Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрождения




Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху

Роль философии в начале тысячелетия сменяет религия, но и религия продолжала питаться идеями, заложенными греческими философами.

Ориген (185—253) обогащает христианскую мысль сокровищами античной учености, отталкиваясь от

учения Платона. Он резко противопоставляет душевное и телесное в человеке. Целью человеческой жизни

является созерцание Бога, борьба со страстями и освобождение от них.

Один из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350—430) соединил аристотелевское

представление об иерархической организации души с христианской теологией. Он различает уровни

совершенствования разумной части души. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При

этом он наследовал взгляды Платона, считая Память самой значительной частью души, в которой заключена

идея Бога. Августин предлагает метод интроспекции (в христианской трактовке — исповеди) в качестве

основного средства познания души и этим во многом определяет пути психологической мысли.

Учение Фомы Аквинского (1225—1274) в XIII в. тоже базируется на понятиях греческих философов, в

частности Аристотеля. Фома развивает идеи Аристотеля, предложив учение о «лестнице форм», на которой

в иерархическом порядке располагаются растительный, животный и разумный типы души. Каждый из них

отвечает за порождение различных психических явлений соответственно: ощущения, представлений и

понятий.

 

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected]


14 of 147


Только разумная душа, как и в учении Аристотеля, обладает бессмертием, в то время как растительная и

животная смертны. Фома Аквинский также конкретизирует термин «рефлексия» Плотина, описывая его как

последовательно сменяющие друг друга фазы познания внешнего мира.

В то же время, наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов,

психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение

взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и

врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли

природу стрессов и их влияние на состояние психики.

Гуманисты эпохи Возрождения, которые приходят следом, подымают так называемые сократические

вопросы, связанные с личностью, достоинством человека и его местом в мире. Основная заслуга философов

Возрождения заключалась в том, что они вернули в научный оби-

ход доаристотелевские представления о материальном состоянии души и подкрепили их обширными открытиями в области анатомии и техники, а также задействовали свои открытия в практической деятельности— в педагогике, архитектуре, живописи. Открытия Леонардо да Винчи можно считать уникальными. Он предвосхитил биомеханику — науку XX столетия, моделируя движения живых существ в технических устройствах, учитывая ведущую роль нервной системы в построении движений (например, конструируя крылья). Ему же принадлежит система основных эмоциональных состояний — аффектов, которые может испытывать человек. Ими являются радость, горе, распря и усилие.

Таким образом, в течение многих веков душа является предметом рассуждения античных философов и богословов эпохи Средневековья и Возрождения, а значит, можно говорить о понимании души (в контексте этих эпох) как предмета психологического знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.