Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальных способностей




Проблема определения и развития

Лекция 1

Успех музыкального воспитания и образования, в том числе и специального, во многом зависит от правильно­го определения уровня основных музыкальных способ­ностей. Напомним: основные музыкальные способности - это те способности, без которых невозможно занятие никакой музыкальной деятельностью.

То, что одной из главных задач музыкального воспи­тания и образования является развитие основных музы­кальных способностей обусловлено, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, музыкальное воспитание и образование могут быть успешными только при нали­чии задатков основных музыкальных способностей. Во-вто­рых, развитие основных музыкальных способностей со­вершенствует все психические функции человека. В-тре­тьих, основные музыкальные способности образуют фундамент музыкальной одаренности.

Проблема определения основных музыкальных способностей остается не решенной по сей день. Совре­менная наука и педагогическая практика приходят к вы­водам, что необходимо в этом вопросе учитывать ряд особенностей, тогда определение основных музыкаль­ных способностей будет более или менее успешным.

Прежде всего, сегодня нет ни одного теста или ком­плекса экзаменационных заданий, позволяющих сразу,


 




с первой встречи с ребенком, точно выявить наличие ос­новных музыкальных способностей и их качество. Музы­кальные способности определяются в течение длитель­ного периода, в онтогенезе, в процессе творческих за­нятий. Еще более полувека назад Б. М. Теплов выдвинул положение, что надо позаниматься с ребенком, по мень­шей мере, год, чтобы точно определить его основные му­зыкальные способности и уровень дарования. Педагогам хорошо известна картина, когда дети, не отличающиеся яркими музыкальными способностями при первой встре­че, в процессе планомерных занятий начинают «раскры­ваться» и опережать своих более способных товарищей. И наоборот, ребенок, поразивший своим дарованием сна­чала, впоследствии как бы останавливается в развитии, и занятия с ним не приносят ожидаемых результатов. Про­сто с первых лет жизни он был окружен очень благоприят­ной обстановкой для музыкального развития.

Важно учитывать то обстоятельство, что задатки основных музыкальных способностей есть почти у по­давляющего большинства детей, и формируются они уже в первый год жизни. А дальше происходит их посте­пенное развитие. Поэтому потенциально почти каждый ребенок «подходит» для музыкального воспитания и об­щего музыкального образования.

Основные музыкальные способности - явление ком­плексное. Следовательно, наличие хотя бы одной музы­кальной способности свидетельствует и об остальных составляющих комплекса.

Первостепенное внимание надо уделять выявлению не основных музыкальных способностей, а музыкаль­ности. Педагога не должно смущать фальшивое пение или не точно повторенный ритмический рисунок. Не это является определяющим. Главное, как реагирует ребе­нок на музыкальное содержание, и насколько образно и эмоционально он его воспринимает.


Фальшивое пение, даже «гудошничество» не явля­ется показателем отсутствия музыкального слуха. Неред­ко ребенок слышит, что поет нечисто. Это происходит по нескольким причинам: неразвитые голосовые связки, рассогласованность между пением и слуховым контро­лем, непонимание задачи. Неточность в повторении рит­мической формулы порой связана с неловкостью детс­ких рук и др.

Важно учитывать и другие психические функции ре­бенка, особенно такие как уровень мышления, нали­чие внимания, воли и т. д. Они также играют значитель­ную роль в музыкальном воспитании. Сообразитель­ный, дисциплинированный и целенаправленный ученик даже со скромными способностями может сделать большие успехи.

На сегодня разработан комплекс заданий для вы­явления основных способностей. В частности, удачной является методика петербургского ученого и педагога Б. М. Березовского. Наиболее результативны различные задания с ранее выученной песней и двигательные им­провизации под музыку.

Цель музыкального воспитания и образования на начальном этапе заключается не столько в приобрете­нии различных сведений из области музыкознания, в раз­витии технических навыков игры на музыкальном инст­рументе, сколько в формировании основных музыкаль­ных способностей. Связано это с тем, что наиболее сензитивный возраст для развития этих психических функций завершается к 9-10-ти годам. А активизация музыкальных способностей, как подчеркивал В. М. Бех­терев, происходит в результате разнообразной практи­ческой деятельности.


 




Лекция 2 Музыкальные вундеркинды: вопросы и ответы

Издавна дети с яркими, рано развившимися способ­ностями привлекали всеобщее внимание. История сохра­нила немало имен детей, уже в первые годы жизни до­бившихся высокого профессионализма в том или ином виде творчества. Наша соотечественница юная Надя Рушева создавала неповторимые рисунки, францужен­ка Мину Друэ в 8 лет писала философские стихи, италь­янец Вилли Ферреро в раннем детстве дирижировал ор­кестром, в частности, в 7 лет он гастролировал в России, кубинец Хосе Рауль Капабланка и американец Сэмюэл Решевский, будучи детьми, удивляли шахматными дос­тижениями. Еще два десятилетия назад российская и мировая музыкальная общественность следила за ус­пехами Жени Кисина и Полины Осетинской, Вадика Ре­пина и Максима Венгерова.

Этим необычным детям дали название вундеркинд, от сложного немецкого слова \/\/ипс1егк1па|, что означает «чудо-ребенок». Вундеркиндов называют «золотым фон­дом» человечества. Они не только привлекают всеобщее внимание, но и являются объектом научного исследова­ния. В том числе изучается и психологическая природа музыканта-вундеркинда. Своеобразным «эталоном» му­зыкального вундеркинда принято считать юного Моцарта.

Феномен вундеркинда ставит перед человечеством множество вопросов, среди которых, на наш взгляд, осо­бенно следует выявить два. 1) Действительно ли вундер­кинды обладают какими-то особыми способностями, или эти дети с первых лет жизни очень много занима­лись своей специальностью под руководством опытных учителей? 2) Почему, вырастая, не все вундеркинды ста­новятся великими музыкантами? И наоборот, не все вы-


дающиеся композиторы и музыканты-исполнители вхо­дили в детстве в когорту избранных. Для примера обра­тимся к воспоминаниям Н. А. Римского-Корсакова о своих успехах в детстве: «Однако я все-таки играл у нее (у пер­вой учительницы) гаммы, легкие экзерсисы и какие-то пьески. Помню, что играл я все это плохо, неаккуратно и был слаб в счете» [Кирнарская Д, 2000. С. 188]. Нарисован­ный Римским-Корсаковым портрет хорошо знаком почти каждому учителю музыки. И кто в этом нерадивом учени­ке увидит будущего выдающегося композитора? Амери­канский ученый Николай Слонимский провел экспери­мент: в 1950-х годах он стал следить за судьбой довольно многочисленной группы детей-вундеркиндов. По проше­ствии многих лет выяснилось, что из бывших вундер­киндов только 10% действительно стали крупными про­фессионалами. Знаменитый китайский виолончелист Йо-Йо-Ма приводит еще более неутешительные цифры. По его мнению лишь 2 % вундеркиндов «оправдывают» возложенные на них надежды.

В ответах на оба вопроса есть две точки зрения. Одна принадлежит представителям англо-американской психологической школы, другая - российским ученым. Англо-американские исследователи считают, что вун­деркинды не обладают какими-то особыми способ­ностями. Эти дети просто были поставлены в особо бла­гоприятные условия и много занимались своей будущей профессией. Каждый ребенок с хорошими музыкальны­ми способностями может достичь столь блестящих ре­зультатов. Данная точка зрения классифицируется сле­дующим образом: «1) "терпение и труд все перетрут" или чем больше времени затрачено на овладение профес­сией, тем выше результат; 2)"чем раньше, тем лучше" -раннее начало занятий при очень активной поддержке родителей быстрее приведет к успеху; 3) необходима


 




правильная организация занятии, для чего нужен высо­коквалифицированный преподаватель; 4) необходим не менее чем десятилетний срок систематической трениров­ки, прежде чем удастся выйти на профессиональный уровень в какой-либо деятельности» [Кирнарская Д., 2000. С.184].

Ответ на второй вопрос представители англо­американского направления дают следующий: мно­гие вундеркинды не выдерживают мощного прессинга напряженных занятий музыкой с раннего детства, и по мере взросления они просто сгорают. В частности, американс­кий психолог Эллен Винер считает: «Большая часть да­рований так и не получает полного развития. Многие ода­ренные дети сгорают. Наибольшая трудность состоит в том, чтобы установить связь между детской одаренно­стью и взрослой творческой активностью, а также в том, что мы располагаем очень скупыми данными о тех ода­ренных детях, которые перестали быть таковыми, когда стали взрослыми» [Там же. С.185].

Однако эти выводы не выдерживают критики, хотя бы потому, что в российских специальных школах-деся­тилетках при Московской, Петербургской, Новосибирс­кой и др. консерваториях, далеко не все ученики явля­ются вундеркиндами, хотя обучают их с ранних лет пе­дагоги очень высокого класса. При этом дети живут в жестком режиме, подчиненном будущей профессии, за их развитием ревностно следят и родители, и учите­ля. Что касается «сгорания» многих вундеркиндов по мере взросления, то этот вывод опровергается бесчис­ленными историческими фактами. Например, не «сго­рел» Паганини, хотя отец обращался с ним очень жес­токо, требуя многочасовых занятий скрипичной игрой; у Бетховена не вызвали отвращение к музыке подза­тыльники и пинки пьяного отца, часто сопровождавшие


музыкальные занятия и т. д. Итак, почему одни «сгора­ют», а другие - нет? Разные характеры, здоровье? Воп­рос при таком ответе остается открытым.

Гораздо более убедительна точка зрения отече­ственных психологов и музыковедов, согласно которой вундеркинды наделены особыми способностями. Иссле­дователь феномена вундеркинда Д. К. Кирнарская пред­лагает комплекс способностей вундеркинда, в который входят: блестящие виртуозные данные, артистическая раскованность, яркий виртуозно-репродуктивный комп­лекс, хорошая музыкальная память. Как видим, цент­ральное место в них отведено очень яркому музыкаль­но-репродуктивному комплексу и столь же незауряд­ному психофизическому комплексу успешной исполнительской деятельности.

Детям свойственна склонность к подражанию, од­нако у вундеркиндов она принимает гипертрофирован­ные формы. Благодаря активному техническому росту, вундеркинды быстро проходят детский репертуар и на­чинают играть «взрослые» произведения. Известен слу­чай, когда девочка-вундеркинд за 1 год прошла то, что изучают в обычной семилетней музыкальной школе. В детстве она поражала окружающих своей игрой, од­нако, повзрослев, крупной пианисткой не стала. Это ти­пичная судьба ребенка, одаренного только музыкаль­но-репродуктивным комплексом, который, как мы зна­ем, дает возможность подражать, копировать чужое, но не создавать свой неповторимый стиль - исполнитель­ский или композиторский. Способностей, образующих комплекс вундеркинда, вполне достаточно, чтобы дос­тичь ранних успехов и удивлять окружающих (в первую очередь родителей), но совсем не достаточно, чтобы стать ярким и, тем более, великим музыкантом.

Однако встречаются вундеркинды, хотя и значитель-


 


на



но реже, которые обладают, помимо комплекса вундер­кинда, еще и музыкально-творческим комплексом. Ста­новясь взрослыми, они продолжают бурно развиваться и вырастают в крупных композиторов или музыкантов-исполнителей. Благодаря мощному музыкально-творчес­кому комплексу, они способны создать свой стиль, вне­сти в искусство более или менее значительный вклад. Тогда как вундеркинды без музыкально-творческого ком­плекса с наступлением юности постепенно «выравнива­ются» со своими «обычными» сверстниками. В детстве подражание не вызывает неприятия, но к молодому че­ловеку предъявляются совсем иные требования, кото­рым эти бывшие вундеркинды соответствовать не могут. Сами они тоже начинают относиться к своим успехам критически, так как в подростковом возрасте, что подчер­кивал Л. С. Выготский, развивается чувство контроля, и это тоже не стимулирует их музыкальное творчество. Для того чтобы обозначить вундеркиндов, не обла­дающих музыкально-творческим комплексом, Д. К. Кир-нарская вводит понятие псевдовундеркинд. Отличить вундеркинда от псевдовундеркинда практически невоз­можно. Истина раскрывается только, когда ребенок вы­растает. История изобилует ошибочными характеристи­ками одаренных детей даже среди выдающихся музы­кантов. По воспоминаниям Л. Л. Сабанеева, который в детстве отличался исключительными музыкальными способностями, будущность великого композитора ему прочил С. И. Танеев. «Один раз пришел к нам Танеев, питавший ко мне нежные чувства и, между прочим, при­знававший во мне "необычайные", по его выражению, композиторские дарования. Это убеждение питалось в С. И. тем фактом, что я виртуозно умел в то время писать "под Моцарта". Я искренне увлекался Моцартом, и отчасти не без влияния самого Танеева, для которого


Моцарт тоже был священным именем, изучил его мане­ру и его композицию настолько, что почти до болезнен­ности чувствовал остро каждое отступление от этого ясного и светлого стиля (автору было тогда тринадцать лет)» [Там же. С. 189].

Выяснение психологической природы столь важного факта, что вундеркинды классифицируются на «настоя­щих» и псевдовундеркиндов, дает исчерпывающий ответ на вопрос: почему только очень малая часть особо ода­ренных детей становится выдающимися музыкантами.

Феномен вундеркинда выдвигает еще одну важную проблему. Как правило, одаренные дети с первых лет жизни поставлены в особые жизненные условия. Им мно­гое прощается, их освобождают от бытовых обязаннос­тей, ограждают от житейских неурядиц. У этих детей часто нет друзей-сверстников, они не получают навы­ков общения и т. д. Они должны только серьезно отно­ситься к занятиям музыкой.

Эти «тепличные» условия, которые им создает се­мья, нередко ценой материальных лишений родителей, братьев и сестер, предполагают в будущем большую от­дачу: ребенок должен стать крупным, известным музы­кантом (композитором или исполнителем). Однако если одаренный ребенок только псевдовундеркинд, он никог­да не оправдает возложенных на него надежд, и с возра­стом будет поставлен в обычные житейские условия, к которым не был приучен. Судьбы многих вундеркиндов складываются печально, они нередко отказываются от профессии музыканта, не все могут стоически пере­жить горечь несбывшихся надежд. Поэтому важной за­дачей психологии и педагогики является разработка пси­хологически верного отношения к особо одаренным де­тям. Вундеркинды - это действительно «золотой фонд человечества». Но нужно помнить, что истинный масштаб одаренности раскрывается только во взрослом возрасте.


 




Лекция 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1005; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.