КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные коммуникативные процессы
При анализе социальной коммуникации необходимо делать акцент на изучении интерсубъективных связей индивидов в информационном пространстве, которые включают в себя диалоги, дискурсы, а также теории, рассматривающие данный феномен как имманентное качество самой социальной системы. Чтобы решить указанную задачу, необходимо также обратиться к понятию социального порядка, являющегося, по сути, порядком коммуникативным и информационным. Что такое «социальный порядок»? Это стабильное состояние общества, при котором каждая личность способна самореализовывать себя в любом виде деятельности. Общество в модусе социального порядка создает каналы коммуникации и информации и обеспечивает возможности этой самореализации. Социодинамика при социальном порядке погружает индивидов в ситуацию, настраивая на нее как на узнаваемую собственную среду. Общество включает в себя не только индивидуальных участников информационного обмена, но и разнообразные организации, чьи структуры в обществе предопределяют и направляют коммуникационные потоки. Сообщения поступают по различным каналам, идут между различными подразделениями и членами организации. В этом плане коммуникационные потоки, соответственно и информационные, подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные потоки определяются чаще всего в организациях, построенной по иерархии. В этом случае информация направляется от, например, администрации к рядовым членам организации (приказ, постановка задач, убеждение, поддержка, контроль, запрос, служебная записка и другие информационные блоки). Таким же путем поступает информация и обратно, от низов к вершине управления. Понятно, что такое построение организации оказывает решающее влияние на информационные потоки и в целом на все информационное пространство. Горизонтальные потоки осуществляются, как правило, между равными по положению членами организации. Информация протекает от одного члена организации или группы лиц к другому (другим). Здесь уже более сложные информационное пространство и информационная структура, поскольку горизонтальные связи трудноконтролируемые и складываются чаще всего спонтанно. Правда на производственных организациях именно профессиональная или формальная структура чаще всего доминирует и оказывает большое влияние на распределение информационных ресурсов и распределение информационных потоков. Могут быть не только внутренние, но и внешние информационные горизонтальные потоки, определяемые системой взаимосвязи отдельных лиц вне организации или между организациями. Соответственно такая система коммуникаций накладывает свой отпечаток на информационную структуру обмена. Внешние коммуникационные потоки вносят или, точнее, могут вносить существенную трансформацию в структуру социального взаимодействия. В формирование коммуникационной среды, как правило, вовлекаются частные интересы, что нередко приводит к существенным изменениям в распределении власти, структурах занятости, действенности профсоюзов и пр. Изменения, происходящие в коммуникационных процессах, затрагивают множество частных интересов, связанных с информационным обменом. Чтобы обезопасить организации от деструктивной информации, следует часто использовать разнообразные охранные механизмы Кроме этих основных информационно-коммуникационных потоков в организации могут существовать и дополнительные: сегментарные, диагональные, боковые и пр. Диагональные потоки, например, идут между руководителями и работниками разных подразделений, а боковые — между работниками и руководителями различных организаций. Таким образом, в любой социальной организации существует информационно-коммуникативная стратегия и тактика, которые могут в отдельных случаях каким-то образом управляться. Но только ограниченно в пространстве и во времени. Ни о каком тотальном управлении и контроле (даже в тюрьме, армии, в церкви и прочих замкнутых группах) не может быть и речи. Можно только говорить о мере стихийности в распределении информационных потоков между социальными группами и индивидами в структуре информационного пространства. Коммуникативная стратегия — это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, когда различные вербальные и невербальные средства используются для достижения определенной коммуникативной цели и стратегического результата. Стратегия — общая рамка, канва поведения, в которой могут быть и отступления, и выбор окольных путей ее достижения. Коммуникативная тактика является совокупностью практических ходов в реальном процессе взаимодействия. По сравнению со стратегией коммуникативная тактика — это более мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса, который является набором отдельных намерений. Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированию коммуникативных социальных связей. Информация в этом случае хранится как память о прошлых контекстах и результатах их использования. Коммуникативный опыт — это не что иное, как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, которые направлены (или нет) на реализацию соответствующих коммуникативных стратегий. Коммуникация включена в контекст сего дня и подвержена хронологическим изменениям. Социально-историческая изменчивость коммуникативных стратегий должна быть постоянным предметом для исследований в области теории и технологии социальных коммуникаций. Информационно-коммуникативные социальные отношения подразделяют на три основных типа: презентационные, манипуляционные и конвенционные. Сведение всего типологического многообразия нам представляется корректным, ведь именно эти коммуникативные стратегии концептуально описывают основные социальные процессы, связанные с коммуникативными действиями. Между собой эти типы стратегии различаются по уровню открытости, симметрии и тому способу, который производится коммуникацией. Презентационный тип считается пассивной коммуникацией, манипуляционный — активной, а конвенциональный — интерактивной. Так, если основным средством для презентации является послание, то для манипуляции — сообщение, а для конвенции — диалог. Одновременно все это и формы информационного обмена и взаимодействия. Специалисту, или, как его часто называют, «гуманитарному технологу», работающему в той или иной сфере общественной коммуникации, необходимо умение эффективно выбирать и формировать тип информационной стратегии, пользоваться разнообразными информационными формами и формировать таким образом соответствующий информационный процесс. Эффективность выбора социальной коммуникации в данном случае подразумевает соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами информированности объекта. Выбранные элементы коммуникативной стратегии и информированности не должны противоречить друг другу. Прежде всего имеет значение практическая целесообразность отдельных тактических приемов. Самый же важный аспект любой информационной стратегии носит политический характер1, ибо широко известно, что информация — это власть, а доступ к информации — одно из главных условий свободы и права любого члена общества. Проблемы установления коммуникативных конвенций, регулирующих информационные стратегии, требуют меры законодательного характера для защиты тех или иных субъектов в ущемлении информационных прав и перекоса социальных отношений в пользу властных полномочий. Ибо достижения власти могут быть различными и, чаще всего, используется силовой способ как наиболее эффективный в достижении власти и как наименее эффективный в решении общих задач данного социального образования, например, общества. В этом плане средства информации (радио, телевидение и др.) регулируются юридическими нормами, чтобы получать ответ на любой волнующий современное общество вопрос. Телефонную индустрию регулируют тарифы и условия предоставления услуг. Компьютерная отрасль пока не регулируется государством, развиваясь в условиях свободного рынка. Не регулируются и печатные средства информации, поскольку им гарантированы права на свободу слова. Правительственными агентствами и частными корпорациями созданы гигантские информационные банки данных. Должны ли эти информационные банки данных находиться под контролем правительства или им лучше развиваться без него? В принципе, общество имеет право потребовать от правительства устанавливать регламентированные коммуникативные конвенции, ибо только открытая информация может обеспечить плодотворную социальную коммуникацию. Коммуникация помогает усилить имеющиеся в обществе диспозиции, «делая тайное явным». Коммуникацию можно рассматривать как интенсификацию имеющихся информационных интенций, перевод их в форму, которая должна соответствовать достигнутому уровню развития информационных технологий. Коммуникация — это многофакторный феномен, позволяющий сознательно выбирать различные информационные параметры. При этом общество и любые социальные образования могут выбирать выгодные для себя формы действия в информационном поле. В социальной коммуникации отправитель и получатель информации, как правило, могут быть между собой явно не связанными. Так, реклама и «паблик рилейшнз» не связаны никакими установками, они свободны в своем выборе любых средств, нуждаясь в усилении своих позициях воздействия, чтобы повысить ее эффективность на получателя информации. Однако в иерархической ситуации информационный блок «законсервирован» заранее в пользу коммуникатора. Современный мир в огромной степени сформирован средствами массовой коммуникации. То или иное политическое, экономическое, социальное и прочее событие становится значимым лишь при условии его позиционирования в средствах массовой информации как наиболее существенная информация или событие. Ведь на самом деле передается вовсе не сообщение, а создается информационный повод, передающий получателю «ключ» к программе действий. При этом в обязательном порядке опираются на уже записанные в сознании получателей информации сходные или близкие программы, имеющие позитивную окраску. В противном случае опора только на негатив может сослужить недобрую службу. Стандартные подходы (лингвистика, литературоведение) сначала анализируют и порождают сообщения и лишь затем выводят его контекст. Для прикладных подходов характерна обратная направленность — сначала создается контекст, сообщение же является производным от него, Таким образом осуществляется перенос оценки достоверности с контекста на сообщение. Достоверность контекста для него выше, поскольку контекст деформировать сложнее. Одновременно контекст обрабатывается вне того уровня внимания, какое должно быть при обработке сообщения. Контекст находится словно за порогом нашего внимания. Следовательно, важнейшей становится целевая аудитория. Успех зависит от профессионального умения оперировать информацией на этих уровнях коммуникации. Коммуникация порождает особые, специфические социальные объекты, лишь обладающие функциями, похожими на реальные, но на самом деле таковыми не являющимися. Однако зачастую потребитель информации принимает их за реальные, поэтому обстоятельства изменения в этой сфере оказываются более динамичными по сравнению с материальной сферой. Коммуникация осуществляет свои информационные действия в нечеткой информационной среде, большую часть необходимой для него информации человек получает из информационной среды, которая не является реальностью. При этом довольно часто общество решает те или иные свои проблемы, влияя на информационную среду, что, в свою очередь, приводит к изменению в среде реальной. Примером эксплуатации чисто информационного компонента могут служить избирательные технологии или введение в заблуждение противника (дезинформация) во время военных и не только военных действий. Массовую коммуникацию от групповой отличают параметры, носящие количественный характер. Но из-за этого количественного превосходства (увеличение отдельных коммуникативных актов, каналов, участников и т.п.) создается новая качественная сущность. Как следствие у коммуникации появляются новые возможности и потребность в особых средствах. Так, информация передается на расстояние, на скорость, тиражируется и т.п. Учитывая разнообразные факторы, определяющие обмен информацией в политическом, рекламном и другом массовом дискурсе, к анализу коммуникации могут применяться модели диалогического подхода, фактор массовости и со стороны источника сообщения, и со стороны получателя данному подходу не противоречит. Ведь ответственным как за создание информации, так и за ее интерпретацию является конкретный пользователь, включенный в широком контексте в языковую и социальную среду. Наличие массовой аудитории, социальная значимость информации и наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность — вот характерные черты массовой коммуникации. И хотя массовая аудитория анонимна, пространственно рассредоточена, она четко поделена на группы по интересам. Кроме того, несмотря на многоканальность, в современном мире отдается предпочтение визуальному каналу. Массовый получатель информации задает новые параметры коммуникационному процессу. Участники процесса общения уже не являются отдельными индивидами, а некими мифологизированными собирательными субъектами, такими как народ, партия, правительство, армия и пр. Даже отдельные личности предстают как мифологемы, созданные имиджмейкерами: президент, лидер партии, медиа-магнат и т.п. Современные исследователи полагают, что функция информирования в массовой коммуникации уступает место функции объединения, а также управления, поддержания социального статуса, подчинения и власти.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |