Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В музыкальном образовании




Роль ассоциативности

Лекция 5

Значение ассоциаций в формировании мышления человека было отмечено еще в древности. Свою лепту в изучение этой проблемы внесли ученые последующих столетий. Несомненно, положительную роль сыграл ассоцианизм при всех издержках этого направления. Новым этапом стали выводы на основе опытов И. И. Се­ченова, доказавшего, что функцию сознания нельзя свести только к ассоциациям.

Ассоциации активно использовались в различных отраслях педагогики, так как они неисчерпаемы по сво­ему содержанию. Их классификация (по сходству, контрасту, смежности), разнообразие отражаемых в них связей (внешних и внутренних) представляют для педагогов широкие возможности. Особенно важны ассоциации в период младшего школьного возраста. Ассоциативные связи с известной ребенку областью зна­ний ведут к освоению незнакомого материала.

Несомненно велика роль ассоциаций в музыкальном воспитании и именно в силу особой абстрактности музы­кального языка. Практический контакт оставляет «слепок в мозгу». «Эти слепки - по словам А. Н. Леонтьева - помо­гают наладить слуховые контакты, связанные с осмысле­нием музыкального образа» [Леонтьев А., 1981. С. 159]. О том, насколько важны в разных областях музыкально­го творчества ассоциации, свидетельствует опыт выдаю­щихся музыкантов. В. Чемберджи, сопровождая С. Т. Рих­тера в его последнем, наиболее протяженном турне, подчеркивала, что ассоциации составляли сильную сто­рону его духовной жизни.


 




Для художественного воздействия особое значение приобретают ассоциации, объединяющие понятия с пред­ставлениями и эмоциями. Музыкальное искусство опи­рается как на внемузыкальные, так и на специфически музыкальные ассоциации. В психике людей образуется общая для всех и индивидуальная для каждого ассоциа­тивная среда. В музыкальной педагогике первоначально влияние идет через внемузыкальные ассоциации, и лишь впоследствии, с накоплением слушательского опыта, подключаются музыкальные ассоциации. Введение ас­социаций в педагогику представляет собой планомерный, целенаправленный процесс.

Благодаря ассоциациям формируется осознание многих образных элементов произведений, происходит погружение в сферу музыкальной семантики. Ассоциа­ции важны для перехода от чувственной стороны вос­приятия к интеллектуальной. В возникновении ассоциа­ций большую роль играют метафоры. Их использование в педагогике необходимо не только для налаживания ас­социативных связей, но и для придания особой привле­кательности и эмоциональной живости самому процессу обучения и воспитания. Благодаря метафорам возника­ют пространственные и временные ассоциации и пред­ставления, без которых немыслимо осознание парамет­ров музыкальной формы, структурной составляющей фактуры.

К началу младшего школьного возраста музыкаль­ный кругозор детей обычно весьма ограничен, а жизнен­ный опыт, сведения о литературе, живописи обширнее. Поэтому необходимо, обращаясь к опыту ребенка, спо­собствовать образованию ассоциативных связей для осо­знания музыкальных явлений. Ориентация на образно-ассоциативное мышление помогает не только вникнуть в музыкальное содержание, но и развить само образно-


ассоциативное мышление. Для этого нужно знание му­зыкальной семантики, детской психологии, индивидуаль­ных особенностей ребенка, его жизненного и музыкаль­ного опыта.

Пути включения образно-ассоциативного мышления различны. Результативны методы и слухового воздей­ствия, и наглядно-слухового, и сопоставления по кон­трасту и подобию (по жанрам, образам, средствам вы­разительности). Большое значение имеет разнообраз­ный программный репертуар.

И. Л. Павлов считал ассоциации универсальным явлением жизни человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.