.БОДЕНА. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА Религиозные войны, разбушевавшиеся в Европе, особенно во Франции, между католиками и протестантами (приверженцы церквей, созданных Реформацией), не признававшие веротерпимость и равноправия различных конфессий, а с другой стороны — растущая оппозиция монархии, ее критика монархомахами грозили разрушением самого государства, мешали развитию промышленности и торговли. Мир в общественном сознании приобретал характер высшей Ценности. Теоретическое обоснование приоритета государства, общегосударственных интересов, стоящих выше религиозных распрей, пред- принял выдающийся французский политический мыслитель Жан Боден (1530—1596). В своем главном труде «Шесть книг о государстве», вскоре ставшим популярным в Европе, изложил взгляды на государство, пути и методы упрочения централизованной монархической власти. Открывается труд дефиницией государства. По Бодену, «государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении». Государство у него — правовое управление на основе справедливости и законов природы. Основанием и ячейкой государства у Бодена является семья, из которой и происходит государство. Государство — совокупность семей, а не индивидов: народ, состоящий из семей, не умирает. По своему статусу глава семьи — прообраз и отражение именно государственной власти. Государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате договора — «согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях». Главная цель справедливого управления государством — высшее благо государства и частного лица, человека и гражданина. «Не должно быть никаких поводов для выступления против государства». Оно — суверенно. Суверенитет, утверждает Боден, есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством), означающим высшую власть повелевать. Абсолютность суверенитета означает, что суверенная власть не подчиняется повелениям других, не знает каких-либо ограничений для проявления своего могущества, кроме подчинения человеческим законам. К тому же она не распространяется на законы Бога и природы. Иными словами, нормы естественного права для нее ненарушаемы. Постоянство суверенитета означает, что суверенная власть — не временная, а неизменная, «вечная» власть. Суверенная власть есть также власть единая, т.е. ее прерогатива принадлежит только ей. Ж.Боден выделяет пять признаков суверенитета: право верховной власти издавать и отменять законы; решать вопросы войны и мира; назначать должностных лиц; осуществлять верховный суд и право помилования; чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати. Суверен издает законы, но не создает право: право «несет с собой справедливость, а закон — приказ». Право само выступает целью бытия государства. Закон — приказ суверена. Таким образом, у Бодена сувереном является монарх, получивший верховную власть либо в результате добровольного согласия подданных (договора либо по наследству). Он убежденный сторонник суверенной монархической власти. Как во Вселенной над всем властвует Бог, а на небе Солнце, так и у общности людей должен быть один правитель. «Кроме Бога нет никого, — пишет Боден, — более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим Богом, как его наместники, дабы править другими». Но мыслитель допускает наличие в монархии отдельных элементов аристократической и демократической форм правления. Поэтому, наилучшей формой государства он считал королевскую монархию, где верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной сочетает в себе принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем сословиям). Ж.Боденом теоретически решен вопрос и о суверенитете в сложных государствах. Их два вида. Государственные образования, в которых части находятся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерации. Второй вид соединений государств основан на равенстве, где каждая часть сохраняет суверенитет (Швейцарская конфедерация). Ж.Боден отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные. По его мнению, это субъективная оценка. Суть дела в том, кому принадлежит реальная власть в государстве: одному, немногим и большинству; кому принадлежит верховная власть принимать и отменять законы, такова и форма государства. Целесообразность и прочность каждой из них зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. Храбрые жители Севера и горцы создали демократию либо выборную монархию; изнеженные жители Юга и равнин легко подчиняются монархии. Народы Востока — ближе к южанам, Запада — к северным. К демократии и аристократии Боден относился отрицательно. В демократическом государстве много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ — «зверь многоголовый», не может поставить что-то хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших. В аристократии власть принадлежит знатным, здесь умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с борьбой партий и группировок, государство недостаточно энергично подавляет возмущение народа, вечно выступающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве. По мнению Бодена, устройство государства прямо направлено против закона Бога и природы, если в нем общность имущества и нет частной собственности. «...Если нет ничего частного, то нет и ничего общего». Согласно закону Бога и природы государству предоставлено то, что является общественным, а каждому — то, что является его собственностью. «Имущественное равенство гибельно для государства,... — часто повторял Боден, — ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим». Общность имущества невозможна и потому, что она несовместима с семейным правом. «Ведь если семья и город, собственное и общее, частное и общественное смешиваются, то нет ни государства, ни семьи». Такая общность влечет за собой ненависть и раздоры, т.к. пренебрегаются личные интересы. Ж.Боден стремился к гармонической справедливости. Она для него означает учет права и интересов каждого, распределение наград и наказаний, свободу совести и веротерпимость. Ибо, «чем больше подвергается насилию воля людей, тем более она неуступчива». Таким образом, никто в Средневековье с такой тщательностью не разрабатывал проблему суверенитета, не очерчивал пределы государственной власти и не возвышал достоинства права, интересы личности, свободу совести так как Боден. Его идеи воистину представляли собой своеобразный интеллектуальный прорыв к горизонтам политико-правовой мысли Нового времени. 5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ РАННЕГО СОЦИАЛИЗМА: Т.МОР И Т.КАМПАНЕЛЛА Раскованная Возрождением и Реформацией политико-правовая мысль стремилась не только дать ответы на злободневные вопросы политической, общественной и религиозной жизни, но и сконструировать проекты идеального общественного строя, организации публичной власти будущего. Среди таких проектов в XVI—XVII вв. появились и первые социалистические проекты, отражавшие извечные устремления общественных низов к социальной справедливости и равенству, общественной собственности и самоуправлению. Наиболее известные социалистические проекты будущего создали в рассматриваемый период Томас Мор (1478—1535 гг.) в произведении «Утопия» (1516 г.) и Томмазо Кампанелла (1568—1639 гг.) в своем сочинении «Город Солнца» (1623 г.). Автор «Утопии» — английский правовед, парламентарий, в конце жизни даже лорд-канцлер — в начале сочинения дает резкую критику социальных и государственно-правовых порядков современной цивилизации. Корень всех социальных- зол, по мнению Мора, — частная собственность, острые социальные противоречия, господство богачей и нищета масс. Они порождают преступность, кровавое законодательство: общество само создает воров и одно- временно их карает. «В самом деле, — пишет Мор, — вору назнача-ют тяжкие и жестокие муки, тогда как гораздо скорее следовало бы позаботиться о каких-либо средствах к жизни, чтобы никому не предстояло столь жестокой необходимости сперва воровать, а потом погибать». Пока существует частная собственность, нет перспектив на его выздоровление. Выход один: «совершенное уничтожение частной собственности». Нынешнее государство представляется, писал Мор, не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Их ухищрения и становятся законами. Отсюда сложность и запутанность законодательства, охрана его жесточайшими наказаниями. «Наилучшее состояние государства» представлено на о-ве Утопия (от грел. — «место, которого нет»). Это — модернизированная республика по образцу античных или средневековых городов-республик, скорее унитарная, состоящая из 54 городов «с одинаковым языком, нравами, учреждениями и законами». Все должности здесь выборные и на определенный срок. Филарх избирается от каждых 30 семей на год; во главе десяти филархов с их семействами избирается протофиларх (транибор) из числа ученых. Они и образуют городской сенат, возглавляемый князем, также избираемый филарха-ми города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если только он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решаются собранием филархов, которые доводят суть дела до сведения своих семейств и затем их решения сообщают городскому сенату. «Иногда дело переносится на собрание всего острова». Раз в год собирается сенат Утопии (по три представителя от каждого города) для обсуждения общих дел государства. Органы власти Утопии осуществляют общее руководство народным хозяйством, образованием и воспитанием. Именно поэтому городской сенат избирается из ученых. Из их же числа выбирают послов, духовенство, самого главу государства. Для всех утопийцев общественный труд обязателен (6 ч в день). Все мужчины и женщины занимаются земледелием, ремеслами, меняя по очереди занятия и место жительства (каждые 2 года из города в деревню и наоборот). Т.Мор подчеркивает демократизм и дружелюбие утопийцев. Ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха: «их называют отцами, и они ведут себя достойно». Там «каждому позволяется принадлежать к той религии, какая ему нравится; если же он будет пытаться обратить к ней других, то может устраивать это только мирным и кротким путем, силой доказательств». На острове царит полное согласие, искоренены честолюбие, раздор и прочие пороки, порожденные частной собственностью. Своеобразно и право в Утопии. Господство общественной собственности, дружелюбие и демократизм утопийцев объясняют не- многочисленность преступлений, отсутствие нужды в обширном и сложном законодательстве. «По словам утопийцев, — пишет Т.Мор, — все законы издаются только ради того, чтобы напомнить каждому о его обязанности». Кроме того, замечает он, «они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование... Утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения или темнота — доступность понимания для всякого». Своеобразно отношение утопийцев к наказаниям. По словам Т.Мора они не только отвращают людей от позора, но и приглашают их к добродетелям, выставляя напоказ их почетные деяния. Здесь пресекаются происки искателей должностей лишением надежды на их всех. Так Мор подчеркивал первостепенное значение общественного мнения, морального воздействия в арсенале средств пре дупреждения и пресечения преступлений. Утопийцы, совершившие тяжкое преступление, не подвергаются смертной казни, как это было распространено в средневековой Европе, но обращаются в рабство. Потребность в рабах вызывалась необходимостью выполнять разные неприятные работы — забивать скот, вывозить нечистоты и т.п., отягчающие быт счастливых утопийцев. Рабы пополнялись не только преступникахми, но и военнопленными или приговоренными к смертной казни в других государствах, выкупленных утопийца-ми. Основная мысль в «Утопии» сводится к тому, что принудительные работы — более гуманная мера наказания, чем широко распространенная смертная казнь. К войнам Мор относился резко отрицательно. В «Утопии» политике агрессивных феодальных монархов противопоставлено миролюбие утопийцев, считающих войну «деянием воистину зверским». При необходимости они ведут лишь оборонительные войны, защищая свое счастливое государство. Социалистические идеи Т.Мора развивал Т.Кампанелла. Будучи доминиканским монахом, за участие в подготовке восстания против испанского ига он провел в тюрьмах около 27 лет, где и написал в числе других сочинение «Город Солнца». Общественный строй Города Солнца отличается совершенно новой организацией государственной власти. Здесь власть и управление основываются на трех принципах: организация производства и распределения, управление воспитанием граждан; первостепенную роль в осуществлении власти и управления играют ученые; новый общественный строй требует участия народа в управлении государством. Ученые и специалисты определенных отраслей народного хозяйства, знаний или искусства образуют централизованную иерархию исполняемых должностей. Во главе управленческой пирамиды — верховный правитель — «Солнце» (Метафизик). Он является главой светской и духовной власти, сведущий во всех науках, искус- ствах, ремеслах. Его власть не пожизненна, он может быть сменен солярием, превосходящим правителя в знаниях, способностью управлять государством. При нем состоят три соправителя — Мощь, Мудрость и Любовь. Первый ведает всем, что касается войны и мира. Ведению Мудрости подлежат искусства, ремесла и науки, должностные лица и ученые, учебные заведения. Любовь управляет деторождением, воспитанием, сельским хозяйством, производством продуктов питания и т.п. Ниже в иерархической лестнице должностей стоят специалисты, ведающие отдельными отраслями (Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Геометр, Поэт, Астроном и т.д.). Еще ниже — начальники отрядов, главные мастера. У них столько же должностных лиц, замечает Кампанелла, сколько мы насчитываем добродетелей, — есть еще Великодушие, Мужество, Целомудрие, Щедрость, Правосудие (уголовное и гражданское), Усердие, Правдолюбие и т.д. На каждую из должностей избираются те, кого еще с детства признают в школах наиболее пригодными для ее занятия. Власть должностных лиц опирается на всеобщее уважение и добровольное подчинение. Они меняются по воле народа. Органы власти и управления в Городе Солнца функционируют на началах прямого народоправства. Дважды в месяц созывается Большой Совет всех соляриев, достигших 20-летнего возраста, где обсуждаются государственные дела, исполнение должностными лицами своих обязанностей и новые кандидатуры. Каждый восьмой день собираются все высшие должностные лица государства. Проходят собрания и низших должностных лиц для обсуждения текущих дел. В Городе Солнца существуют право, правосудие. По Кампанел-ле, законы здесь немногочисленны, кратки и ясны. Они все вырезаны на медной доске у дверей храма правосудия. Здесь каждый подсуден старшему начальнику. «...Все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами». Вероятно, наиболее сложные дела рассматриваются в суде. Процесс гласный, устный, быстрый, с использованием свидетелей. Здесь преследуются, пишет Кампанелла, неблагодарность, злоба, неуважение друг к другу, ложь, леность. В отличие от Утопии в Городе Солнца к насильникам применяется смертная казнь, действует принцип талиона, но нет тюрем. Право помилования осуществляет Верховный правитель, апелляции о смягчении приговоров рассматривают его соправители. По утверждению Кампанеллы солярии богатые и одновременно бедные. Богатые, ибо у них есть все. Бедные, ибо у них нет никакой собственности. Солярии утверждают, пишет Кампанелла, что крайняя нищета делает людей негодяями, хитрыми, ворами, а богатство — надменными, гордыми, невеждами, изменниками и т.п. Однако социальное равенство и свобода людей здесь доводилась до уравнитель- 8 Г. Г. Демиденко ности (общие трапезы, пища и одежда, жилища, занятия). Общественный труд соляриев составлял не более 4 ч в день. Остальное время они посвящали приятным занятиям науками, собеседованиям, развитию умственных и телесных способностей. Государственное устройство и порядки в Городе Солнца Кампанелла называет, как и Утопию Т.Мора «образцом для посильного подражания». Итак, политико-правовая мысль Эпохи Возрождения и Реформации возрождала гуманизм, человеческое измерение государства, права, политики, религии. Мыслителями XVI—XVII вв. были заложены теоретические основы концепции прав человека, государство снова после античности стало рассматриваться как общественное явление, независимое от церкви. Раскованная мысль положила начало теоретической разработке проблем политики, государственного суверенитета, форм государства. Многие программные идеи той эпохи получили развитие у мыслителей Нового времени. Время Средневековья не решило и не решало ряд основополагающих проблем — политического отчуждения народа от государства, приоритет права в управлении обществом, соотношения частного и публичного права, форм собственности, механизм реализации прав человека, преодоления антагонизмов в обществе и др., в начальном виде решенных теоретически и практически в античных государствах. В позднее средневековье политико-правовая мысль лишь наметила переход от сословного к гражданскому обществу. Попытки ранних социалистов теоретически радикально решить эти проблемы в утопических проектах Т.Мора и Т.Кампанеллы лишь указали альтернативу общественного развития, типичные пороки общества и государства Средневековья. При всем демократизме их доктрин они отчетливо продемонстрировали в то же время опасность общественной нивелировки личности в условиях общественного производства и распределения, установки на аскетизм, авторитарность и равнодушие к правовым условиям развития человека. В обоих проектах доминируют интересы государства. 1. Введение. 2. Теория естественного права. Г.Гроций о праве и государстве. 3. Разработка естественно-правовой теории Б.Спинозой.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |