КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антропологический аспект музыкальной психологии
Под антропологическим аспектом музыкальной психологии следует понимать особенность трактовки понятий, связанных с психологией музыки на ранней стадии развития человека. Безусловно, историко-ар-хеологических источников по этим вопросам мало. Од- нако изучение жизни и культуры отдельных племен Африки, Австралии, Океании и Америки дало богатейший материал для понимания антропологии музыки и осознания объективности категорий музыкальной психологии. Еще в 60-е годы XX столетия в этих регионах планеты Земля жили этнические группы, находящиеся на стадии раннего патриархата или даже матриархата. В своем развитии они во многом проходили путь, характерный для всех народов земного шара. Особенностями их быта и культуры ученые впервые заинтересовались еще в середине XIX века. Многочисленные экспедиции англо-американских ученых (среди них было немало этномузыкологов и музыковедов-палеонтологов) в первой половине XX столетия собрали богатейший материал по художественной культуре. Об этом, в частности, свидетельствует замечательное исследование «Антропология музыки» профессора антропологии университета штата Индиана Алана Мерриама [А1ап Р. Мегпат. Тпе Ап(горо1оду ог~ Миз/к. Ыог1\л/ез{егп ипЫегв'Лу ргезз. ЕVапз^оп, 1964. 358р.; сокращенный русский перевод см. в Ногтю тизИшз '95, '99]. Изучение накопленного материала в контексте музыкальной психологии свидетельствует, что уже на столь ранней ступени развития человек задумывался о многих проблемах музыкальной психологии и эстетики. По этим материалам мы можем судить о том, как развивалось музыкальное искусство при родовом строе. Перед древними людьми прежде всего стоял вопрос: что такое музыка, музыкальное творчество? По мнению басонгов (небольшой этнической группы в Заире), музыка связана только с человеком, остальное -не музыка. В понимании тех же басонгов музыка создана только людьми. Но это не единственная точка зрения. В частности, в Сьерра-Леоне (государство в западной Африке, населенное народами темпе, менде, лим-
ба, фульбе и др.) считают, что распространенный в этом регионе музыкальный жанр баланьи произошел от подражания пению птички. Из примера взгляда басонгов можно сделать вывод, что уже в первобытные времена вставала проблема осмысления: что характерно именно для музыки? Проблема отличия музыки от «не музыки» у древних племен очень важна для понимания любой музыкальной системы. Она формирует психологию, вкусы, культуру в целом. Второй по степени важности вопрос: что такое музыкальный талант? И по этому вопросу тоже существуют разные точки зрения. Нигерийские апачи считают, что задатки к музыкальной деятельности (и вообще к эстетической) есть у всех людей. Главное - эстетическое воспитание, которому у них отводится важная роль. Противоположной точки зрения придерживаются басон-ги. По их мнению, задатки музыкальных способностей сугубо наследственны, и не у всех они одинаковы. Причем музыкальное дарование может передаваться потомству и по отцовской, и по материнской линиям. Видимо, уже в стародавние времена люди задумывались над тем, что такое музыкальная импровизация, чем она отличается от музыкальной композиции, какие для импровизации нужны задатки и т. д.? На Тринидаде (остров в Атлантическом океане), например, импровизацию не считают особым даром, так как она, по мнению аборигенов, доступна любому податливому уму. Отмечается различное отношение к музыке, к искусству. У бали (народность в Индонезии) - это важнейшая потребность. Также буквально живут для искусства чамбули (небольшая папуасская народность в Новой Гвинее). Каждый представитель этого народа «прежде всего озабочен своей ролью на художественной сцене своего общества, - совершенствованием сво- его костюма, красотой своих собственных масок, собственным мастерством игры на флейте, законченностью и совершенством [ё1ап] своих обрядовых действ, признанием и оценкой своего исполнения другими...» [Ногтю ти51ки5'95, с. 40]. Маори (основное население Новой Зеландии) почти все - певцы. Общественная значимость музыки отмечается и в лагере африканских бушменов, и у пигмеев Конго. Для музыкального восприятия важна и проблема оптимального числа исполнителей, которая волнует эти народности и разрешается ими тоже по-разному. У басонгов ядро музыкальной группы составляют три музыканта, так как все должно прослушиваться ясно, и звучание не должно перегружать слух. Для североамериканских индейцев флэтхед наоборот: чем больше певцов, тем лучше. Разные мнения существуют и в вопросе о происхождении музыки. Выявляются два взгляда: музыка - порождение богов или музыка возникает благодаря заимствованию. Взгляд на взаимосвязь музыки со сверхъестественным началом включает и фигуру музыканта. Источников, из которых черпается музыка, может быть три: 1) сверхъестественное начало, 2) индивидуальное сочинительство, 3) заимствование. Для представителей племени юркала (Австралия) музыка - это подражание лепету детей младенческого возраста, которые знают священную тайну забытых слов. То, как трактуется вопрос об истоках музыки, трудно переоценить; его понимание формирует сочинительское творчество и влияет на музыкальную культуру в целом. Проблема эмоциональности музыки, ее смысловой сущности также разрешается с разными нюансами. По мнению племени маори, песня помогает людям выразить мысль. У полинезийцев пение служит передаче любой сакральной эмоции.
Задумываются и над мотивацией музыкального творчества: почему люди музицируют? Флэдхед считают - чтобы помочь себе (т. е. в основе лежит компенсаторная функция). Басонги уверены, что люди занимаются музыкой в трех случаях: 1) для счастья, 2) по велению Эфиле Мукулу (верховного божества), 3) для вознаграждения. Но главный мотив заключается в обретении счастья. Возникает также проблема собственности музыки и по-своему решается вопрос авторских прав. Существуют три точки зрения: 1) музыка является собственностью индивида, который ее сочинил, 2) песня может быть собственностью группы, касты и т. д., 3) музыка - это достояние общества в целом. Как видим, уже на ранней стадии развития перед людьми возникают ключевые вопросы музыкальной психологии, бытования музыки.* Это свидетельствует об объективности данных вопросов. Более того, в их решении существуют противоположные точки зрения, что говорит о разнообразии мнений, продиктованных разностью психических складов, опыта музыкальной практики. У первобытных народов можно обнаружить зачатки многих психологических и эстетических теорий, которые окончательно выстроятся и разовьются впоследствии. * Материал, свидетельствующий о том, что при родовом строе встают и по-своему разрешаются вопросы создания музыки, см. в части III. Часть I Музыкальные способности - краеугольная проблема музыкальной психологии
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |