Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальный слух как краеугольная проблема




Лекция 2 Сенсорные музыкальные способности

Сенсорные музыкальные способности - это фундамент музыкального дарования человека. Они основаны на ощу­щении и отражают чувственную природу человека. Ве­дущей сенсорной музыкальной способностью является музыкальный слух. Его нельзя отождествлять с биоло­гическим слухом. Если последний направлен на фикса­цию звуков, связанных с природой, бытом, техникой, че­ловеческим говором, проявлениями чувств и эмоций (вздохи, восклицания и т. д.), то музыкальный слух функ­ционирует только как реакция на различные проявления музыкального искусства (характеристики музыкального звука, средства музыкальной выразительности, музы­кального построения и т. д.). Поэтому порой приходится наблюдать, что музыкально развитые люди, страдающие глухотой в результате болезни, ранения или по старости, не дослышивают бытовые звуки, речь, но чутко реагиру­ют на музыку, отмечая, в частности, фальшивые звуки. Для примера приведем на первый взгляд парадоксаль­ную характеристику поведения генерала Аносова из уже упоминавшейся повести «Гранатовый браслет» Купри­на: «Как многие глухие (генерал был контужен во время русско-турецкой войны. - Г. О.), он был страстным люби­телем оперы, и иногда, во время какого-нибудь томного дуэта, вдруг на весь театр раздавался его решительный бас: "А ведь чисто взял до, черт возьми! Точно орех раз­грыз". По театру проносился сдержанный смех, но гене­рал даже не подозревал этого: по своей наивности он думал, что шепотом обменялся со своим соседом све­жим впечатлением» [Там же. С. 262].

По сравнению с биологическим слухом, музыкаль­ный сформировался значительно позднее, в результате


 




длительной эволюции человеческой психики, подобно тому, как на основе органов зрения постепенно разви­лось чувство колорита. Появление музыкального слуха связано с высоким уровнем психической эволюции че­ловека. В формировании музыкального слуха отра­зилось, с одной стороны, стремление здоровой челове­ческой психики к совершенствованию, с другой - это показатель качественно высокого результата активной практической деятельности, прежде всего по эстетичес­кому освоению действительности.

Музыкальный слух исторически изменялся. Он пре­терпел длительную эволюцию и на ранней стадии был очень примитивен, реагируя лишь на самые элементар­ные характеристики музыкальной ткани. Как свидетель­ствует Е. В. Назайкинский: «Музыкальный слух - лишь малая надстройка на фундаменте, уходящем в глубины тысячелетий. Она возводится усилиями самого челове­ка и его воспитателей, примеряется к музыкальной жиз­ни, к инструментам и произведениям» [Назайкинский Е., 1988. С. 177]. То есть в формировании музыкального слу­ха как психической функции человека в целом, так и кон­кретно у отдельно взятого индивидуума огромную роль сыграли волевые усилия и воспитательная работа. Фун­даментом развития музыкального слуха является память в самых разнообразных проявлениях.

Качество музыкального слуха отражает особеннос­ти музыкальной и общей культуры эпохи и цивилизации. Не последнюю роль играет и экологическая чистота ок­ружающей среды (причем не только загрязненность воз­духа, но и насыщенность звуками). Чем выше уровень музыкальной культуры, тем тоньше у носителей этой куль­туры музыкальный слух. На его качество влияет и опыт общения с музыкальными стилями и направлениями. На­пример, музыкальный слух любителя и знатока европей­ской классики отличается от музыкального слуха жителя


какого-либо поселения из южной Африки, воспитанного только на традиционной музыке своей этнической группы. Итак, «музыкальный слух - основная музыкальная спо­собность, связанная с разнообразной реакцией на му­зыкальные звуки и возможностью ощущать функцио­нальные связи между звуками в музыкальной системе и музыкальном произведении» [Рагс Ю., 1978, с. 625]. Музыкальный слух отличается многосторонностью, которая формируется по мере его совершенствования. У взрослого, музыкально образованного человека, при­общенного ко всем достижениям европейского академи­ческого музыкального искусства, развиты такие стороны музыкального слуха как звуковысотный слух, интонацион­ный, ладовый, мелодический, гармонический, тембровый, динамический, артикуляционный, полифонический, архи­тектонический и т. д. Наличие столь различных сторон му­зыкального слуха свидетельствует о целенаправленной работе над ними и о знакомстве именно с европейской академической музыкой. Например, человек с неразви­тым гармоническим слухом никогда не отреагирует на кра­соты элептических последований в сцене смерти Изоль­ды из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, не обладая архитектонического слухом, слушатель не отметит разни­цу в формообразовании между фугой Ь-тоН Баха из I тома «Хорошо темперированного клавира» и «эпизодом наше­ствия» из Седьмой симфонии Шостаковича, а без отто­ченного тембрового слуха нельзя наслаждаться красоч­ными тембровыми изысками Ноктюрнов для симфоничес­кого оркестра и женского хора Дебюсси. На практике все стороны музыкального слуха функционируют комплексно и дают целостное представление об услышанной музыке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.