КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Музыкальных способностей
Проблема определения и развития Лекция 1 Успех музыкального воспитания и образования, в том числе и специального, во многом зависит от правильного определения уровня основных музыкальных способностей. Напомним: основные музыкальные способности - это те способности, без которых невозможно занятие никакой музыкальной деятельностью. То, что одной из главных задач музыкального воспитания и образования является развитие основных музыкальных способностей обусловлено, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, музыкальное воспитание и образование могут быть успешными только при наличии задатков основных музыкальных способностей. Во-вторых, развитие основных музыкальных способностей совершенствует все психические функции человека. В-третьих, основные музыкальные способности образуют фундамент музыкальной одаренности. Проблема определения основных музыкальных способностей остается не решенной по сей день. Современная наука и педагогическая практика приходят к выводам, что необходимо в этом вопросе учитывать ряд особенностей, тогда определение основных музыкальных способностей будет более или менее успешным. Прежде всего, сегодня нет ни одного теста или комплекса экзаменационных заданий, позволяющих сразу,
с первой встречи с ребенком, точно выявить наличие основных музыкальных способностей и их качество. Музыкальные способности определяются в течение длительного периода, в онтогенезе, в процессе творческих занятий. Еще более полувека назад Б. М. Теплов выдвинул положение, что надо позаниматься с ребенком, по меньшей мере, год, чтобы точно определить его основные музыкальные способности и уровень дарования. Педагогам хорошо известна картина, когда дети, не отличающиеся яркими музыкальными способностями при первой встрече, в процессе планомерных занятий начинают «раскрываться» и опережать своих более способных товарищей. И наоборот, ребенок, поразивший своим дарованием сначала, впоследствии как бы останавливается в развитии, и занятия с ним не приносят ожидаемых результатов. Просто с первых лет жизни он был окружен очень благоприятной обстановкой для музыкального развития. Важно учитывать то обстоятельство, что задатки основных музыкальных способностей есть почти у подавляющего большинства детей, и формируются они уже в первый год жизни. А дальше происходит их постепенное развитие. Поэтому потенциально почти каждый ребенок «подходит» для музыкального воспитания и общего музыкального образования. Основные музыкальные способности - явление комплексное. Следовательно, наличие хотя бы одной музыкальной способности свидетельствует и об остальных составляющих комплекса. Первостепенное внимание надо уделять выявлению не основных музыкальных способностей, а музыкальности. Педагога не должно смущать фальшивое пение или не точно повторенный ритмический рисунок. Не это является определяющим. Главное, как реагирует ребенок на музыкальное содержание, и насколько образно и эмоционально он его воспринимает. Фальшивое пение, даже «гудошничество» не является показателем отсутствия музыкального слуха. Нередко ребенок слышит, что поет нечисто. Это происходит по нескольким причинам: неразвитые голосовые связки, рассогласованность между пением и слуховым контролем, непонимание задачи. Неточность в повторении ритмической формулы порой связана с неловкостью детских рук и др. Важно учитывать и другие психические функции ребенка, особенно такие как уровень мышления, наличие внимания, воли и т. д. Они также играют значительную роль в музыкальном воспитании. Сообразительный, дисциплинированный и целенаправленный ученик даже со скромными способностями может сделать большие успехи. На сегодня разработан комплекс заданий для выявления основных способностей. В частности, удачной является методика петербургского ученого и педагога Б. М. Березовского. Наиболее результативны различные задания с ранее выученной песней и двигательные импровизации под музыку. Цель музыкального воспитания и образования на начальном этапе заключается не столько в приобретении различных сведений из области музыкознания, в развитии технических навыков игры на музыкальном инструменте, сколько в формировании основных музыкальных способностей. Связано это с тем, что наиболее сензитивный возраст для развития этих психических функций завершается к 9-10-ти годам. А активизация музыкальных способностей, как подчеркивал В. М. Бехтерев, происходит в результате разнообразной практической деятельности.
Лекция 2 Музыкальные вундеркинды: вопросы и ответы Издавна дети с яркими, рано развившимися способностями привлекали всеобщее внимание. История сохранила немало имен детей, уже в первые годы жизни добившихся высокого профессионализма в том или ином виде творчества. Наша соотечественница юная Надя Рушева создавала неповторимые рисунки, француженка Мину Друэ в 8 лет писала философские стихи, итальянец Вилли Ферреро в раннем детстве дирижировал оркестром, в частности, в 7 лет он гастролировал в России, кубинец Хосе Рауль Капабланка и американец Сэмюэл Решевский, будучи детьми, удивляли шахматными достижениями. Еще два десятилетия назад российская и мировая музыкальная общественность следила за успехами Жени Кисина и Полины Осетинской, Вадика Репина и Максима Венгерова. Этим необычным детям дали название вундеркинд, от сложного немецкого слова \/\/ипс1егк1па|, что означает «чудо-ребенок». Вундеркиндов называют «золотым фондом» человечества. Они не только привлекают всеобщее внимание, но и являются объектом научного исследования. В том числе изучается и психологическая природа музыканта-вундеркинда. Своеобразным «эталоном» музыкального вундеркинда принято считать юного Моцарта. Феномен вундеркинда ставит перед человечеством множество вопросов, среди которых, на наш взгляд, особенно следует выявить два. 1) Действительно ли вундеркинды обладают какими-то особыми способностями, или эти дети с первых лет жизни очень много занимались своей специальностью под руководством опытных учителей? 2) Почему, вырастая, не все вундеркинды становятся великими музыкантами? И наоборот, не все вы- дающиеся композиторы и музыканты-исполнители входили в детстве в когорту избранных. Для примера обратимся к воспоминаниям Н. А. Римского-Корсакова о своих успехах в детстве: «Однако я все-таки играл у нее (у первой учительницы) гаммы, легкие экзерсисы и какие-то пьески. Помню, что играл я все это плохо, неаккуратно и был слаб в счете» [Кирнарская Д, 2000. С. 188]. Нарисованный Римским-Корсаковым портрет хорошо знаком почти каждому учителю музыки. И кто в этом нерадивом ученике увидит будущего выдающегося композитора? Американский ученый Николай Слонимский провел эксперимент: в 1950-х годах он стал следить за судьбой довольно многочисленной группы детей-вундеркиндов. По прошествии многих лет выяснилось, что из бывших вундеркиндов только 10% действительно стали крупными профессионалами. Знаменитый китайский виолончелист Йо-Йо-Ма приводит еще более неутешительные цифры. По его мнению лишь 2 % вундеркиндов «оправдывают» возложенные на них надежды. В ответах на оба вопроса есть две точки зрения. Одна принадлежит представителям англо-американской психологической школы, другая - российским ученым. Англо-американские исследователи считают, что вундеркинды не обладают какими-то особыми способностями. Эти дети просто были поставлены в особо благоприятные условия и много занимались своей будущей профессией. Каждый ребенок с хорошими музыкальными способностями может достичь столь блестящих результатов. Данная точка зрения классифицируется следующим образом: «1) "терпение и труд все перетрут" или чем больше времени затрачено на овладение профессией, тем выше результат; 2)"чем раньше, тем лучше" -раннее начало занятий при очень активной поддержке родителей быстрее приведет к успеху; 3) необходима
правильная организация занятии, для чего нужен высококвалифицированный преподаватель; 4) необходим не менее чем десятилетний срок систематической тренировки, прежде чем удастся выйти на профессиональный уровень в какой-либо деятельности» [Кирнарская Д., 2000. С.184]. Ответ на второй вопрос представители англоамериканского направления дают следующий: многие вундеркинды не выдерживают мощного прессинга напряженных занятий музыкой с раннего детства, и по мере взросления они просто сгорают. В частности, американский психолог Эллен Винер считает: «Большая часть дарований так и не получает полного развития. Многие одаренные дети сгорают. Наибольшая трудность состоит в том, чтобы установить связь между детской одаренностью и взрослой творческой активностью, а также в том, что мы располагаем очень скупыми данными о тех одаренных детях, которые перестали быть таковыми, когда стали взрослыми» [Там же. С.185]. Однако эти выводы не выдерживают критики, хотя бы потому, что в российских специальных школах-десятилетках при Московской, Петербургской, Новосибирской и др. консерваториях, далеко не все ученики являются вундеркиндами, хотя обучают их с ранних лет педагоги очень высокого класса. При этом дети живут в жестком режиме, подчиненном будущей профессии, за их развитием ревностно следят и родители, и учителя. Что касается «сгорания» многих вундеркиндов по мере взросления, то этот вывод опровергается бесчисленными историческими фактами. Например, не «сгорел» Паганини, хотя отец обращался с ним очень жестоко, требуя многочасовых занятий скрипичной игрой; у Бетховена не вызвали отвращение к музыке подзатыльники и пинки пьяного отца, часто сопровождавшие музыкальные занятия и т. д. Итак, почему одни «сгорают», а другие - нет? Разные характеры, здоровье? Вопрос при таком ответе остается открытым. Гораздо более убедительна точка зрения отечественных психологов и музыковедов, согласно которой вундеркинды наделены особыми способностями. Исследователь феномена вундеркинда Д. К. Кирнарская предлагает комплекс способностей вундеркинда, в который входят: блестящие виртуозные данные, артистическая раскованность, яркий виртуозно-репродуктивный комплекс, хорошая музыкальная память. Как видим, центральное место в них отведено очень яркому музыкально-репродуктивному комплексу и столь же незаурядному психофизическому комплексу успешной исполнительской деятельности. Детям свойственна склонность к подражанию, однако у вундеркиндов она принимает гипертрофированные формы. Благодаря активному техническому росту, вундеркинды быстро проходят детский репертуар и начинают играть «взрослые» произведения. Известен случай, когда девочка-вундеркинд за 1 год прошла то, что изучают в обычной семилетней музыкальной школе. В детстве она поражала окружающих своей игрой, однако, повзрослев, крупной пианисткой не стала. Это типичная судьба ребенка, одаренного только музыкально-репродуктивным комплексом, который, как мы знаем, дает возможность подражать, копировать чужое, но не создавать свой неповторимый стиль - исполнительский или композиторский. Способностей, образующих комплекс вундеркинда, вполне достаточно, чтобы достичь ранних успехов и удивлять окружающих (в первую очередь родителей), но совсем не достаточно, чтобы стать ярким и, тем более, великим музыкантом. Однако встречаются вундеркинды, хотя и значитель-
на но реже, которые обладают, помимо комплекса вундеркинда, еще и музыкально-творческим комплексом. Становясь взрослыми, они продолжают бурно развиваться и вырастают в крупных композиторов или музыкантов-исполнителей. Благодаря мощному музыкально-творческому комплексу, они способны создать свой стиль, внести в искусство более или менее значительный вклад. Тогда как вундеркинды без музыкально-творческого комплекса с наступлением юности постепенно «выравниваются» со своими «обычными» сверстниками. В детстве подражание не вызывает неприятия, но к молодому человеку предъявляются совсем иные требования, которым эти бывшие вундеркинды соответствовать не могут. Сами они тоже начинают относиться к своим успехам критически, так как в подростковом возрасте, что подчеркивал Л. С. Выготский, развивается чувство контроля, и это тоже не стимулирует их музыкальное творчество. Для того чтобы обозначить вундеркиндов, не обладающих музыкально-творческим комплексом, Д. К. Кир-нарская вводит понятие псевдовундеркинд. Отличить вундеркинда от псевдовундеркинда практически невозможно. Истина раскрывается только, когда ребенок вырастает. История изобилует ошибочными характеристиками одаренных детей даже среди выдающихся музыкантов. По воспоминаниям Л. Л. Сабанеева, который в детстве отличался исключительными музыкальными способностями, будущность великого композитора ему прочил С. И. Танеев. «Один раз пришел к нам Танеев, питавший ко мне нежные чувства и, между прочим, признававший во мне "необычайные", по его выражению, композиторские дарования. Это убеждение питалось в С. И. тем фактом, что я виртуозно умел в то время писать "под Моцарта". Я искренне увлекался Моцартом, и отчасти не без влияния самого Танеева, для которого Моцарт тоже был священным именем, изучил его манеру и его композицию настолько, что почти до болезненности чувствовал остро каждое отступление от этого ясного и светлого стиля (автору было тогда тринадцать лет)» [Там же. С. 189]. Выяснение психологической природы столь важного факта, что вундеркинды классифицируются на «настоящих» и псевдовундеркиндов, дает исчерпывающий ответ на вопрос: почему только очень малая часть особо одаренных детей становится выдающимися музыкантами. Феномен вундеркинда выдвигает еще одну важную проблему. Как правило, одаренные дети с первых лет жизни поставлены в особые жизненные условия. Им многое прощается, их освобождают от бытовых обязанностей, ограждают от житейских неурядиц. У этих детей часто нет друзей-сверстников, они не получают навыков общения и т. д. Они должны только серьезно относиться к занятиям музыкой. Эти «тепличные» условия, которые им создает семья, нередко ценой материальных лишений родителей, братьев и сестер, предполагают в будущем большую отдачу: ребенок должен стать крупным, известным музыкантом (композитором или исполнителем). Однако если одаренный ребенок только псевдовундеркинд, он никогда не оправдает возложенных на него надежд, и с возрастом будет поставлен в обычные житейские условия, к которым не был приучен. Судьбы многих вундеркиндов складываются печально, они нередко отказываются от профессии музыканта, не все могут стоически пережить горечь несбывшихся надежд. Поэтому важной задачей психологии и педагогики является разработка психологически верного отношения к особо одаренным детям. Вундеркинды - это действительно «золотой фонд человечества». Но нужно помнить, что истинный масштаб одаренности раскрывается только во взрослом возрасте.
Лекция 3
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |