Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информация в информационных войнах




 

Итак, информация — краеугольный камень, на котором строятся стратегии информационных войн в современном мире. Только если информационно-психологические средства борьбы подразумевают воздействие на умы людей через информацию, то мишенью информационно-технологических (компьютерных) средств является сама информация. Для понимания принципов информационного воздействия следует рассмотреть социальную подоплеку объекта (а объектом воздействия выступает общество), его структуру. Составляющими (с точки зрения информационного воздействия) социальной системы являются: регистратор сигналов, поступающих извне; трансформатор этих сигналов в содержательные единицы; центр управления и координации; исполнительный аппарат и, наконец, каналы передачи и распространения информации. Разберем каждый элемент звена более подробно.

Элемент «регистратор» выполняет свои функции на начальном этапе, когда социальный организм только сталкивается с новыми понятиями и явлениями жизни. Регистратор отвечает за восприятие «свежих» сигналов или знаков. Причем, новизна сигналов — свойство относительное, зависит от полноты информационно-интеллектуального «багажа» субъекта (социальной системы или единицы).

Элемент «трансформатор» переводит внешние сигналы на уровень, понятный и доступный для субъекта-получателя (реципиента): адаптирует, достраивает, «подгоняет» содержательную часть сигналов под познавательные нужды социальной системы. При этом происходит интеллектуальное «взвешивание» данных с точки зрения их соответствия времени, действительности и степени полноты. Незначимые (для конкретного субъекта) компоненты отсеиваются, выводятся из мыслительного «поля зрения» реципиента, а оставшиеся — классифицируются им по социальной шкале оценок и занимают свое место в его картине мира. Трансформация сигналов подготавливает почву для функции принятия решений, реагирования; оснащает «центр управления» необходимым материалом. Элемент управления и контроля, в свою очередь, отвечает за координацию действий исполнительного аппарата.

Надо сказать, что перечисленные звенья социальной системы по усвоению информации в реальности имеют более сложную и запутанную структуру; может существовать один, два и более центров регистрации, трансформации и управления одновременно. При информационно-психологическом воздействии массированной атаке подвергается как минимум одна из фаз познавательного процесса субъекта:

1) На фазе регистрации психологическое давление осуществляется за счет искаженного представления объектов реальности или отношений между объектами. Искажение может проистекать ввиду специального отбора или создания заведомо фальшивых сигналов (данных), выгодным образом формирующих информационную основу поведенческой и управленческой активности субъекта.

2) На фазе трансформации поступающих данных в субъективные знания человека психологическое воздействие состоит в навязывании своей интерпретации явлений, в использовании социальных шаблонов и стереотипов. Таким образом, верная в своей сути информация путем «подсказок» и схем ее интерпретации предстает в совершенно другом ракурсе, отражающем интересы заказчика.

3) Стадия управления характеризуется тем, что психологическое давление зачастую связано с угрозами, демонстрацией силы, шантажом — насильственными мерами, предполагающими манипуляцию информацией, способной повлиять на выбор субъекта (ответственного за принятие решений). К другим психологическим приемам на данной фазе можно отнести стратегию лести, подкуп, психоэмоциональное воздействие («давление на жалость») и т.п. Важно понять, что на стадии управления и принятия решений информационно-психологическое воздействие не затрагивает систему знаний и ценностей реципиента, но вынуждает его поступать тем или иным образом.

В действительности информационно-психологические способы влияния на людей могут сочетаться друг с другом, охватывать несколько или все составляющие процесса передачи-усвоения информации в социуме. Именно при таком массированном подходе наиболее вероятен успех информационно-психологической атаки.

Информационно-технологическая сторона воздействия на человека подразумевает искажение существующих данных (подмену, качественные и количественные изменения, смещение акцентов) при помощи компьютерных технологий, электронных средств и вычислительной техники. При этом формально все элементы социальной системы в области передачи информации остаются неповрежденными, но исход работы по принятию решений и координации действий заранее предрешен.

Особую опасность для человека представляет собой информационное оружие (психологические и технологические способы воздействия) в руках террористов. Оно не требует больших материальных вложений с их стороны, гарантирует, в большинстве случаев, безнаказанность совершения преступных актов и характеризуется высокой степенью попадания (в целевую аудиторию). В настоящее время появились все основания говорить о «компьютерном терроризме». Под ним подразумеваются антиобщественные действия каких-либо объединений или отдельных граждан, целью которых является сбой в работе компьютеризированных информационных систем и сетей связи, влекущий за собой крупные материальные убытки или представляющий опасность для жизни и здоровья остального населения. Часто урон здоровью носит характер психологической травмы, испуга. Так, одна из наиболее часто применяемых тактик в «информационно-подрывной» деятельности террористов — сеяние массовой паники. Также новейшие информационные технологии служат целям распространения экстремистских идей, популяризации терроризма; это отличный плацдарм для вербовки новых «кадров». В сети Интернет, например, существует большое количество сайтов явно фашистской, а также террористической направленности.

Итак, информационная сфера представляет собой превосходное поле деятельности для разного рода манипуляций, целью которых является решение межгосударственных и внутренних социальных конфликтов (политических, этнических, экономических и т.п.) посредством информационного воздействия на умы и поведение людей. Есть все основания полагать, что в недалеком будущем значимость данной сферы в решении проблем и противоречий современного общества не только не уменьшится, но значительно возрастет; и большая часть конфликтных ситуаций будет разворачиваться в виртуальном пространстве. В связи с этим первоочередной задачей современного общества в контексте информатизации является решение проблемы информационной безопасности как на уровне отдельной личности (имеется в виду защита от информационно-психологических воздействий), так и на государственном уровне.

* * *

Целый ряд вопросов, которые задаются в информатике, исследуются вне контекста безопасности. Точнее, само понятие «безопасность» еще не приобрело достаточно четкого понятийного содержания. Тем более, не проведена грань между информацией доступной и информацией закрытой, между нормальным и необходимым потреблением информации и стремлением завладеть информацией, не предназначенной для широкого круга. Поэтому исследовать информатику вне определения границ доступности становится невозможным и непродуктивным. Это сродни игре «в одни ворота».

Однако в научной литературе понятия доступности и безопасности сильно разъединяются. Мы можем понять задачи исследователей, занимающихся информационной безопасностью, также как и понять ученых, исследующих проблему информационной доступности. Но как разобраться с тем, что одна и та же информация может выступать в этих двух ипостасях? Разрешение может быть только одним: исследовать пограничную зону «перетекания» информации в различные состояния и формы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.