Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационное равноправие или неравноправие




Важной проблемой в контексте глобального информационного пространства, как неоднократно уже подчеркивалось, выступает неравномерное распределение по планете информационных благ, связанное с использованием новейших коммуникативных технологий (в частности, сети Интернет). По подсчетам Nua Internet Surveys, в мае 2002 г. общее количество пользователей сети равнялось 580,78 млн. человек. При этом 32 % составляло население европейских государств, примерно столько же приходилось на США и Канаду; около 29% удерживали страны АТР, только 6% дали страны Латинской Америки. И самое печальное — доля Африки, с 800 млн. человек, составляла мизерный процент (около одного) от всей массы подключенных к сети, к тому же 90% счастливчиков живут в Южной Африканской Республике. Таким образом, приходится признать, что прекрасным информационным потенциалом Интернета могут воспользоваться в настоящее время, по большей части, жители развитых стран. Прежде всего, к ним относятся Великобритания, Германия, Франция, США и Канада. Естественно, что такая ситуация не может не беспокоить, так как если тенденция распространения информационных технологий по «избранным» территориям будет сохраняться, за пределами информационно-коммуни-кативного пространства (можно даже сказать, на рубеже цивилизации) останется огромное количество людей, таких же членов сообщества, которым в силу объективных причин не «дотянуться» за более технологичными собратьями по планете.

Очевидно, что первостепенной задачей при построении глобального общества на принципах всеобщего информационного равноправия должно стать максимальное сужение пропасти, разделяющей в настоящее время многие страны и регионы с точки зрения доступности информационных ресурсов. Такое положение вещей в литературе и в международных декларациях, документах получило название электронно-цифрового разрыва. Полная или частичная оторванность от информационных благ (соединяющих в себе материальные и духовные блага) характерна для жителей отсталых стран, с переходной экономикой; для малых островных государств, оккупированных или переживающих последствия военных конфликтов территорий, а также зон стихийных бедствий.

«Цифровое неравенство» в социальном плане, присущее даже «обеспеченным» странам, можно проследить на примере фактов, представленных в докладе Министерства торговли США с говорящим названием «Провал в Сети». Согласно ему граждане с высшим образованием в 8 раз чаще имеют дома компьютеры, чем лица со средним образованием, и, естественно, среди них в 16 раз больше пользователей Интернета. Также белому ребенку, пусть из малообеспеченной семьи, все равно в три раза проще войти в Интернет, чем малолетнему представителю афроамериканцев того же класса. Если же ребенок воспитывается в латиноамериканской семье, шансы его (по сравнению с белым собратом) уменьшаются в четыре раза. Показательно, что количество пользователей сети, причисляющих себя к обеспеченным гражданам азиатских корней, в 30 раз превышает долю участия неимущих афроамериканцев.

Вместе с тем, как показывает проведенный компанией Pro Active International опрос Интернет-аудитории в США и Европе, проблема неравномерного распределения информационных возможностей среди различных социальных слоев куда больше касается европейских держав, чем Соединенных Штатов или, к примеру, Канады. Так, 50% граждан Нового Света, знакомых с Интернетом, старше 15 лет, в то время как в Европе с подростками соревнуются лишь 27%. Интересно, что подавляющее большинство богатых американцев (82%) с удовольствием пользуются благами виртуального пространства, в Европе же высший класс более консервативен и составляет только 51% пользователей. Из тех же источников мы узнаем, что в США на данный момент 328 практически нивелировались территориальные различия в использовании сети, а в Европе частота подключений явно снижается к югу. Еще одним знаковым моментом выступают отмеченные в исследовании возрастные группы пользователей Интернета в Америке и в европейских государствах. Если в США не менее 44% людей от 55 до 64 лет приобщены к новейшим информационным технологиям, то в Европе их гораздо меньше, только 12%'.

Лишены полноценных возможностей в удовлетворении своих информационных потребностей и маргинальные, особо уязвимые, группы и слои общества. К таковым относятся мигранты, беженцы, кочевые народности и, в целом, люди без определенного места жительства. Единственным каналом коммуникации данных лиц зачастую становятся устные источники сведений, качество которых не отвечает критериям достоверности информации. Цифровой разрыв также намечается и в других социальных слоях в пределах одного государства, уязвимых по тем или иным параметрам. Это касается и пожилых людей, и инвалидов, и малообразованных лиц, информационные потребности которых ничуть не ниже остальной части граждан, а возможности довольно ограниченны. Страдают от недостатка качественной информации и способов выражения коммуникационных нужд отдаленные от центра районы и поселения (подчас полностью изолированные в определенный сезон вследствие нарушения дорожно-транспортного сообщения или же регулярно страдающие из-за обрывов коммуникаций). Но некачественная информация как особого рода информация зависит не только от стихийных бедствий или оторванности. Наверно, в большей степени страдают от некачественной информации именно те группы населения, которые в полной мере обладают всеми доступными информационными средствами. Речь идет по сути и о направленной дезинформации отдельных групп, заинтересованных в информационном искажении и передаче строго регламентированной про содержанию информации. Прежде всего это связано с экономическими и политическими интересами отельных социально-политических кругов того или иного общества. Более того, дезинформация приобрела в последние годы уже и глобальный трансобщественный характер.

Неравенство коммуникационных и информационных возможностей людей, противоречащее принципу всеобщего участия в русле единого глобального информационного общества, активно обсуждается в международных кругах и организациях, призванных решать проблемы становления новой информационной культуры. Принимаемые международными организациями в духе консенсуса решения носят характер политических обязательств, согласия представленных стран поддерживать оговоренный программой политический курс по тому или иному вопросу. Данные решения обосновывают преимущества информационного развития общества, указывает на роль информационных технологий в данном процессе и призывают повсеместно активизировать усилия по ликвидации обозначенного электронно-цифрового разрыва между отдельными странами, регионами, а также социальными группами. Большое значение в данном случае придается не только выработке государственных, федеральных программ и стратегий, но и целенаправленной работе «частного сектора» по внедрению и поддержке информационных технологий.

Необходимо отметить, что преодоление информационного неравенства — процесс многомерный. Он зависит от многих факторов: от степени самосознания общества, с одной стороны; от уровня его благосостояния, с другой стороны; от конкретных действий правительства и работы международных инстанций — с третьей; наконец, от дальнейшего развития науки и техники — с четвертой. Также следует подчеркнуть, что указанные факторы не могут действовать поодиночке. Для определения задач и потребностей населения необходимо тесное сотрудничество социальных и государственных структур. Регулирование информационной ситуации со стороны федеральной власти и администрации разного уровня также возможно только при условии их полной осведомленности о состоянии рынка, развития информационных технологий, сфере их применения и т.д. Это предполагает, в свою очередь, успешное сотрудничество образовательных, научных, производственных и коммерческих отраслей.

Как уже было отмечено, основополагающим принципом глобального информационного общества является всеобщая вовлеченность в информационное пространство, что подразумевает оказание посильной информационной поддержки отстающим и развивающимся странам со стороны более развитых и успешных соседей по земному шару. Ограничение использования передовых информационных технологий лишает развивающиеся страны многих преимуществ и возможностей. Те государства, которые смогли преодолеть преграды на пути проведения прогрессивной информационно-ориентированной политики, с большей эффективностью решают свои актуальные проблемы, развиваются гораздо быстрее, а процесс урегулирования социальных конфликтов проходит менее болезненно.

С внедрением инновационных технологий в области информации заметно улучшается экономическое состояние страны, растет уровень жизни населения; качество систем здравоохранения, образования. Это можно проследить на примере ряда развивающихся стран, выбравших для себя данный путь информационного развития. Однако отстающих в информационном плане стран и регионов по-прежнему довольно много. Особенно цифровой разрыв заметен на тех территориях, где слабо развиты или совсем отсутствуют социальные и экономические инфраструктуры, нет системы энергоснабжения, телекоммуникаций, а также обязательного образования. Откладывание решения данных проблем в условиях современного динамично развивающегося общества грозит тем, что экономически и политически отсталые страны подвергнутся в дальнейшем еще большей маргинализации, станут изгоями в мировом информационном пространстве.

Поиск выхода из сложившейся в мире ситуации информационного неравенства следует начинать с учета того разброса базовых условий и главных потребностей, который характеризует ту или иную страну или регион. Универсального решения, годного для каждого конкретного места и реального времени, как показывает практика, не существует. Поэтому так важно, чтобы развивающиеся страны, заинтересованные в информационном прогрессе, занимали, во-первых, активную позицию в вопросах информационного образования населения. Во-вторых, разрабатывали собственные государственные стратегии, поощряющие внедрение новейших информационных технологий и услуг. В-третьих, порождали нормативные документы, регламентирующие механизмы взаимодействия социальной, промышленной, коммерческой и управленческой сферы в области применения информационных технологий. Информационная политика государства должна опираться на активную региональную поддержку, местное проявление инициативы на административном и коммерческом уровне.

Итак, обязанностью государств, в полной мере сознающих важность информационных технологий в развитии экономики и культуры страны и берущих на себя ответственность по организации к ним доступа своих граждан, является работа в следующих направлениях.

Во-первых, это создание благоприятных рыночных условий для поддержки независимых информационных и коммуникационных служб, институтов и посредников (к таковым относятся и средства массовой информации, и дистанционные образовательные учреждения, и сеть информационно-справочных центров, интернет-порталов и многое другое). Под благоприятными условиями следует понимать экономическую стабильность и политическую предсказуемость государства. Кроме того, необходимо всячески поощрять и развивать добросовестную конкуренцию как среди производителей, так и среди поставщиков информационных услуг. Монополия в данных сферах будет означать высокую потребительскую стоимость, в частности, информационного продукта или услуги и отрицательно сказываться на ее массовом распространении.

Во-вторых, информационная политика государства не должна фокусироваться исключительно на привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий, хотя последнее крайне полезно. Не менее важно развивать универсальное обслуживание граждан и вне систем рыночных механизмов: только так возможно решить проблему доступа к информации всех территориальных и социальных групп. Таким образом, выполняя принятые на себя обязательства в проведении информационно-ориентированной политики, государство должно стараться предоставлять дополнительные информационные возможности гражданам путем инновационного технического обеспечения общедоступных мест — культурно-образовательных и медицинских учреждений, транспортных узлов. Данный список включает в себя также такие объекты жизнеобеспечения общества, как почтовые отделения, школы, библиотеки, архивы, музеи, аптеки, вокзалы и т.п.

В-третьих, на региональном административном уровне необходимо вплотную подойти к проблемам ограничения информационно-сетевого доступа в периферийных районах и областях. В-четвертых, с особой бережностью и вниманием государству следует отнестись к материальным нуждам и духовным потребностям своих наиболее уязвимых граждан. Имеются в виду лица с ограниченными физическими и коммуникационно-социальными возможностями — инвалиды, пожилые люди (также порой оказывающиеся в полной социальной изоляции) и некоторые другие малообеспеченные категории граждан, по объективным причинам вынужденные большую часть времени проводить в стенах дома. Необходимо изыскивать средства и разрабатывать целевые программы информационной поддержки данных социальных слоев, направленные на облегчение доступа к информации, знаниям, общению.

Эффективная информационная политика государства также подразумевает популяризацию простых и универсальных информационных технологий (к которым относится, например, «мобильный Интернет»); содействие распространению в доступном ценовом диапазоне удобного программного обеспечения и разного рода информационных продуктов. Особый акцент при этом следует сделать на контроле соблюдения авторских прав в области интеллектуальной собственности. Массовые нарушения данных гражданских прав в нашей стране ни в коей мере не способствуют формированию глобального информационного общества, создают ложную иллюзию информационной доступности. Левый оборот контрафактных изделий снижает конкурентоспособность качественных лицензионных компьютерных и мультимедийных продуктов, что отрицательно сказывается на общем уровне информационной культуры нашего общества.

Информационный потенциал любого общества, тем более государства, зависит, прежде всего, от развития информационных и коммуникационных ресурсов, с одной стороны, и адекватной информационно-образовательной подготовки граждан, соответствующей возможностям новой цифровой эпохи — с другой. Государства, взявшие на себя обязательства по построению глобального информационного общества, таким образом, должны стремиться обеспечить всех граждан равными информационными возможностями. Помимо предоставления всем качественного основного образования это предполагает развитие гибкой и открытой системы непрерывного дополнительного обучения, в русле которого все желающие могли бы получить необходимые знания и навыки по использованию информационных технологий (с учетом постоянной модернизации последних).

Расширенные возможности обучения населения дает система дистанционного образования, или, точнее, дистанционного образования, основанного на электронной технологии. Создание благоприятных условий для непрерывного повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров (так же, как и для совершенствования человеком навыков и знаний в индивидуальных культурно-познавательных целях), а также развитие разнообразных справочно-информационных услуг (таких, как телемедицина, дистанционные консультации специалистов и т.п.) могут внести решающий вклад в формирование грамотного передового информационного общества. Необходимым фундаментом для этого является информированность и грамотность всех граждан в области современных информационных технологий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.