КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировая цифровая интеграции
Успех цифровой интеграции в большой степени является производным от целенаправленного и позитивного сотрудничества (как двустороннего, так и многостороннего) между всеми членами информационного сообщества (на уровне государств). Эффективными средствами решения, мостиками между странами могут выступать крупные международные финансовые объекты, разветвленная система банков развития (в частности, Всемирный Банк), направленная на изживание, ликвидацию нищеты в отсталых и развивающихся странах. Кроме этого в рамках данных структур возможно оказание поддержки в деле информационного образования местных этнических и социальных групп, а также при расширении круга доступа к информационным сетям. Свой вклад также могут внести международные системы телекоммуникаций, разные интернациональные фонды и организации соответствующей направленности. И, конечно же, нельзя недооценивать роль частного сектора, действий разных неправительственных организаций и собственно желания «продвинутых» граждан участвовать в процессе формирования глобального информационного общества. Поскольку информационно-коммуникационные технологии — явление глобального порядка, они требуют соответствующих многоаспектных подходов и нестандартных решений по их продвижению. В международных соглашениях по поводу информационного развития положительно оцениваются начальные действия и шаги развитых государств, направленные на сокращение цифровой дистанции в современном мире. Это касается оказания информационной помощи ряду стран, осуществляемой посредством создания международных инстанций и негосударственных фондов поддержки. Особо отмечается деятельность по приобщению мирового сообщества к благам информации таких организаций, как ВЭФ (Глобальной инициативы по ликвидации электронно-цифрового разрыва Всемирного экономического форума), ГДБ (Глобального Диалога Бизнеса по вопросам электронной торговли); также позитивно оценивается работа Глобального форума в целом. Программа глобального экономического развития, базирующаяся на использовании знаний и информации (утвержденная Экономическим и Социальным Советом ООН), предполагает увеличение диапазона международного сотрудничества (в том числе с менее развитыми странами или находящимися на стадии интенсивного развития) в области информационных технологий для выявления наиболее эффективных методов и стратегий преодоления цифрового неравенства, а также для всестороннего учета информационного потенциала представленных стран. Развитые государства должны взять на себя обязательства продолжать работу как в области наведения мостов между более и менее развитыми государствами, так и на национальном уровне. Это подразумевает обеспечение взаимодействия административного аппарата, с одной стороны, социума — с другой; коммерческих и образовательных структур — с третьей, и международных фондов — с четвертой. Необходимо стремиться к тому, чтобы все территории могли задействовать свои экономические, научно-технические и социально-политические ресурсы для создания необходимых условий информационного прогресса. Деятельность развитых стран с учетом потребностей и стартовых условий развивающихся обществ будет охватывать следующие направления (необходимость которых до этого обсуждалась и была провозглашена в рамках информационной политики государств): 1) установление диалоговых отношений с правительствами развивающихся стран, разными международными структурами, частным и коммерческим сектором в следующих целях: • для решения задач по нормативному и техническому обеспечению; • для расширения доступных информационных зон; • для поиска путей сокращения материальной составляющей в информационном процессе, разработки технической совместимости, локализации и адаптации продуктов; • для подготовки грамотных кадров в области информационных технологий и совершенствования уровня информационного образования населения в целом; • для развития бизнеса в виртуальном пространстве; 2) поощрение активной консультационной и дипломатической деятельности стран по вопросам проведения пилотных проектов в сфере информационных технологий; 3) создание благоприятной для сотрудничества политической атмосферы; популяризация преимуществ вхождения в глобальное информационное общество; 4) исследование роли частного сектора, неправительственных и международных организаций разного уровня в решении проблем информационного неравенства. Обозначенные направления деятельности, само собой разумеется, потребуют активной позиции государства, ответственного за принятие адекватных мер. Какие же именно составляющие информационной стратегии государства составляют залог успешности ее воплощения? В первую очередь, это построенная должным образом стратегическая политика государства, подразумевающая создание прозрачной и доброжелательной атмосферы; обеспечение непредвзятости и тактика поощрений инноваций. Дополнительно к этому следует реорганизовывать сложившиеся отношения, сглаживать социальные противоречия путем расширения возможностей образования людей и сфер применения ими своих сил и знаний. Во-вторых, необходимо наладить разумный контроль, преимуществом которого является возможность более четкого распределения функций, задач и ресурсов; учет интересов как производителей и поставщиков информационных услуг и продуктов, так и потребителей. Еще одним необходимым элементом информационной политики является обеспечение бесперебойного доступа граждан к цифровым технологиям, разработка стандартов обслуживания и правил использования информационных технологий. Важной деталью в данном случае выступает фактор экономичности и безопасности доступа, отпугивающий в настоящее время многих потенциальных потребителей. Наконец, как мы уже много раз повторяли, не менее важным условием является кампания государства, направленная на подготовку информационно грамотных граждан, способных пользоваться аналоговыми средствами и источниками информации в своих рабочих, образовательных и личных целях. Это позволит решить многие вопросы, связанные с намечающимся дефицитом специалистов в области информационных технологий, поскольку реальные условия развития нашего общества таковы, что рост информационных потребностей в разных сферах трудовой деятельности опережает скорость их удовлетворения ввиду недостаточной комплектации грамотных (с точки зрения владения информационными технологиями) кадров. Также желательно повысить степень применения информационных технологий в секторе управления: в целом, это сможет сделать информационные структуры более доступными для всех социальных слоев населения, что, в свою очередь, положительно отразится на деятельности государства и уровне жизни его граждан. Немаловажным фактором, препятствующим скорейшему перерождению современных разрозненных сообществ в подлинное информационное общество планетарного масштаба, выступают языковые ограничения. Даже при поверхностном знакомстве с ресурсами Интернета легко увидеть, что львиная доля информации там хранится на английском языке. Это, тем не менее, не отменяет существования в сети информационного пласта, закодированного в словах и символах других национальных языков. Вполне вероятно, что в нем также содержатся полезные и оригинальные сведения, могущие быть востребованными в контексте иной культуры. Именно поэтому крайне важно обеспечение полноценного межъязыкового понимания, поиска информации и общения в виртуальном пространстве. Для того чтобы сделать сеть поистине местом межнациональных коммуникаций, надо, прежде всего, подумать над претворением в жизнь таких идеальных механизмов, которые, во-первых, будут посредниками в деле поиска и понимания информации на иностранном для потребителя языке. Во-вторых, смогут перетранслировать знания или сообщения, созданные в знаковой системе одного языка, на уровень, доступный для понимания и усвоения информации членами других языковых сообществ. Задача создания подобных механизмов возникла давно, являясь вызовом для многих лингвистических и технических лабораторий. Поскольку научно-прикладная мысль не стоит на месте, можно полагать, что она будет в недалеком будущем осуществлена наилучшим образом. В настоящее время функционирует множество программ-переводчиков, впрочем, все они не гарантируют адекватного содержания на выходе и требуют контроля, перепроверки специалиста. В связи с этим стоит упомянуть программу, разработанную в рамках научной деятельности Европейского Союза, под названием OTELO. Она дает возможность эффективно и гармонично сочетать усилия лингвистов-переводчиков с технологией автоматического перевода текстов. При этом учитываются нормативы лексических баз и стандарты форматирования текстов. Также можно отметить разработку информационно-навигационной системы MULINEX, осуществлявшуюся при совместных усилиях французской, итальянской и немецкой сторон. Данная система рассчитана на деятельность внутри сети, настроена на выборочный поиск, доставку и просмотр информации в «мультиязыковых» условиях. Активное погружение молодого поколения в глобальное информационное пространство заставляет многих ревнителей культуры тревожиться, выдвигать неутешительные прогнозы о потере обществом своей национальной идентификации, утрате отличий, в том числе языковых. Часто слышны упреки в совершающемся исподволь навязывании американской культуры посредством глобальных сетей, или превалировании проамериканских идей в информационном пространстве. Нельзя сказать, что данные опасения лишены почвы, однако отражение этой и других информационной угроз не должно быть равнозначным выстраиванию некоего заслона от процессов всемирной информатизации, основываться на ограничении роли сети в обыденной жизни граждан. Напротив, культурный и научный потенциал нации может быть умножен через грамотное и ответственное участие ее представителей в процессе «строительства» нового, глобального, информационного пространства. Все великие народы начинали свое «шествие» в мировой истории с отбрасывания устаревших, не отвечающих требованиям времени законов и вводили свои, в большей или меньшей степени удачные, но обязательно актуальные. Впоследствии именно нововведения позволяли выделиться на арене событий тому или иному этносу, а позже государству. Информационное общество, являясь следующей наиболее желательной стадией развития миропорядка, также должно выработать новые правила сосуществования людей и механизмы урегулирования конфликтов, поскольку входит в совершенно новую, материально-виртуальную среду обитания. Признание притягательной силы глобальной информационной сети, этого невероятного явления в историческом плане, неизбежно влечет к изменению существующих норм и введению новых законов. Однако, отказываясь от старого, надо, прежде всего, тщательно выбрать из него и сохранить крупицы собранной предками мудрости, опыта и здравого смысла. С учетом этого формируются три взаимообусловленных принципа новой, сетевой, этики, необходимой для выживания информационного общества: • свобода личности; • умеренный консерватизм; • самосохранение системы. Свобода личности подразумевает: каждый может делать все, что ему заблагорассудится, если только его действия не наносят ущерб другим членам общества, не подавляют их интересов. Согласно Декларации прав человека, люди свободны иметь любые вкусы и мировоззрения. Они могут находить себе единомышленников по любым вопросам — благо возможности сети это позволяют. Могут обсуждать любые темы — приватно или в отведенных для этого уголках сети, не беспокоя остальных. Этому служат всевозможные коммуникационные технологии — e-mail, Usenet и т.д. Люди свободны творчески выражаться — поодиночке или через совместный труд (при создании файлов, сайтов и т.п.) — и поступать согласно своим привычкам и убеждениям. Однако данные посылы выглядят приемлемо только на бумаге. Многие пользователи (потенциальные члены информационного общества будущего) памятуя о праве «каждый делает все, что ему заблагорассудится» в сети, не придают значения условию «если его действия не наносят ущерб другим». Такое непонимание (или неприятие) принципов информационного общества порождает две линии противозаконного в контексте сетевой этики поведения: •хамство и вандализм, продиктованные чувством вседозволенности; •навязывание своих мнений и предпочтений остальной аудитории. Первый тип поведения свойственен людям, которые верят, что в виртуальном пространстве нет ни запретов, ни наказания за их нарушения. Они без зазрения совести пользуются любыми файлами и программами, находящимися в пределах их досягаемости. Нарушители второго типа убеждены, что только им дано право определять ценность той или иной информации, и не сдерживаются в способах ее донесения до окружающих. Понятно, что целям «обуздывания» подобного рода свободных личностей должен служить здоровый консерватизм, учитывающий пожелания общества, чувство меры и равновесия. Что касается принципа самосохранения системы, то он предполагает защиту обществом своего существования. Система стабильна только в том случае, если способна на отрицательное взаимодействие. Таким образом, информационное общество должно беречь главное свое достояние, условие обитания, т.е. сеть. Заметим, что сохранение сети тесно связано с предыдущим принципом умеренного консерватизма, сдерживанием недобросовестных пользователей. Защита Интернета должна быть направлена не только на нападки извне, но и осуществляться изнутри: каждый пользователь обязан ответственно относиться к своей деятельности в сети, не «пачкать» информационное пространство, давая основания недоброжелателям критиковать ценность данного потрясающего изобретения. В связи с этим хочется повторить, что информационные сети были созданы и развиваются, прежде всего, для решения определенных задач. Соответственно, и предоставляемые ими блага можно употреблять (т.е. относиться к сети беспардонно-потребительски), злоупотреблять ими (нарушая законодательные и этические нормы) и, естественно, пользоваться — бережно и ответственно (в качестве полноправного члена информационного общества). Итак, современная цивилизация вступает в новую эру огромных возможностей — эру информационного общества и расширения сферы человеческого общения. В этом зарождающемся глобальном обществе информацию можно создавать, передавать, превращать ее в знания и совместно использовать для достижения различных целей. Информационные технологии, способствуя мгновенной трансляции, распространению знаний, открывают перед человечеством огромные созидательные и познавательные возможности. Если усилиями развитых государств и при содействии частных лиц и организаций будут предприняты необходимые действия, вскоре все люди смогут сообща построить новое информационное общество. Это будет объединение, основанное на совместном использовании знаний, на базе глобальной солидарности и уважения, без которых невозможно достичь полного взаимопонимания между народами и странами. Хочется надеяться, что обозначенные меры и направления действий государств откроют путь к дальнейшему развитию общества, помогут преодолеть разобщенность людей и стран и приведут, в конечном итоге, к возникновению цивилизации, действительно основанной на знаниях и сотрудничестве.
* * * В мировом информационном пространстве за последние годы возникли две тенденции: информация приобрела мировой масштаб и неравномерность распределения информационных потоков (и информационных богатств) среди разных стран. Отмечается, что отсталые страны — отсталые и в информационном плане. И, конечно, как часто это бывает, перед развитыми государствами самими развитыми государствами ставится как всегда нереальная задача для выполнения, но вполне реальная для постановки — уравнение стран в информационном потреблении. Нереальная в том плане, что обеспечение информационного равенства и равноправия зависит от многих причин как экономического, так и политического плана. Но тенденция определена безусловно правильно и вряд ли может быть иначе. Проблема в другом: информация по своему созидательному и разрушительному потенциалу, наверно, можно сравнить с самым современным оружием. Допуск к полной информации неразвитой страны может весьма остро поставить проблему о ее использовании против кого-либо и в первую очередь против развитых стран. И как решать эту задачу, вроде бы никто и не задумывается.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |