Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационное сообщество личностей




 

Если ранее побудительной причиной деятельности выступало стремление личности к утолению голода и улучшению своего материального благосостояния, с переходом к информационному обществу действие данных мотивов значительно снизилось, поскольку удовлетворение простейших потребностей в развитом мире не требует от человека больших усилий. В информационном обществе деятельность индивидуума могут стимулировать следующие факторы:

• обещание роста социального статуса;

• вероятность приобретения элитного образования;

• общественная значимость;

• особая система социально-экономического пространства.

В связи с этим американский исследователь Джон Стьютвилл отмечает роль так называемого «информационного пула», способствующего образованию благоприятного социально-экономического климата в регионе. Механизм «информационного пула» запускается в тот момент, когда доля передовых граждан на квадратную милю площади внедрения информационных технологий (в новых индустриальных регионах) начинает значительно превосходить «критический уровень». Информационный обмен разворачивается со скоростью пружины, и сила его действия, поддержанная подходящей обстановкой, приводит к значительному ускорению в регионе инновационного цикла «идея — технология — продукт». В качестве примера такого стабильного (существующего несколько десятилетий) социально-экономического климата, породившего эффект «информационного пула», можно привести Кремниевую долину в Калифорнии и «коридор высокой технологии» вблизи Бостона («дорога 128»). Научной базой Кремниевой долины является университет Стэнфорда, а названного «коридора» — Массачусетский технологический институт.

Перечислим же характерные черты трудовой деятельности людей в прогнозируемом будущем. Во-первых, физические передвижения будут замещены в той либо другой степени информационными связями, иначе говоря, коловращение масс сменится движением потоков информации. В настоящее время, по оценке специалистов, 90% всех транспортных операций люди осуществляют именно с информационными целями.

Во-первых, возможность дистанционной работы существенно снижает необходимость присутствия человека на рабочем месте, в учебном заведении и т.п., что требует кардинального преобразования производственного и учебного процессов, существенного повышения культурного уровня и сознательности индивидуумов, а также разработки нового контрольно-оценочного аппарата. Во-вторых, перемены в структуре экономики и области занятости населения создадут потребность в переобучении значительного количества народа. Индивидуум в информационном обществе на протяжении всей своей активной жизни будет вынужден не раз менять имеющуюся специальность. Вместе с тем возросшие требования к его умственным и творческим способностям, т.е. к его психофизическим особенностям, спровоцируют проблему безработицы нового типа. Имеется в виду вынужденная безработица активных по возрасту людей, чьи трудовые возможности не соответствуют требованиям нового времени.

При этом чем внушительнее окажется данная группа, тем злободневнее будет проблема их трудоустройства. С другой стороны, поднимется вопрос о соответствующей оплате умственного труда. Так, компьютерный программист в Соединенных Штатах Америки в среднем получает 40—100 и более тысяч долларов в год; естественно, что оклады специалистов одного уровня в информационных отраслях будут стремиться к равнозначности. Наконец, нельзя не отметить нешуточную угрозу «роботизации» индивидуума, занимающегося информационным трудом. В настоящее время в США две трети из 12 миллионов работающих у мониторов лиц испытывают на себе электронное наблюдение, данная форма контроля постепенно распространяется с рабочих и служащих также и на специалистов. В результате этой практики увеличиваются «техногенные стрессы» — сотрудники компаний требуют возвратиться к одушевленной проверке в качестве «допускающего диалога», протестуют против вмешательства в «частную сферу» рабочей жизни. Социологи же призывают администрацию доверять новым поколениям работников и проводить политику самоконтроля в целях экономического и, что не менее важно, социального прогресса современного производства.

Настоящая стадия развития информационного общества сопряжена как с совершенствованием уже имеющихся социально-экономических структур, так и с формированием абсолютно новых. Среди данных процессов, способных напрямую повлиять на модификацию сферы труда человека в обозримом будущем, можно выделить следующие:

1) переход коллективно-трудовых взаимодействий в интерактивный режим, создание так называемых «онлайновых сообществ»;

2) распространение опыта сетевых организаций для управления коллективной деятельностью;

3) внедрение интернет-технологий в работу глобальных социально-экономических инфраструктур, а также возникновение сетевого механизма координации;

4) постепенный переход к «новой экономики», или, как ее еще называют, «сетевой экономике».

Проанализируем указанные явления с точки зрения информационных взаимодействий между индивидуумами.

Что касается переноса рабочих отношений в виртуальную среду, то, несмотря на высокие темпы данного процесса, необходимо отметить ряд нешуточных проблем, снижающих его положительный результат. Часто потребители информации не в состоянии «осилить» массу сайтов сходного содержания — в силу ограничения времени и финансов. Следует подчеркнуть, что глобальные каталоги и поисковые системы настоящую проблему решить пока не в состоянии, поскольку не гарантируют своевременную индексацию имеющихся сайтов. Решением может служить «профессиональная» сегментация информационного пространства сети.

Идея ее заключается в том, что объединения профессионалов вырабатывают единый стандарт на выкладку ресурсов в Интернете. Это дает возможность запуска сетевого сервиса, обеспечивающего систематичный сбор добавлений либо обновлений с отдельных сайтов в общую базу данных. Если подобная система охватит все профессиональные ресурсы в какой-либо области, то проверка пополнения интегральной базы данных, в таком случае, будет равнозначна проверке содержания исходного объема сайтов. Одной из первых, в рамках международного проекта RePEc, была сформирована информационная база по экономике. В нашей стране данный подход отразился на создании коллективного информационного пространства «Соционет» для экспертов по общественным наукам.

Мы полагаем, что «профессиональная» сегментация ресурсов Сети, в целом, неминуема и должна обладать значительными преимуществами. При этом очевидно, что проводиться она будет в том месте, где представлены значительные коллективы специалистов или массивные группы по интересам, представители которых проводят свою информационную деятельность в режиме on-line. Бесспорно, что подходящая среда для этого уже имеется не только в научно-образовательной среде, но и, прежде всего, в предпринимательстве, и можно предполагать, что вскоре будут задействованы и другие сферы.

Если настоящие предположения оправдаются, то в ближайшее время появятся общеустановленные стандарты, следование которым позволит «контент-провайдеру» автоматически подсоединять свои ресурсы к информационным пространствам профессиональных сообществ, помимо этого появятся интегрирующие сетевые системы и интерфейсы для навигации по информационным пространствам подобного рода. Так, сайты проекта «Соционет» наглядно демонстрируют вероятные очертания предполагаемых инноваций в интернет-технологиях.

Вместе с тем, как показывает опыт использования «массового информационного пространства Соционет», профессиональная сегментация виртуальной среды, разрешая одну проблему, формирует следующую: в значительной степени увеличивается угроза «информационного переполнения», напряжения информационных потоков в системе. Таким образом, технология сегментации не будет до конца действенной, если не наладить работу так называемых «помощников» потребителя информации, которые смогут доводить до автоматизма процесс анализа данных.

На сегодняшний день в практикуемых электронных сообществах имеются средства персонализации содержания и фильтрации входных информационных потоков. Возлагая на себя техническую сторону контроля нужной для пользователя информации, они снижают степень осуществляемой на него информационной нагрузки. В качестве примера можно привести комплект онлайновых сервисов индивидуальной зоны системы «Соционет». В целом, планирующаяся специализация виртуальной среды с учетом совершенствования средств персонализации и фильтрации уже установила, по нашему мнению, очертания интернет-технологий второго поколения. Переход на новые технологии даст возможность увеличить эффективность информационных контактов людей друг с другом в пространстве Интернета.

Сетевые организации базируются на взаимных виртуальных связях своих членов. Они вероятны там, где данные взаимодействия носят, в основном, информационный характер. Формирование сетевой организации, как правило, происходит быстрее, если ее участники уже являются членами какого-либо виртуального сообщества. Однако ключевое отличие сетевых организаций от виртуальных сообществ заключается в строгом координировании общей деятельности ее членов, многообразии возможных конфигураций и напряженности информационных обменов. Информационное пространство сетевой организации можно устроить на примере вышеприведенного профессионального деления на сегменты. Тем не менее, сервиса персонализации и фильтрации в подобных обстоятельствах уже не хватает.

Информационные потоки, характерные для рабочего коллектива, предназначены для информирования сотрудников о текущем состоянии дел, возможностях и необходимости их корректировки. Насыщенные информационные обмены нужны для обеспечения непрерывной, согласованной деятельности всех членов организации. Естественно, они должны обладать довольно высокой скоростью. Это необходимо для того, чтобы организация успела в режиме реального времени прореагировать на неожиданные перемены в условиях ее функционирования и продолжать действовать слаженно.

Несомненно, что с увеличением масштаба сетевой организации информационные потоки, направленные на координирование ее деятельности, также могут превзойти физические потенциалы работников, вызвать информационное пресыщение личности. Вследствие этого функции информационно-технического «помощника» должны быть обширнее. Помимо персонализации содержания и фильтрации поступающих информационных потоков указанный сервис должен облегчать обмен информацией индивидуума с остальными членами организации, причем систематично — это обязательное условие для нормальной работы любой организации. С учетом этого индивидуальный виртуальный сервис, настраиваемый человеком на исполнение целого ряда информационных взаимодействий с другими лицами, можно назвать «персональным информационным роботом» (или кратко «и-роботом»), который всегда готов выполнить требования хозяина в довольно независимом режиме.

Принимая на себя техническую часть работы по координированию деятельности своего владельца с другими членами организации, он, таким образом, понижает информационную нагрузку на индивидуума, оставляет ему время и силы на решение «творческих» проблем. В идеале, всякий участник сетевой организации должен обладать таким «помощником» лично — тогда некоторое количество коллективных задач в ней будет решаться электронными средствами без непосредственного участия человека. С учетом данных обстоятельств можно вести речь о том, что параллельно профессиональному сообществу людей появляется искусственное сообщество их представителей — и-роботов. На результативность работы данных технологий, как и в действительном объединении людей, значительно влияет не только их собственная конструкция, но и организация, инфраструктура искусственного сообщества. Она определяет возможности роботов-помощников и пути их взаимодействия.

Успешная программно-техническая реализация сетевой инфраструктуры обеспечивает необходимые конфигурации и насыщенность работы новейших информационных помощников. Надо сказать, что феномен возникновения компьютерного сообщества, как их иногда называют, и-роботов, обладает комплексным характером. С одной стороны, он включает в себя явно технический аспект, так как подобная инфраструктура подразумевает наличие сетевого программного обеспечения и соответствующих телекоммуникационных средств. С другой стороны, и-роботы являются посредниками в отношениях индивидуумов друг с другом, вследствие этого их «поведение» может в значительной степени отражать стратегию хозяев. Таким образом, при конструировании искусственного виртуального сообщества внутри организации разумно принимать во внимание все аспекты, свойственные поведению реальных работников: экономический, социальный, психологический и т.п.

В настоящее время индивидуальные информационные роботы уже начинают производиться. Можно предугадать, что коллективное их применение будет связано с темпами профессиональной сегментации сети Интернет, так как данный факт является одной из причин уплотнения информационных взаимодействий между индивидуумами и увеличивает нужду в обработке входящих информационных потоков в режиме реального времени. В ближайшее время ожидается стандартизация подобных технологий, что необходимо для включения и-роботов, сформированных в различных организациях, в общие профессиональные пространства для взаимодействия их между собой. Нуждаются также в проработке отдельные детали инфраструктуры искусственных, например, виртуальных в Интернете, сообществ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.