Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безопасность в информационной среде




Информация и манипуляция общественным сознанием

Вопросы для повторения

 

1. В каком документе были зафиксированы направления информационной политики стран — участников «Большой восьмерки»?

2. Что отражает наименование «глобальное информационное общество»?

3. Что означает свободный (в рамках безопасности) доступ к информации?

4. Гуманистический потенциал информационных технологий.

5. Что лежит в основе грамотной информационной политики государств?

6. Наиболее уязвимые с информационной точки зрения слои общества.

7. Какой характер носят решения государств — участников глобального информационного общества?

8. Какое значение отводится частному сектору в деле внедрения информационных технологий?

9. От каких факторов зависит процесс преодоления «цифрового

разрыва»?

10. Чем грозит усугубление информационного неравенства в

мире?

11. Благоприятные рыночные условия для развития коммуникационных служб и информационных ресурсов в стране.

12. В чем заключается ложная иллюзия информационной доступности?

13. Решение проблем информационной безопасности на мировом уровне.

14. Какого рода финансовые объекты могут содействовать интеграции отсталых стран в мировое информационное сообщество?

Глава 10

 

Оптимизм — это недостаток информации.

Раневская Фаина Георгиевна

 

Безопасность в информационной среде. Источники и формы информационных воздействий. Информационная составляющая социальных конфликтов. Информация в информационных войнах. Белл Даниил «Социальные рамки информационного обществ» (Изработы: «Новая технократическая волна на Западе»).

 

Как только начались дискуссии на тему построения информационного общества, сразу же появилось осознание проблемы информационной безопасности и манипуляции общественным сознанием на основе дозирования и специального управления потоками информации. Пожалуй, можно сказать, что речь идет не о негативной стороне, а о необходимой и составной части информационных процессов. То, что для одной стороны выступает как информационная война, для другой стороны — нормальный процесс информационного обмена с четко поставленными целями и задачами. Поэтому необходимо, прежде всего, различать цели и задачи в информационном взаимодействии, которые ставят себе субъекты.

Сама по себе информация нейтральна, но в ходе использования она неизбежно приобретает субъективный характер.

 

Характерной чертой новой эпохи стало небывалое развитие отраслей, отвечающих за порождение и трансляцию информации в современном мире. Подавляющее большинство людей на планете живет сегодня не только в материально-природном мире, но и в виртуальном, информационном пространстве, диктующем свои законы и, по сути, являющемся второй — субъективной — реальностью человечества.

С самого начала своего зарождения мир перманентно и торопливо расширяется за счет активной деятельности представителей человечества и их разнообразных объединений. Последнее же столетие показало особенно сильный скачок внешнего и внутреннего развития информационной среды. При этом в информационной среде, как и в природе, действуют свои законы, определяющие вехи ее развития и особенности функционирования. Повороты и резкие смены политического, экономического и социального курса, характерные для развития нашей страны, естественным образом отражаются на частной жизни

большинства граждан.

В последнее десятилетие с развитием компьютерных технологий увеличились средства информационно-психологического воздействия на людей, в связи с чем под угрозой оказались базовые международные принципы: суверенность государств, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирования конфликтов и др.

Конечно, идея целенаправленного информационного влияния возникла давно, однако в наши дни последствия такой информационной интервенции могут быть сопоставимыми с результатами противоправных действий. Именно поэтому информационное противоборство следует рассматривать в рамках межгосударственных отношений, а также в контексте совместных действий против различных криминальных или террористических структур. Детальное рассмотрение проблем национальной и международной информационной безопасности требует прояснения базовых понятий, входящих в данный круг. Некоторые авторы выделяют и описывают следующие ключевые термины: «информационное противоборство», «информационное оружие», «информационное воздействие» и, наконец, «информационную безопасность».

Информационное противоборство — это форма межгосударственного соперничества, реализуемая путем оказания информационного давления на информационную инфраструктуру и общество в целом для достижения собственных целей (при одновременной защите от аналогичного воздействия своего информационного пространства). Информационное оружие — это комплекс технических и других методов, средств и технологий, направленных, во-первых, на установление контроля над информационными ресурсами потенциального. А во-вторых, на вмешательство в деятельность его систем управления, информационных сетей и т.п. в целях снижения их работоспособности; изъятия, искажения содержащейся в них информации или направленной дезинформации в системе формирования общественного мнения и принятия решений. Акт применения информационного оружия называется информационным воздействием. Под информационной безопасностью, как мы уже говорили, следует понимать состояние защищенности информационного пространства в интересах граждан, организаций и государства в целом. Данное состояние также подразумевает, что информация используется строго по назначению и не оказывает негативного воздействия на информационную или иные системы как самого государства, так и других стран при ее использовании.

Влияние информационной среды на жизнь, мысли и чувства людей называют информационным воздействием. Оно может происходить как на микроуровне, касаться личного пространства отдельных лиц, так и на макроуровне, затрагивать сферу интересов государства. Функция информации в связи с этим сродни системе навигации: она обеспечивает человека необходимыми координатами, позволяет сориентироваться в происходящих процессах, помогает «оставаться на плаву».

Возрастающая роль знаний в современном мире и «реактивное» развитие информационных технологий обусловливают пристальный интерес ученых и публицистов к проблемам информационной сферы. Все большее количество ученых привлекают вопросы выработки теоретических и практических механизмов, форм и средств защиты граждан от информационно-психологических воздействий, они стоят в настоящее время так же остро, как и проблемы информационной безопасности государства.

Политические, экономические и социальные «бурления», естественные для переломных моментов истории, ознаменовали собой эпоху перестройки российского общества и спровоцировали развитие застоявшихся информационных процессов — в области журналистики и массового вещания, в культуре и научной публицистике. Закономерно, что не осталась в стороне и качественно изменилась также сфера непосредственных, повседневных информационных контактов между людьми (коллегами, соседями, знакомыми и пр.).

В настоящее время информационная безопасность представляет собой ведущее направление исследования сети Интернет. Овладение данной проблематикой в полной мере позволяет сосредоточиться на ключевых информационных угрозах и мерах по их предупреждению. Регулируя отношения субъектов и объектов виртуальной среды Интернет на государственном уровне, весьма значимо соблюдать баланс между массовым производством информации и ограничением трансляции информации, оскорбляющей честь и достоинство человека. Свобода вовсе не означает вседозволенность. Важно учитывать и баланс между свободой доступа к информации и учетом информационной безопасности государства, общества и личности. Защита коммерческой, государственной и иных видов тайн не должна выражаться в запрете на распространение и свободный доступ к информации. Это касается прав и свобод гражданина в демократическом обществе. Необходимо соблюсти баланс между интересами несовершеннолетних и свободой слова. Операции по защите несовершеннолетних не должны приобретать формы абсолютного запрета на распространение информации по сети Интернет в случае, если содержание информации законно и доступно людям посредством других каналов коммуникации.

Защищать информационные ресурсы (а точнее, серверы, на которых они хранятся) в сети намного тяжелее, чем в других системах. Это проистекает из таких свойств (в том числе преимуществ) Интернета, как оперативность, «незамкнутость», трансграничность. Поэтому одной из первоочередных задач потенциального пользователя при подключении к сети является организация безопасности хранящихся на его компьютере данных и программного обеспечения, чем многие, к сожалению, пренебрегают, не отдавая себе отчета в том, что сама сеть по своей структуре не способна, да и не обязана предоставлять защиту отдельным серверам.

Это не отменяет необходимости планирования тактик информационной охраны на корпоративном, государственном и международном уровнях. Хотя в данном случае создается парадоксальная ситуация: обсуждение проблем информационной безопасности и рисков, характерных для тех или иных систем, также становится частью проблемы. Это равнозначно разглашению слабых сторон и признанию дефектов за респектабельными сейфами, призванными гарантировать потребителю безопасность его сбережений. В целом, очевидно, что мировое сообщество нуждается в эффективных способах как решения, так и обсуждения насущных вопросов информационной безопасности. Особую роль играют отбор и подготовка надежных кадров, уменьшающие вероятность утечки информации.

В США данными проектами занимается правительственная организация CERT (the Computer Emergency Response Team), представляющая собой группу реагирования на угрозы компьютерной безопасности. CERT изучает проблемы охраны информации, сотрудничая с производителями программного и аппаратного обеспечения, а также берет на себя задачи оповещения пользовательской аудитории о способах урегулирования проблемы и снабжает инструкцией по ликвидации брешей защитного механизма. В рамках данной организации также функционируют специализированные службы поддержки.

Надо сказать, свою роль в решении проблем «кибербезопасности» сыграла деятельностная политика Российской Федерации по данным вопросам. Еще десятилетие назад, в сентябре 1998 г., перед встречей российского и американского президентов с нашей стороны было выдвинуто предложение о совместной позиции глав государств по проблемам защиты информации. К сожалению, в верховных кругах Соединенных Штатов идея обсуждения данного проекта не была поддержана, хотя следы его мы видим в завершающем саммит, заявлении стран о ключевых положениях безопасности в XXI в. Страны-участники единодушно решили сотрудничать по обеспечению информационной целостности национальных ресурсов, совместно предотвращая преступные действия с вовлечением информационных технологий. При этом особо подчеркивалась необходимость культивирования полезных сторон цифрового прорыва и желательность программ, компенсирующих влияние его негативных последствий.

Поскольку было сразу очевидно, что одного желания сторон для успешной реализации программ внешней (глобальной) и внутренней информационной безопасности, по-видимости, мало, И.С. Иванов (министр иностранных дел России на то время) подал 23 сентября 1998 г. Генеральному секретарю ООН специальное прошение о добавлении в тематику предстоящих обсуждений вопроса защиты информации на мировом уровне, решению которого должен был способствовать приготовленный специалистами проект соответствующей резолюции. Помимо всего прочего данный документ предписывал входящим в Организацию нациям четко определить существующие угрозы в области защиты информации, взвешенно оценить масштабы данной проблемы и разработать транснациональные механизмы обеспечения сохранности глобальных информационных систем. Начиная с этого времени можно говорить о некотором сдвиге в анализе имеющихся проблем. Четыре резолюции, одна за другой одобренные на ГА ООН в 1998— 2001 гг., заставили обратить на них самый пристальный взгляд мирового сообщества. Внимание, с каким были встречены предложения российской стороны, стало индикатором возрастающей тревоги мировой общественности в условиях повышения роли информационного поля в экономической и политической устойчивости государств. Тревога, в свою очередь, родила осознание того, что, подобно остальным проблемам новой эпохи, полное обеспечение информационной безопасности возможно только в случае совместных действий и стараний всех стран-участников.

За последние десятилетия в русле политики гласности и плюрализма информационная среда в России претерпела ряд крупных изменений, как количественных, так и качественных. С одной стороны, она значительно расширилась за счет появления всевозможных информационных структур и организаций, при активном участии граждан и целенаправленной информационной стратегии государства. С другой стороны, ввиду небывалого развития технических средств и каналов коммуникации информационная доминанта бытия современного общества становится своеобразным рычагом управления, посредством которого задаются социальные программы, формируются приоритеты, а также происходит настройка работы системы и отдельных ее блоков.

Также необходимо отметить, что дихотомия «человек — информация» качественно отличается по своей смысловой и функциональной нагрузке от информационных взаимодействий других, более общих и абстрактных категорий (например, техники и информации, государства и информации, науки и информации и т.п.). Именно взаимодействие мыслительных и действенных усилий каждого члена социума является основой функционирования всех культурных, общественных, политических и экономических субъектов как Российской Федерации, так и любой другой страны (вне зависимости от размера, степени иерархичности и технической оснащенности данных структур).

Поскольку изучение данных вопросов в категориях науки началось не так давно, естественно, ни методы, ни инструменты описания информационной сферы, так называемый понятийный аппарат, нельзя считать устоявшимися. Также существенно различаются как принципы стратификации сферы информации, так и объем ее содержания, число включенных в данную область вопросов и объектов исследования. Тем не менее, постараемся обозначить ряд отправных и наиболее популярных в научной среде положений, связанных с функционированием информации во времени и в пространстве человека.

Внешнее жизненное пространство современного «хомо сапиенс» включает в себя не только бытийный, природный план, характерный для всех живых организмов, но и сопутствующее ему культурное (в широком смысле) наслоение, выделяющее человека из мира животных. Материальная сторона собственно человеческого, культурного бытия представлена так называемой техносферой, которая состоит из совокупности артефактов, инструментов, технологий, позволяющих человеку не только наилучшим образом адаптироваться к окружающей действительности, но и преобразовывать ее в соответствии со своими замыслами.

Нематериальный пласт культурного бытия человека можно назвать «инфосферой», или информационной средой. Таким образом, современный житель Земли рождается и живет параллельно в нескольких «измерениях»: в окружении реальных, осязаемых вещей и явлений, воздействующих на его тело, и в окружении информационных потоков, влияющих на становление его психики, интеллекта.

Учитывая тот факт, что влияние информационной сферы на содержание духовной жизни нации не подлежит сомнению и имеет свою специфику, резонно было бы выделить круг вопросов, касающихся информационной безопасности личности, в отдельную область исследования (со своими задачами, способами и методами познания).

Само понятие информационной безопасности подразумевает, с точки зрения «здоровья» социума, охрану индивидуальной и общественной мысли, вкусов, морали от разрушительных внешних информационных воздействий. Индивид, защищенный государством от информационного манипулирования, способен продуктивно действовать в качестве значимой единицы социума и осуществлять гармоничный и полезный информационный обмен с окружающими. Поэтому под социальным здоровьем социума следует понимать совокупность этических, культурных, политических и других факторов, обеспечивающих гармоничное взаимодействие государственных и социальных структур страны для создания предпосылок самореализации и роста граждан — как духовного, так и материального.

В современной научной литературе вопросам информационной безопасности уделяется довольно много внимания. Вместе с тем ввиду большого объема, отсутствия четких критериев и относительной новизны обозначенной проблемы имеющиеся положения и результаты исследований на данный момент не систематизируются и не отвечают потребностям актуализации данной проблемы, причем на всех социальных уровнях. Так, например, отсутствует внятный учет и разделение факторов, могущих нарушить информационную целостность личности или государства, а соответственно и их безопасность. Систематизация данных факторов и явлений может идти разными путями: это определяется областью и фокусом исследования, широтой поставленной задачи и, соответственно, используемыми методическими приемами и параметрами..

Итак, правомерность обособления темы информационной безопасности общества и личности от общего круга насущных проблем безопасности обусловлена рядом факторов. Прежде всего, это мировая тенденция к построению нового типа общества, основанного на активном потреблении и высокоскоростной передаче информации. В русле данной тенденции происходит динамичное нарастание объемов и градация направлений информационных потоков, а как следствие — все большая материальная и психологическая зависимость людей от информационной среды. Негативное воздействие в данном случае проявляется в навязывании человеку неистинных (неполных, либо искаженных) представлений об окружающем мире, социальных и политических событиях, физическом состоянии среды проживания и пр.

Руководствуясь ложной информацией, идя от заведомо неправильных посылок, нельзя прийти к верным и точным результатам, выстроить подходящую социальную линию поведения, а также разобраться в своих истинных желаниях и возможностях. В связи с этим возникает острая потребность в разработке новых средств и способов охраны индивидуально-личностного начала человека, без которого невозможна его созидательная и реформистская деятельность, а значит, сомнителен вклад в жизнеобеспечение общества.

Но здесь необходимо отметить еще один очень важный момент. Человек — не пассивное существо, на которое безответно можно воздействовать. Личность — это, прежде всего, активный субъект, самостоятельно выстраивающий свои отношения с объектами внешнего мира, в том числе в условиях повышенной информированности (нередко избыточной и не всегда истинной). Она сказывается на решении его многочисленных задач, главнейшая из которых — выжить в бурном мире внешних реалий как социального, так и физического характера. Именно личность может противостоять различным опасностям и развить специальную систему безопасности, в данном случае информационную.

Поэтому, несмотря на постоянное информационное давление, нередко весьма негативное, далеко не каждый человек поступается своим внутренним миром, чутьем и интеллектом в угоду интересам каких бы то ни было сторон. Это зависит, в первую очередь, от уровня внушаемости индивидов, их способности анализировать и критически оценивать «подаваемую на блюдечке» информацию. Так, некоторые из них зеркально отображают действительность, другие вырывают ее из контекста и времени, искусственно запечатлевают; третьи дают лишь схематичный набросок, четвертые дорисовывают, пятые искажают и т.д. Вариантов много. Это связано как с познавательными способностями человека, невозможностью в полной мере охватить всю комплексность явлений и свойств действительности, так и с его субъективными потребностями в эмоциональном и рациональном осмыслении данных явлений и свойств, что сказывается на их объективной достоверности в процессе информационных контактов людей.

Помимо нехватки у людей здорового скептицизма, рассудительности и основательности скорость распространения некачественной информации и степень ее воздействие на умы большой части населения объясняется общими механизмами, законами пребывания (и развития) человеческой популяции в контексте информационной среды. Таким фактором, определяющим восприятие человека и дальнейшее его взаимодействие с окружающим информационным полем, является качественная неоднородность содержания данного поля, «разномастность» элементов информационной среды. И, естественно, остается фактор «авторского», умышленного искажения информации и дальнейшей ее трансляции с целью дезориентации окружающих и манипулировании ими ради утверждения собственных амбиций и задач.

Очевидно, что целенаправленное искажение элементов информационной среды (касающееся как способов подачи, так и содержания информации) оказывает сильное и порой длительное воздействие на психику человека, затрагивающее его способность мыслить, выбирать, принимать решения и, наконец, действовать согласно своим принципам и интересам. Данные факторы дают основания рассматривать процессы информационного воздействия (широко использующиеся в политике, в религии, в коммерции) как инструменты порабощения человека посредством ограничения свободы его мысли и, как следствие, поступков.

Наиболее распространенными видами информационного воздействия являются приемы внушения и убеждения, по сути, представляющие собой латентное насилие над свободой личности. В процессе данного типа информационно-психологического прессинга возможно изменение эмоциональных состояний, желаний, намерений людей и, как следствие, изменение их поведенческих стратегий в нужном для заказчика русле. При таком исследовании информационных способов давления уместно использовать понятие манипуляции, получившее в настоящее время широкое распространение в психологической литературе и означающее психологическое воздействие особого рода.

Характерной чертой данного воздействия является извлечение явной выгоды (для манипулятора) путем неявного вмешательства в волевые центры людей. По мере развития информационных технологий и привыкания российских граждан к потокам разнообразной, противоречивой и подчас провоцирующей информации претерпели изменения приемы и стратегии информационно-психологических воздействий. Анализ современной действительности показывает, что количество последних не только не снизилось, но и возросло пропорционально росту средств распространения информации и каналов коммуникации. При этом целевая аудитория информационных манипуляций может варьироваться, и от нее не застрахованы ни социальные группы разных параметров, ни общество в целом.

Информационное поражение узлов духовности общества влечет за собой массу негативных последствий: искажение этических норм и оценок, социальную истерию, агрессию; межнациональную и внутриклассовую напряженность, фальсификацию культурных ценностей и идеалов и т.п. — все они, в свою очередь, проецируются на политический и экономический потенциал страны.

Духовное наполнение жизни общества — наиболее уязвимая, открытая информационным «ветрам» территория, по которой «разгул» информационной стихии ударяет в первую очередь. И даже в случае направленной, «авторской» информационной волны результаты могут быть довольно непредсказуемыми — и по силе, и по масштабу воздействия. Широкий диапазон информационных волн и острая потребность населения в актуальной информации (в условиях недостаточной взыскательности) породили целый спектр средств и способов манипулирования общественным сознанием, когда массовое психо-информационное воздействие рассчитано на поражение не каких-либо отвлеченных объектов, структур или идей, а на совокупность отдельных — чувствующих и мыслящих — индивидов.

Вопросы, касающиеся «кибербезопасности», следует рассматривать на соответствующем национальном и международном уровнях. Прежде всего, очевидно, что только совместными усилиями и скоординированными действиями мирового сообщества можно побороть преступный контингент в области информации и информационных технологий, предотвратить разгул террористических и экстремистских группировок, способных использовать возрастающую массовость информационных технологий в пагубных и разрушительных целях (для сеяния паники, пропаганды, дезинформации). Однако проблема очищения цифрового пространства от нежелательных криминальных и экстремистски настроенных элементов пересекается с проблемой соблюдения гражданских прав человека. Необходимо разработать четкие параметры и методы информационной защиты на государственном и международном уровнях с учетом демократических ценностей нового времени. Необоснованное ограничение, нарушение гражданских прав означало бы отступление от основных принципов построения свободного глобального информационного общества.

В процессе согласования информационной политики, нашедшей свое отражение в Окинавской Хартии, страны-участники пришли к выводу о необходимости расширения сферы деятельности «Большой восьмерки» в контексте Лионской группы по ликвидации межнациональной преступной сети. В связи с этим лидеры представленных государств подтвердили свою готовность продолжать сотрудничество с крупными производственными концернами, закрепляя достижения, полученные в ходе Парижской встречи «восьмерки», посвященной диалогу правительства и промышленности по вопросам доверия и информационной безопасности. Была обозначена и сформирована задача по государственному урегулированию таких насущных проблем в области информационных технологий, как своевольный доступ некоторых граждан к засекреченным банкам данных, нарушающий целостность важных информационных систем, а также создание и распространение разрушительных компьютерных вирусов и программ. Решение данных вопросов возможно только при условии взаимодействия государства, научно-технических и производственных коллективов, специалистов высокого уровня в области информационных технологий и некоторых других необходимых посредников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 3374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.